Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций молодёжи

Автор(-ы):

Дмитрук Анастасия Петровна

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

молодёжь
средства массовой информации
ценности
ценностные ориентации

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние средств массовой информации на формирование системы ценностных ориентаций современной молодёжи, внимание акцентируется на технологиях влияния СМИ.

Текст статьи

В настоящее время наблюдается усиление воздействия средств массовой информации на сознание людей, включая систему ценностных ориентаций. Процессы, произошедшие за прошедшие два-три десятилетия внесли значительные изменения не только в сферу политики и экономики, но и в мировоззрение людей, нормы межличностных отношений, систему нравственных идеалов и морали. Это можно проследить во всех сферах жизни общества: заметен кризис культурной и духовной сферы, смещаются позиции молодёжи относительно института семьи и брака, карьеры и достижения материальных благ.

Безусловно, СМИ оказывают значительное воздействие на всех людей, однако молодёжь была и остаётся одним из наиболее уязвимых социальных групп, вследствие чего изменения в сознании российской молодёжи требуют объяснения их причин и возможных последствий.

Молодёжь, как обширная социальная группа со своей неоспоримой спецификой, изучается с подходов разных социо-гуманитарных наук, что обуславливает множество подходов к этому термину. Если говорить о социологии– одним из первых определение выдвинул советский учёный И.С. Кон, который писал, что «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [3].

Особое внимание следует заострить на формулировке «социально-психологические особенности» – не до конца сформировавшаяся еще психика и неспособность в полной мере анализировать информацию делают молодежь одной из структур, наиболее подверженных влиянию СМИ и массовой культуры. С одной стороны, практически каждый представитель молодёжи – сформированная личность, но с другой – мировоззрение и ценности их в значительной степени изменчивы и легко меняют свой вектор под влиянием различных факторов. СМИ – как раз один из них. Это источник большого объёма информации, постоянно пополняющейся, который активно оповещает человека о реалиях окружающего его мира, самых ярких общественных процессах и явлениях, что делает средства массовой информации инструментом регулирования общественного мнения, средством манипуляции. В современном мире как никогда раньше высока степень вовлечения молодёжи в поле воздействия СМИ, поскольку сейчас у каждого человека есть возможность пользоваться разными видами каналов получения информации. Молодёжь здесь снова выступает особой социальной группой ввиду своей мобильности и гибкости – они с лёгкостью осваивают новые информационные каналы, легко ориентируются в сети Интернет, что позволяет осуществлять лёгкий переход по различным сетевым СМИ. То есть, молодёжь, имея возможность просмотреть как можно больше каналов средств массовой информации этим подписывает себя под ещё большее воздействие этих же каналов. Львиную долю своего досуга молодые люди проводят, листая ленты социальных сетей, просматривая видеоролики и читая статьи – очевидно, что СМИ являются неотъемлемой частью системы, формирующей иерархию ценностных ориентаций и установок современной молодёжи.

Что принято понимать под выражением «ценностные ориентации»? Само определение «ценностная ориентация» появилось в американской социологии, в изучение ценностных ориентаций молодежи внесли не малый вклад такие ученые, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р.К. Мертон, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, Ш. Шварц [4]. Проблеме формирования ценностных ориентаций посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей, которые в своих трудах опираются на понятие личности, поскольку ценностные ориентации неразрывно связаны с ним, а также с изучением человеческого поведения и побуждений. В работах Т.Н. Мальковской, З.И. Равкина, В.В. Серикова, А.И. Шемшуриной и др. рассматривается сущность моральных норм и ценностных ориентаций, их место в структуре личности [2].

«Ориентации отражают отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Совокупность материальных и духовных благ является основой существования определенных систем ценностей. В социологии ценностные ориентации изучаются как регуляторы социального поведения социальных субъектов. Они возникают при столкновении потребности вовлечения в целостную социальную систему и наличия общих социальных условий жизнедеятельности человека: политических, экономических, культурных особенностей образа жизни социального субъекта. Выражаются ценностные ориентации в целостности поведения в различных сферах деятельности. Обнаруживаются они в идеалах, целях, интересах и других проявлениях социального субъекта» [5].

В последние десятилетия заметны изменения в формировании ценностной системы молодёжи. В значительной степени это обусловлено перестройкой культуры и структуры общества вследствие распада СССР: предыдущая система ценностей была практически разрушена, старая идеология уже не воспринимается молодыми людьми, а новая еще не сформирована. Это и привело к дезориентации современной молодёжи в нравственной и культурной сферах. С другой стороны, образовавшаяся на месте старых устоев «пустота» заставляет новые поколения заполнить её новыми идеалами и ценностями [1].

С появлением и стремительным развитием средств массовой информации и коммуникации, в которых была практически устранена цензура, информационное поле резко расширилось, доступ молодежи к информации стал значительно проще. Замечательно, когда пресса, радио, телевидение и Интернет используются в качестве образовательного, развивающего ресурсов, однако неблагополучная информация, транслирующаяся через эти же самые каналы, деструктивно влияет на психическое и духовное развитие детей, подростков, да и взрослых людей. Новая информационно-культурная среда оперирует движением больших массивов информации, провоцирующих трансформации в системе норм и ценностей молодёжи, отдельно взятых индивидов и общества в целом. В большей части негативное влияние на ценностные ориентации оказывают Интернет-СМИ, в частности, социальные сети. Молодёжь чаще смотрит там развлекательный контент, где блогеры, становящиеся кумирами, приобретают определенную власть в манипуляции и навязывании своего мнения, а также ценностей. Как пример можно взять институт семьи и брака, популяризируются идеи сожительства вместо законного брака, огромное количество последователей собрало сообщество чайлдфри, продвигаются идеи однополых браков, кроме того, блогеры рассеивают приватность личной жизни, выставляя все события напоказ. Наблюдателям – в нашем случае, молодёжи, которая наиболее подвержена влиянию, жизнь кумиров кажется правильной и идеальной во всех смыслах.

Но когда дело доходит до личной жизни наблюдателя, он сталкивается совершенно с другими обстоятельствами, и оказывается не готов к проживанию своей роли и преодолению трудностей. В 2020 году Интернет-сообщество всколыхнуло высказывание российской телеведущей и блогера Виктории Бони, которая публично осудила многодетных матерей, упрекнув в том, что дети в таких семьях не могут быть полностью обеспечены, а помогать им не имеет смысла. И это лишь один из примеров, а такие ситуации и высказывания встречаются повсеместно. Имея тысячные, а то и миллионные аудитории, такие блогеры совершенно свободно оказывают влияние на нашу молодёжь. Исходя из этого, делаем вывод, что система ценностей современной молодёжи находится в процессе преобразования, которое происходит под влиянием объединения культур, популяризации западной культуры и ценностей. Все это культивируется в массовой культуре – самой доступной и лёгкой для понимания любыми категориями людей. Зачастую эта массовая культура и становится одной из причин возрастающей безнравственности в обществе.

Список литературы

  1. Борзиева, З. М. Ценностные ориентации современной молодежи / З. М. Борзиева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 52 (238). – С. 247-248. – URL: https://moluch.ru/archive/238/55006/ (дата обращения: 17.04.2022)
  2. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков. - 2011. - 180 с.
  3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.
  4. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина - М.: Политиздат, 2001. - 480 с.
  5. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. - 2011. - 105 с.

Поделиться

2610

Дмитрук А. П. Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций молодёжи // Приоритетные направления социально-гуманитарных и экономических исследований в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 апреля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 9-12. URL: https://apni.ru/article/3966-vliyanie-smi-na-formirovanie-tsennostnikh-ori

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа