28 июня 2019 года прошло всероссийское совещание региональных министров – первые результаты проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности». С 2020 года начинает проводиться оценка сформированности функциональной грамотности школьников на основе национального инструментария, разработанного специалистами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». В 2021 году в МБОУ ЛК им. А. Ф. Дьякова было принято решение создать систему методической работы по повышению профессионального уровня педагогов в области формирования функциональной грамотности в лицее и разработать алгоритм организации внедрения в урочную и внеурочную деятельность педагогов, работающих в 5-9 классах заданий, повышающих функциональную грамотность обучающихся. Навыками XXI века являются:
Базовые навыки. Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач |
1. Навыки чтения и письма 2. Математическая грамотность 3. Естественнонаучная грамотность 4. ИКТ-грамотность 5. Финансовая грамотность 6. Культурная и гражданская грамотность |
Компетенции. Как учащиеся решают более сложные задачи |
7. Критическое мышление/решение задач 8. Креативность 9. Умение общаться 10. Умение работать в команде |
Личностные качества. Как учащиеся справляются с изменениями окружающей среды |
11. Любознательность 12. Инициативность 13. Настойчивость 14. Способность адаптироваться 15. Лидерские качества 16. Социальная и культурная грамотность |
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2], - писал в своих трудах А. А. Леонтьев. Задачей педагога является научить детей, достигших 15-летнего возраста, использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, зачастую тех, которые выходят за пределы учебных задач.
5 класс – узнавание, воспроизводство и понимание
6 класс – понимание и применение
7 класс – решение проблем на основе анализа и синтеза информации в контексте предметного знания
8 класс – решение проблем в контексте окружающей действительности
9 класс – готовность действовать в условиях многозадачности, неопределенности в контексте окружающей действительности.
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
- Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
- Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
- Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
- Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
- Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
- Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
- Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Для достижения цели обучающимися необходимо профессиональное вмешательство педагогов. Только систематическая работа, разъяснение необходимости, а после выполнения работы объяснения ошибок и способов выполнения того или иного задания – приведет к успеху.
Алгоритм действий по достижению данной цели.
1. Проведение педагогического совета, решением которого должно быть следующее:
- разработать дорожную карту по внедрению новых форм оценивания метапредметных результатов (срок до 30.08.2021 г.).
- внести в дорожную карту по внедрению новых форм оценивания метапредметных результатов следующие мероприятия:
– создать банк современных педагогических технологий, которые позволят повысить образовательные результаты учащихся (срок до 25.12.2021 г., ответственные руководители – заведующие предметными кафедрами);
– организовать мастер-класс для учителей всех предметных областей по формированию читательской грамотности учащихся (срок в рамках методической недели учителей лицея со 20.04. по 30.04. 2022 г.);
2. Внесены изменения в рабочие программы по всем предметам. По современным требованиям, все рабочие программы должны предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности. В особенности это касается русского языка, иностранного языка, математики, географии, биологии, физики, химии, обществознания, ОБЖ с основной школе.
3. Введены дополнения в планы воспитательной работы в части проведения классных часов, конкретизированы темы. 1-2 раза в месяц классные руководители проводят занятия на тему «Креативное мышление».
4. Поурочное планирование добавлены задания, связанные с функциональной грамотностью (сайты для использования заданий):
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) |
https://ruo-suhobuzimo.edusite.ru/DswMedia/10120primeryizadaniypisa.pdf |
Банк заданий по функциональной грамотности Просвещение |
https://media.prosv.ru/fg/ |
Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности |
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ |
РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности |
https://fg.resh.edu.ru/ |
Инструкция для учителя по использованию банка заданий РЭШ |
https://resh.edu.ru/instruction |
ФИОКО. Открытые задания PISA |
https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa |
ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности |
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti |
Материалы по формированию функциональной грамотности
Список литературы по формированию функциональной грамотности |
https://ciur.ru/deb/deb_mc/DocLib21/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf |
Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики (презентация) |
https://uchitel.club/pedsovet_2020/pisaregion/images/1.%20%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%AB%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%AB%20%D0%98%20%D0%AD%D0%A4%D0%A4%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%AB%D0%95%20%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%98_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf |
УчительКлуб.Образовательная платформа "Просвещение" |
https://uchitel.club/ |
Материалы по формированию ФГ Института стратегии развития образования РАО |
http://skiv.instrao.ru/content/board1/kratkaya-informatsiya/razrabotchiki/publikatsii/ |
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация) |
https://cloud.mail.ru/public/ny3J/LgMa4hjAa |
Методы и приемы оценивания читательской грамотности (презентация) |
https://ciur.ru/deb/deb_mc/DocLib21/Методы%20и%20приемы%20оценивания.pptx |
ЯндексУчебник. Функциональная грамотность |
https://naveg.netboard.me/funkgr/?tab=211692 |
Методические материалы по функциональной грамотности |
https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=436 |
5. Учителя распределены по разделам функциональной грамотности:
Педагоги |
Функциональная грамотность | ||||
|
Читательская грамотность |
Математическая грамотность |
Естественно-научная |
Глобальные компетентности |
Креативное мышление |
русского языка |
+ |
|
|
|
|
обществознания |
+ |
|
|
+ |
|
ОБЖ |
|
|
|
+ |
|
биологии |
|
|
+ |
|
|
химии |
|
|
+ |
|
|
физики |
|
|
+ |
|
|
математики |
|
+ |
|
|
|
Классные руководители |
|
|
|
|
+ |
6. Внесены изменения в программу воспитания и социализации, обозначив формирование функциональной грамотности как приоритетную задачу.
7. Внесены изменения в положение о внутришкольной системе оценки качества образования (ВСОКО)
8. Обучение педагогов
9. Системное использование на уроках и во внеурочное время всеми педагогами гимназии форм и методов обучения, способствующих формированию функциональной грамотности: ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов и др. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.
10. Апробирование системы диагностики и оценки учебных достижений
11. Привлечение родителей к совместной деятельности по формированию функциональной грамотности. Информирование родителей о введении программы по развитию функциональной грамотности (срок – сентябрь 2021 года).
Рис. 1.
Схема работы с обучающимися на начальном этапе:
Рис. 2. Результаты использования заданий функциональной грамотности с 01.2021 г. по 15.04.2022 г.
Только налаженная конкретная система работы, обеспечивающая взаимодействие всех участников образовательной деятельности по формированию, развитию и оценке естественно - научной и математической функциональной грамотности обучающихся, позволит нам улучшить наши показатели как в работе с одаренными детьми, так и во всех остальных направлениях работы.