Главная
АИ #15 (94)
Статьи журнала АИ #15 (94)
Организация работы педагогического коллектива по формированию функциональной гра...

Организация работы педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности

Авторы:

Скрынникова Светлана Васильевна

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

функциональная грамотность
организация
алгоритм работы
внедрение

Аннотация статьи

В статье рассматривается алгоритм организации работы педагогического коллектива по внедрению в учебный процесс заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов.

Текст статьи

28 июня 2019 года прошло всероссийское совещание региональных министров – первые результаты проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности». С 2020 года начинает проводиться оценка сформированности функциональной грамотности школьников на основе национального инструментария, разработанного специалистами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». В 2021 году в МБОУ ЛК им. А. Ф. Дьякова было принято решение создать систему методической работы по повышению профессионального уровня педагогов в области формирования функциональной грамотности в лицее и разработать алгоритм организации внедрения в урочную и внеурочную деятельность педагогов, работающих в 5-9 классах заданий, повышающих функциональную грамотность обучающихся. Навыками XXI века являются:

Базовые навыки.

Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач

1. Навыки чтения и письма

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. ИКТ-грамотность

5. Финансовая грамотность

6. Культурная и гражданская грамотность

Компетенции.

Как учащиеся решают более сложные задачи

7. Критическое мышление/решение задач

8. Креативность

9. Умение общаться

10. Умение работать в команде

Личностные качества.

Как учащиеся справляются с изменениями окружающей среды

11. Любознательность

12. Инициативность

13. Настойчивость

14. Способность адаптироваться

15. Лидерские качества

16. Социальная и культурная грамотность

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2], - писал в своих трудах А. А. Леонтьев. Задачей педагога является научить детей, достигших 15-летнего возраста, использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, зачастую тех, которые выходят за пределы учебных задач.

5 класс – узнавание, воспроизводство и понимание

6 класс – понимание и применение

7 класс – решение проблем на основе анализа и синтеза информации в контексте предметного знания

8 класс – решение проблем в контексте окружающей действительности

9 класс – готовность действовать в условиях многозадачности, неопределенности в контексте окружающей действительности.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

  • Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
  • Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
  • Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
  • Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
  • Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
  • Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
  • Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Для достижения цели обучающимися необходимо профессиональное вмешательство педагогов. Только систематическая работа, разъяснение необходимости, а после выполнения работы объяснения ошибок и способов выполнения того или иного задания – приведет к успеху.

Алгоритм действий по достижению данной цели.

1. Проведение педагогического совета, решением которого должно быть следующее:

  • разработать дорожную карту по внедрению новых форм оценивания метапредметных результатов (срок до 30.08.2021 г.).
  • внести в дорожную карту по внедрению новых форм оценивания метапредметных результатов следующие мероприятия:

– создать банк современных педагогических технологий, которые позволят повысить образовательные результаты учащихся (срок до 25.12.2021 г., ответственные руководители – заведующие предметными кафедрами);

– организовать мастер-класс для учителей всех предметных областей по формированию читательской грамотности учащихся (срок в рамках методической недели учителей лицея со 20.04. по 30.04. 2022 г.);

2. Внесены изменения в рабочие программы по всем предметам. По современным требованиям, все рабочие программы должны предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности. В особенности это касается русского языка, иностранного языка, математики, географии, биологии, физики, химии, обществознания, ОБЖ с основной школе.

3. Введены дополнения в планы воспитательной работы в части проведения классных часов, конкретизированы темы. 1-2 раза в месяц классные руководители проводят занятия на тему «Креативное мышление».

4. Поурочное планирование добавлены задания, связанные с функциональной грамотностью (сайты для использования заданий):

Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

https://ruo-suhobuzimo.edusite.ru/DswMedia/10120primeryizadaniypisa.pdf

Банк заданий по функциональной грамотности Просвещение

https://media.prosv.ru/fg/

Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/

Инструкция для учителя по использованию банка заданий РЭШ

https://resh.edu.ru/instruction

ФИОКО. Открытые задания PISA

https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa

ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Материалы по формированию функциональной грамотности

Список литературы по формированию функциональной грамотности

https://ciur.ru/deb/deb_mc/DocLib21/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf

Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики (презентация)

https://uchitel.club/pedsovet_2020/pisaregion/images/1.%20%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%AB%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%AB%20%D0%98%20%D0%AD%D0%A4%D0%A4%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%AB%D0%95%20%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%98_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf

УчительКлуб.Образовательная платформа "Просвещение"

https://uchitel.club/

Материалы по формированию ФГ Института стратегии развития образования РАО

http://skiv.instrao.ru/content/board1/kratkaya-informatsiya/razrabotchiki/publikatsii/

Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)

https://cloud.mail.ru/public/ny3J/LgMa4hjAa

Методы и приемы оценивания читательской грамотности (презентация)

https://ciur.ru/deb/deb_mc/DocLib21/Методы%20и%20приемы%20оценивания.pptx

ЯндексУчебник. Функциональная грамотность

https://naveg.netboard.me/funkgr/?tab=211692

Методические материалы по функциональной грамотности

https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=436

5. Учителя распределены по разделам функциональной грамотности:

Педагоги

Функциональная грамотность

 

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественно-научная

Глобальные компетентности

Креативное мышление

русского языка

+

 

 

 

 

обществознания

+

 

 

+

 

ОБЖ

 

 

 

+

 

биологии

 

 

+

 

 

химии

 

 

+

 

 

физики

 

 

+

 

 

математики

 

+

 

 

 

Классные руководители

 

 

 

 

+

6. Внесены изменения в программу воспитания и социализации, обозначив формирование функциональной грамотности как приоритетную задачу.

7. Внесены изменения в положение о внутришкольной системе оценки качества образования (ВСОКО)

8. Обучение педагогов

9. Системное использование на уроках и во внеурочное время всеми педагогами гимназии форм и методов обучения, способствующих формированию функциональной грамотности: ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов и др. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

10. Апробирование системы диагностики и оценки учебных достижений

11. Привлечение родителей к совместной деятельности по формированию функциональной грамотности. Информирование родителей о введении программы по развитию функциональной грамотности (срок – сентябрь 2021 года).

Рис. 1.

Схема работы с обучающимися на начальном этапе:

Рис. 2. Результаты использования заданий функциональной грамотности с 01.2021 г. по 15.04.2022 г.

Только налаженная конкретная система работы, обеспечивающая взаимодействие всех участников образовательной деятельности по формированию, развитию и оценке естественно - научной и математической функциональной грамотности обучающихся, позволит нам улучшить наши показатели как в работе с одаренными детьми, так и во всех остальных направлениях работы.

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. С. 16-17.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003 С. 35.

Поделиться

5340

Скрынникова С. В. Организация работы педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности // Актуальные исследования. 2022. №15 (94). С. 74-78. URL: https://apni.ru/article/3968-organizatsiya-raboti-pedagogicheskogo-kollekt

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая