На дорогах с каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта, поэтому очень важно привлечь внимание родительской общественности к проблеме обучения детей ПДД. Ведь безопасность и самосохранение жизнедеятельности детей на дороге очень важная и первостепенная задача всего педагогического сообщества. Обучая ребенка Правилам дорожного движения в нашем ДОУ, мы формируем у них навыки безопасного поведения на дороге. В данной работе активное участие принимают как педагоги, так и родители воспитанников. Взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях.
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации имеются специально разработанные совместно с подразделениями Госавтоинспекции тематические планы и программы, по которым проводятся экскурсии по основам дорожной безопасности с дошкольниками.
В ряде дошкольных учреждениях программа воспитания детей безопасному поведению на улице не является самостоятельной, а входит составной частью в общую программу воспитания и жизни детей в детском саду. В этом случае вопросы по тематике дорожной безопасности реализуются через отдельные направления общей программы.
Например, под ознакомлением дошкольников с окружающим миром имеется в виду и изучение дорожной среды.
Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает действия дошкольников на улицах, дорогах, в транспорте.
Для каждой возрастной группы дошкольников разрабатывается своя методика проведения экскурсий.
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является воспитание детей. Применительно к дорожной среде дошкольники часто не понимают опасности дорожного движения, транспортных средств, дорог и т.д. Дошкольник должен находиться на улице только в сопровождении взрослых. Он не может, не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность.
Безопасное поведение дошкольника на улице определяется уровнем развития у него психофизиологических особенностей поведения, что отражается на его подготовленности в школьном возрасте к самостоятельному дорожному движению.
Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.
Поэтому рекомендуется в обязательном порядке включить в общую программу воспитания дошкольников ненавязчивые вопросы объяснения детям ценности жизни и постепенного обучения их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. При реализации программы воспитания детей воспитатель должен определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы, к которым он должен стремиться, формируя и развивая у дошкольников навыки безопасного поведения на улицах. Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам: понимание ребенком того, что является правильным или неправильным (хорошо – плохо, можно – нельзя, подражать – не подражать, опасно – безопасно и т.д.).
Большое значение имеет формирование у ребенка привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и мысленно останавливать себя, когда другие дети бегут).
Таким образом, программа воспитания и проведения экскурсий имеет целью не обучение дошкольников Правилам дорожного движения (их хорошо должен знать воспитатель), а формирование и развитие у дошкольников от 2 до 7 лет навыков и положительных привычек безопасно вести себя на улицах и дорогах, держа при этом за руку взрослого.
Перед поступлением в школу у дошкольников должны быть определенные знания, представления и понимание значения некоторых терминов по тематике дорожной безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:
- кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;
- что такое транспорт, его виды;
- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;
- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;
- какие бывают пешеходные переходы (наземный «зебра», подземный, надземный);
- какие могут быть опасности на улицах (закрытый обзор проезжей части из-за домов, деревьев, киосков, стоящих автомобилей и т.д., недостаточная видимость при плохой погоде, особенности движения по улицам в разное время года: во время снега, гололеда, оттепели, дождя, тумана и др., возможное появление автомобилей во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов, неожиданное появление велосипедистов, мотоциклистов, ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или вблизи дорог с интенсивным движением транспорта и др.).
У дошкольников должны быть сформированы следующие навыки и положительные привычки безопасного поведения: осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта, держать за руку взрослого, находясь на улице, переходить с ним проезжую часть на зеленый сигнал светофора, но не мигающий, переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы, не бегать по улице самостоятельно, ходить быстрым шагом и обращать внимание на возможные опасности, кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках и т.д.
Не вырываться из рук взрослого, находясь на улице, переходить проезжую часть со взрослым только прямо, а не наискосок, сидеть в автомобиле на заднем сиденье, соблюдать правила посадки и высадки из маршрутного транспорта, правильно вести себя в салоне, уступать место пожилым пассажирам и другие.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка.
К.Д.Ушинский писал, что "Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей".
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста.
"Программа воспитания и обучения в детском саду" предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания.
Программа "Детство". В разделе "Социально-нравственное воспитание" с младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.
Комплексная программа развития ребенка "Истоки". С младшего возраста представлено примерное содержание правил и умений личной безопасности. Сделана попытка описать показатели развития у детей умений и навыков по теме: "Безопасность на дорогах" на каждом возрастном этапе.
Анализ показал, что в данных программах предусмотрена содержательная сторона представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения, но предлагаемые знания и умения не систематизированы. Кроме того, основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности.
Формирование системных знаний, умений и навыков обеспечивать безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ПДД, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формирования содержания тематических направлений.
Большое значение в формировании безопасного поведения детей на дороге, имеет положительный пример в поведении взрослых, поэтому необходимо уделять значительное внимание работе с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Необходимо использовать следующие направления работы с родителями: организацию собраний, открытые занятия, консультации, организацию различных мероприятий с участием родителей, включение в работу по созданию предметной развивающей среды, подготовке праздников, театрализованных представлений, командных соревнований, разработке схемы маршрута «Мой безопасный путь домой», анкетирование родителей, информация в «уголках родителей». По данной теме необходимо проводить работу с педагогическим коллективом по ознакомлению с направлениями и условиями работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения: практические и теоретические консультации, проведение инструктажей по предупреждению ДДТТ, открытые занятия для педагогов, организация семинарских занятий, круглых столов, конференций, викторин, педсоветов, организация развивающей предметно-пространственной среды, проведение психолого-педагогических тренингов, организация конкурсов. Интегрированный подход в педагогическом процессе, направленный на формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города результативен, так как у детей повышается интерес к содержанию поставленных задач в процессе обучения. Дошкольники не только приобретут новые знания правил дорожного движения, но и успешно будут применять их на практике.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному прохождению этого периода благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста – восприимчивость, впечатлительность. И здесь важна роль взрослых, которые вводят ребенка в социальный мир. В процессе разнообразной деятельности, можно успешно решать задачи формирования у дошкольников знаний дорожной безопасности, способных в рамках своего возраста принимать необходимые решения.
Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, мы отмечаем, что в современном обществе знание основ безопасного участия в дорожном движении – одна из главных задач для формирование активного и защищенного человека.
Хочется сказать, что каждому воспитателю, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте. Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.
В заключении хочется отметить, что изучение ПДД в ДОУ необходимо с самого раннего возраста, так как работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице и в транспорте – это работа не одного дня. А для того, чтобы были результаты, одних занятий и бесед недостаточно, детей необходимо научить применять их на практике. Теоретические знания мы даем детям в саду, а вот практическое применение целиком ложится на родителей. Именно родители являются примером для своих детей. Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи, полученные дошкольниками знания и усвоенные правила, станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью каждого человека. Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!