Постановка проблемы. В последнее время в спортивной – методической литературе очень мало уделяется внимания методическим особенностям преподавания в высших учебных заведениях по лыжной подготовке. Место, отводимое в программе физического воспитания по лыжной подготовке год от года, сокращается. Зачастую занятия по лыжной подготовке в общеобразовательных школах по разным причинам не выполняется в полном объеме [2, с. 80]. В результате всего этого, студенты, приходящие на первый курс университета, практически не владеют техникой передвижения на лыжах, тем самым только единицы могут выполнить норматив по лыжной подготовке на знак ГТО.
Чтобы научить студента основам техники передвижения на лыжах и подготовить их функционально к сдаче контрольных норм ГТО, первое с чего необходимо начинать – это с предварительной подготовки по овладению способами передвижения на лыжах посредством применения простейших имитационных упражнений задолго до установления снежного покрова.
Для успешного обучения технике лыжных ходов студенты должны отчетливо понимать основные элементы лыжной техники, знать их назначение, последовательность освоения и дальнейшее применение полученных навыков в повседневной жизни.
Цель исследования – апробировать технологию применения имитационных упражнений по обучению технике лыжных ходов в бесснежное время.
Задачи исследования:
- Выявить основные элементы техники в лыжных ходах;
- Определить необходимое количество подводящих упражнений в приобретении минимальных умений и навыков при передвижении на лыжах;
- Определить последовательность применения имитационных упражнений в учебном процессе студентов.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе ВлГУ на стадионе ИФКС. В течение учебного 2018-19 года периода осень – зима со студентами 1 и 2 курсов очного обучения была апробирована технология применения имитационных упражнений по обучению техники лыжных ходов в бесснежное время.
В исследовании принимали участие студенты 1 и 2 курса Педагогического и Гуманитарного институтов, не имеющие спортивной квалификации. С группами проводились учебные занятия по предмету физическая культура и спорт с применением имитационных упражнений по лыжной подготовке в бесснежный период. Студентам были показаны основные элементы техники, такие, как посадка лыжника, работа рук, работа ног и скольжение [3, с. 128], действия которых можно изучать до выпадения снега. Нами был определен необходимый минимум подводящих упражнений разделенный на 4 группы и предложено их выполнение в определенной последовательности, а именно [4, с. 75]:
- Имитационные упражнения для изучения элемента техники работы рук.
- Имитационные упражнения для изучения элемента техники работы ног.
- Имитационные упражнения для изучения согласованности работы рук и ног.
- Имитационные упражнения для изучения элемента техники скольжения.
Результаты исследования и их обсуждение. Учебный процесс по выше предложенной технологии, а именно, чтобы научить студентов основам техники передвижения на лыжах и подготовить их к зимним условиям, первое с чего необходимо начинать занятия – это с разминки, которая включает в себя ходьбу и бег слабой интенсивности на развитие общей выносливости, как базового качества физического воспитания в лыжном спорте. Длина дистанций непрерывного бега зависит от уровня функционального состояния студентов. Хороший эффект в развитии выносливости даёт чередование бега с ходьбой. Длина дистанции на одном занятии может быть от 2 до 3 км и более. Интенсивность равномерного бега должна быть такой, чтобы занимающиеся преодолевали предложенное расстояние легко, без напряжения и отдышки. Оптимальной зоной ЧСС является 130-160 уд/мин.
После проведенной разминки группы имитационных упражнений выполнялись в следующем порядке [1, с. 122].
1. Имитационные упражнения для изучения элемента техники работы рук.
- И.П. – стойка лыжника, правая рука впереди, левая сзади (на каждый счет смена положения рук).
- И.П. – стойка лыжника правая рука впереди, левая сзади. Передвижение шагом (шаговая имитация) с попеременной работай рук.
- И.П. – положение лыжника после отталкивания в одновременных ходах, туловище наклонено вперед до горизонтали, руки отведены назад (на счет раз, выпрямление туловища с выносом рук вперед, на счет два вернуться в исходное положение)
2. Имитационные упражнения для изучения элемента техники работы ног.
- И.П. – стоя на правой согнутой в коленном суставе, левая впереди, руки сзади за спиной. Активное отталкивание правой вверх-вперед «на взлет» ОЦТ перенести на левую, затем ОЦТ перенести назад, вернуться в исходное положение. То же другой ногой.
- И.П. – стоя на левой, правая назад (носком, не касаясь опоры) правая рука впереди, левая сзади. Подседая на левой, сделать шаг правой вперёд, сменить положение рук, зафиксировать одноопорное положение. Шагом правой назад вернуться в И.П. То же левой ногой.
3. Имитационные упражнения для изучения согласованности работы рук и ног.
- И.П. – стоя на левой, правая назад (носком, не касаясь опоры) правая рука впереди, левая сзади. Стоя на месте, под счет смена положения рук и ног.
- И.П. – стоя на левой, правая назад (носком, не касаясь опоры) правая рука впереди, левая сзади. Подседая на левой сделать шаг правой вперед со сменой положения рук (шаговая имитация).
4.Имитационные упражнения для изучения элемента техники скольжения
- И.П. – стоя на левой, правая назад (носком, не касаясь опоры) правая рука впереди, левая сзади. Подседая на левой сделать прыжок вперед-вверх на возвышенность со сменой положения рук и зафиксировать одноопорное положение на 2-3 сек. Многократное повторение с каждой ноги.
Выводы. Таким образом, соблюдая данную последовательность изучения предлагаемых имитационных упражнений, студенты выполнявшие имитационные упражнения в бесснежный период легче осваивали технику лыжных ходов в зимнее время на лыжах. Конечно, изучение имитационных упражнений в чистом виде только в бесснежный период не могут заменить обучение и совершенствование техники в зимних условиях. Однако накопление двигательного опыта летом и осенью способствует ускорению процесса обучения технике передвижений на лыжах в зимних условиях.