Автор(-ы):
Базякин Николай Васильевич
Пётова Марина Владимировна
Секция
Физическая культура и спорт
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье представлен перечень имитационных упражнений по лыжной подготовке, направленных на овладение техники лыжных ходов в бесснежное время для учащихся высших учебных заведений. Апробирована инновационная технология по формированию навыков специальной физической подготовке в учебном процессе по лыжному спорту со студентами ВЛГУ очного обучения.
Текст статьи
Постановка проблемы. В последнее время в спортивной – методической литературе очень мало уделяется внимания методическим особенностям преподавания в высших учебных заведениях по лыжной подготовке. Место, отводимое в программе физического воспитания по лыжной подготовке год от года, сокращается. Зачастую занятия по лыжной подготовке в общеобразовательных школах по разным причинам не выполняется в полном объеме [2, с. 80]. В результате всего этого, студенты, приходящие на первый курс университета, практически не владеют техникой передвижения на лыжах, тем самым только единицы могут выполнить норматив по лыжной подготовке на знак ГТО.
Чтобы научить студента основам техники передвижения на лыжах и подготовить их функционально к сдаче контрольных норм ГТО, первое с чего необходимо начинать – это с предварительной подготовки по овладению способами передвижения на лыжах посредством применения простейших имитационных упражнений задолго до установления снежного покрова.
Для успешного обучения технике лыжных ходов студенты должны отчетливо понимать основные элементы лыжной техники, знать их назначение, последовательность освоения и дальнейшее применение полученных навыков в повседневной жизни.
Цель исследования – апробировать технологию применения имитационных упражнений по обучению технике лыжных ходов в бесснежное время.
Задачи исследования:
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе ВлГУ на стадионе ИФКС. В течение учебного 2018-19 года периода осень – зима со студентами 1 и 2 курсов очного обучения была апробирована технология применения имитационных упражнений по обучению техники лыжных ходов в бесснежное время.
В исследовании принимали участие студенты 1 и 2 курса Педагогического и Гуманитарного институтов, не имеющие спортивной квалификации. С группами проводились учебные занятия по предмету физическая культура и спорт с применением имитационных упражнений по лыжной подготовке в бесснежный период. Студентам были показаны основные элементы техники, такие, как посадка лыжника, работа рук, работа ног и скольжение [3, с. 128], действия которых можно изучать до выпадения снега. Нами был определен необходимый минимум подводящих упражнений разделенный на 4 группы и предложено их выполнение в определенной последовательности, а именно [4, с. 75]:
Результаты исследования и их обсуждение. Учебный процесс по выше предложенной технологии, а именно, чтобы научить студентов основам техники передвижения на лыжах и подготовить их к зимним условиям, первое с чего необходимо начинать занятия – это с разминки, которая включает в себя ходьбу и бег слабой интенсивности на развитие общей выносливости, как базового качества физического воспитания в лыжном спорте. Длина дистанций непрерывного бега зависит от уровня функционального состояния студентов. Хороший эффект в развитии выносливости даёт чередование бега с ходьбой. Длина дистанции на одном занятии может быть от 2 до 3 км и более. Интенсивность равномерного бега должна быть такой, чтобы занимающиеся преодолевали предложенное расстояние легко, без напряжения и отдышки. Оптимальной зоной ЧСС является 130-160 уд/мин.
После проведенной разминки группы имитационных упражнений выполнялись в следующем порядке [1, с. 122].
1. Имитационные упражнения для изучения элемента техники работы рук.
2. Имитационные упражнения для изучения элемента техники работы ног.
3. Имитационные упражнения для изучения согласованности работы рук и ног.
4.Имитационные упражнения для изучения элемента техники скольжения
Выводы. Таким образом, соблюдая данную последовательность изучения предлагаемых имитационных упражнений, студенты выполнявшие имитационные упражнения в бесснежный период легче осваивали технику лыжных ходов в зимнее время на лыжах. Конечно, изучение имитационных упражнений в чистом виде только в бесснежный период не могут заменить обучение и совершенствование техники в зимних условиях. Однако накопление двигательного опыта летом и осенью способствует ускорению процесса обучения технике передвижений на лыжах в зимних условиях.
Список литературы
Поделиться
Базякин Н. В., Пётова М. В. Формирование навыков передвижения на лыжах у студентов вузов в бесснежный период // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 196-198. URL: https://apni.ru/article/397-formirovanie-navikov-peredvizheniya-na-lizhakh