Социальные практики участия родителей в жизнедеятельности школы

В статье рассматриваются проблемы во взаимодействии двух основополагающих общественных институтов – школы и семьи. Раскрываются последствия неэффективной коммуникации. Особое внимание уделяется, собственно, родительским практикам участия: их содержанию, положительным и отрицательным аспектам.

Аннотация статьи
воспитание
коммуникация
взаимодействие семьи и школы
социальные практики
родительская вовлеченность
сотрудничество
Ключевые слова

Школа и семья – два фундаментальных института, формирующих общество и все последующие общественные интеракции. В настоящее время взаимоотношения института образования (школы) и института семьи претерпевают многочисленные трансформации. К сожалению, чаще всего эти трансформации носят негативный характер. Проблема заключается в некоторой автономности в выполнении одних из главных функций обоих институтов: воспитание и социализация. Нередко отношения между семьей и школой переходят в состояние конфронтации, а не сотрудничества, что сказывается не только на осуществлении воспитания и социализации, но и значительно влияет на качество оказываемых образовательных услуг. Противоречивые, конфликтные условия возникают из-за столкновения интересов родителей и преподавателей и неумения прислушиваться и искать баланс.

Проблема плохой проработанности взаимодействия имеет намного более серьезные последствия, чем может показаться на первый взгляд. Она обладает кумулятивным (накопительным) эффектом и вносит большие изменения на системном уровне. Любой дисбаланс в действиях семьи и школы может нанести значительный урон в дальнейшем. Дети, которые не получают должного внимания со стороны родителей и школы, менее воспитаны и испытывают трудности во взаимодействии с другими. Они не получают должного качественного образования, поэтому не могут нормально встроиться в общество, адаптироваться к новым социальным ролям. Среди таких детей очень много хулиганов, беспризорников, алкоголиков, наркоманов и пр. Если не начать предпринимать определенные меры, проблемы примут уже глобальный характер, и исправить их будет намного сложнее и ресурсозатратнее. Все это приведет к сокращению экономического, человеческого, а также культурного капиталов.

Существует положительная тенденция повышения мобильности, «гибкости» взаимодействия, а также образованности родителей. Сейчас у семьи намного больше свободы, в её руках сосредоточены более разнообразные механизмы участия и, соответственно, влияния. Все это, разумеется, не может не радовать. С одной стороны, такие положительные сдвиги лишь способствуют формированию отношений сотрудничества и выработке эффективных решений многочисленных проблем, существующих как на уровне школы, так и на уровне семьи. Родитель активно включается в образовательную среду (учебную и внеучебную), он заинтересован в сотрудничестве. С другой стороны, мы видим и другую картину: отчужденность и автономность. Родители и педагоги оказываются не готовы выстраивать коммуникацию между собой ввиду массы различных причин: профессиональная стереотипность – недоверие решениям родительской общественности со стороны педагогов; недостаточная педагогическая компетентность родителей; вера в исключительную правильность своих решений с обеих сторон и пр. [1].

Участие родителей в жизнедеятельности школы осуществляется через выполнение действий – так называемых социальных практик. Под социальными практиками следует понимать полезные, преобразующие окружающую действительность целенаправленные действия материального характера. Эти действия рождаются в социуме и направлены на него, отсюда – соответствующее название.

Со временем развитие и многократное повторение социальных практик могут поспособствовать их институциализации. В таком случае они станут более организованными и устойчивыми, нормативно закрепленными и гарантированно защищенными, что также положительно скажется на развитии образовательной среды.

Существует множество различных концепций, определяющих типы родительского участия в жизнедеятельности школы, и одной из самых известных является модель Д. Эпштейн. Она включает в себя следующие типы вовлеченности родителей: воспитание (создание благоприятной среды и удовлетворение базовых потребностей ребенка), домашнее обучение (помощь в выполнении домашнего задания, планирование учебной деятельности, постановка целей), коммуникация (постоянное взаимодействие с сотрудниками школы, решение проблем, контроль успеваемости ребенка), волонтерство (добровольное участие во внеучебной деятельности школы, создание благоприятных условий в школьной среде), принятие решений (управленческие решения, информирование других семей о деятельности родителей-активистов), сотрудничество с обществом (решение вопросов на уровне местного сообщества) [2]. Каждый из типов имеет определенную специфику и преследует свою цель.

Воспитание и домашнее обучение для большего удобства можно объединить и отнести к внутрисемейной практике, коммуникацию, волонтерство и принятие решений – к непосредственно внутришкольной практике. Сотрудничество с обществом является следующей ступенью, возвышающейся над первыми двумя, и предполагает уже политические практики участия и управления.

Речь в этой статье пойдет только о двух первых группах. Теперь более подробно рассмотрим каждую группу действий. Первая группа «Воспитание и домашнее обучение» (внутрисемейная) включает в себя вовлеченность родителей в работу с ребенком в домашних условиях, формирование комфортной среды для жизни и обучения дома. Это не только и не столько активная помощь, например, в решении упражнений, заданных ребенку в школе. Вовлеченность может заключаться как в присутствии и поддержке родителя во время выполнения ребенком домашнего задания, так и в разговорах об успехах своего ребенка, волнующих его проблемах и вопросах. Особую важность имеет также воспитательный момент: формирование у ребенка полезных навыков, нужных ему в жизни; прививание моральных ценностей, культуры, этики и т.д. Такая работа родителей дома, разумеется, должна быть непрерывной и содержательной. Для этого важно, осуществляя практики особенно на этом этапе, консультироваться с соответствующими сотрудниками школы: учителями, классным руководителем и школьными психологами. Разумеется, коммуникация ни в коем случае не должна быть односторонней. Администрация школы, в свою очередь, может, например, помочь в организации различных семинаров и мастер-классов для родителей, пригласив учителей, психологов и иных специалистов.

Вторая группа «Коммуникация, волонтерство и принятие решений» (внутришкольная) является более обширной. Она включает в себя разнообразные практики участия родителей: родительские и общешкольные собрания, членство в родительском комитете, членство в попечительском совете, волонтерская деятельность отдельных родителей-активистов (в случае отсутствия организованного родительского комитета), создание постоянно действующих чатов в мессенджерах для оперативной связи с учителями, классным руководителем, а также другими родителями и т.д.

Родительское собрание – самая распространенная практика взаимодействия родителей и школы. Многие родители, согласно исследованию коммуникации семьи и школы Любицкой К. А. и Шакаровой М. А., не испытывают особого доверия к данной практике и считают её формальной [3]. Чаще всего собрания, действительно, организовываются потому, что просто «надо». Они проходят достаточно формально, непродуктивно. Многие родители не могут присутствовать на родительском собрании ввиду отсутствия времени. Достаточно сложно собрать всех в одно время. Поэтому родители прибегают к другим способам коммуникации, на их взгляд, наиболее эффективным – личная беседа или диалог в мессенджерах (других интернет-платформах) с учителем, классным руководителем в удобное время.

Онлайн-коммуникация в настоящее время, действительно, используется довольно часто. Особенно такая тенденция высока среди городских родителей. Это связано с более быстрым ритмом жизни в городе, с большей занятостью родителей. Также немаловажным фактором, изменившим коммуникацию, можно считать пандемию коронавирусной инфекции, последствия которой до сих пор оказывают влияние на повседневную жизнь людей. К онлайн-коммуникации можно отнести: чаты и личные переписки в социальных сетях (ВКонтакте, реже Одноклассники), звонки и сообщения в мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Viber и т.д.), обмен письмами через онлайн-почту и пр. Звонки на личный телефон также являются одним из способов связи, но довольно затратным, поэтому невыгодным.

Попечительский совет – еще одна практика участия, которая используется родителями. Главными целями такого вида школьного самоуправления – обеспечение развития материально-технического оснащения школы, привлечение средств для улучшения школьных условий. В попечительский совет входят как родители, так и сотрудники школы. Чаще всего участниками совета становятся неравнодушные активные родители, которые заинтересованы в том, чтобы их дети находились в комфортных условиях, обучались с использованием современного оборудования. Но работа попечительского совета не ограничивается только этим. Родители, как члены совета, принимают участие в осуществлении контроля расходования внебюджетных средств, помогают детям из малообеспеченных семей и т.д. Однако, в свою очередь, в попечительский совет в основе своей вступают более состоятельные родители, обладающие наибольшим влиянием и имеющие широкие общественные связи.

Альтернативой попечительскому совету в некотором роде может стать родительский комитет. Родительский комитет – это объединение активных родителей, осуществляющее взаимодействие между остальными родителями и сотрудниками школы, оперативно решающее вопросы и проблемные моменты, которые возникают в школе, а также принимающее участие в организации различных школьных мероприятий (культурных, оздоровительных, спортивных и т.д.). Активные родители, входящие в состав комитета, являются отличным «мостом», связывающим сотрудников школы и других родителей. Существование родительского комитета положительно влияет на коммуникацию, делает её более эффективной и оперативной. Родители-активисты высказывают администрации школы, учителям мнение и пожелания большинства родителей школьников в соответствующей форме. Такая же работа осуществляется и в обратную сторону. Однако и в такой практике есть свои нюансы. Если родительский комитет официально оформлен, родителям, входящим в него, нужно работать с различными бумагами, что довольно непросто. Также возникает вопрос со сбором денежных средств. Родительский комитет официально не может собирать средства с других родителей для определенных нужд школы. Но такая работа все же ведется.

Вовлеченность родителей благотворно влияет на детей еще и потому, что они видят пример активной позиции своего родителя, что особенно важно для младших школьников. Ребенок усваивает эту социальную роль родителя. Поэтому важность и полезность участия семьи в жизни школы не ограничивается только улучшением условий школы. Детям важно видеть новые роли, участвовать в новых взаимодействиях для лучшей социализации и последующей включенности в социум.

Таким образом, социальные практики участия родителей в жизнедеятельности школы имеют огромное значение как для самих родителей, так и для детей. Автономность и отчужденность родителей и сотрудников школы способствуют развитию негативных тенденций в образовательной среде. Важен баланс взаимодействия данных субъектов образования, также важно развитие и улучшение каналов и практик.

Текст статьи
  1. Петрухина О.А. Родительское сообщество как форма современного социального партнёрства семьи и образовательной организации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-soobschestvo-kak-forma-sovremennogo-sotsialnogo-partnyorstva-semi-i-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 20.04.2022).
  2. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-roditelskogo-uchastiya-v-obrazovanii-sotsialno-ekonomicheskiy-status-semi-i-rezultaty-obucheniya (дата обращения: 20.04.2022).
  3. Любицкая К.А., Шакарова М.А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе // Вопросы образования. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-semi-i-shkoly-klyuchevye-osobennosti-na-sovremennom-etape (дата обращения: 20.04.2022).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня