Уже сегодня молодые люди не представляют свою жизнь без роботов с искусственным интеллектом. Все, потому что их социализация проходит посредством роботизированных систем. На этапе первичной социализации они уже знакомятся с роботами посредством детских игрушек в форме роботов, компьютерных игр, мультфильмов и художественных фильмов, где главную роль играет робот. Из этого следует, что новое поколение заранее подготавливают к современным реалиям, где робот вплотную взаимодействует с человеком. В связи с этим возникает необходимость спросить: «Насколько данное взаимодействие безопасно для человечества?»
Давайте вспомним три основных закона робототехники сформулированные писателем-фантастом Айзеком Азимовым. Данные законы были задуманы так, чтобы придать этический оттенок роботу.
Первый закон категорически запрещает роботу вредить людям, второй - приказывает роботу подчиняться людям до тех пор, пока это не станет противоречить первому закону, и, наконец, третий закон приказывает роботу защищать свою жизнь, не нарушая первых двух» [1, с. 38].
Однако необходимо понимать, что любая машина, программа, робот может давать сбой и это может привести к различным последствиям.
Робот – это некая машина с антропоморфным (человекоподобным) поведением, которая частично или полностью выполняет функции животного при взаимодействии с окружающим миром [2, с. 23].
Впервые данный термин упоминается в древнегреческих мифах, где он чаще всего фигурировал как словосочетание «механические люди».
В эпоху нового времени, когда в центре внимания находилась «механика» Рене Декарт начинает задумываться о создании разумных машин. Декарт пишет: «…хотя бы такие машины выполняли много вещей так же хорошо или, может быть, даже лучше, чем кто-либо из нас, они неизбежно не могли бы выполнить ряда других, благодаря чему обнаружилось бы, что они действуют не сознательно, но лишь в силу расположения своих органов. В то время как разум является орудием универсальным, которое может служить при всякого рода обстоятельствах, эти органы нуждаются в особом расположении для выполнения каждого особого действия. Отсюда следует, что морально невозможно иметь достаточно органов в одной машине, чтобы они заставили её действовать во всех обстоятельствах жизни, таким образом, как нам позволяет действовать наш разум» [3, с. 301].
Марк Кокельберг, профессор философии Венского университета, пишет: «Наш подход к изучению этики роботов здесь, в Старом Свете, сильно отличается от американского подхода. В Европе, на мой взгляд, нас больше беспокоит вопрос социализации робота. То есть, как сделать так, чтобы робот сотрудничал с человеком, а не соперничал. Мы не хотим, чтобы роботы полностью заменили человека, мы хотим, чтобы они научились сотрудничать, и ищем ответ именно на этот вопрос [4].
Сегодня роботы вошли в нашу жизнь в разных областях. «Они летают в космос, исследуют другие планеты; помогают в военных целях разминируют бомбы и разведывают обстановку с воздуха. В промышленности многие области уже немыслимы без роботов: они собирают автомобили, помогают находить новые лекарства» [5, с. 2].
В связи с этим «им (роботам) действительно нужно научиться общаться с нами на человеческих условиях», – сказал ученый-исследователь MIT CSAIL Борис Кац в заявлении, связанном с новой исследовательской работой. «Они должны понимать, когда им пора помочь, а когда пора чтобы они увидели, что они могут сделать, чтобы что-то не произошло» [6].
В XXI веке человечество впервые столкнется с проявлением чужого разума – с роботами. И это событие повлечет разнообразные проблемы этического, социального и экономического свойства. Организация планирует установить этические нормы, описывающие роли и функции роботов.
Доктор естественных наук Штутгартского университета Сергей Кернбах (Германия) охарактеризовал одно из основных направлений современной робототехники именно как социализацию роботов. Философы уже сломали немало копий, споря о том, что понимать под этим термином. Но на деле все сводится к весьма простым вещам - роботы со временем перестают быть бездушными механизмами, занимающимися исключительно сборкой машин и другим общественно полезным трудом. Они придут в каждый дом, чтобы стать реальными помощниками человека (садовниками, нянями, медсестрами и т.д.). Для этого роботам надо воспринимать человеческие эмоции, иметь располагающую к себе внешность, людям же необходимо научиться сосуществовать с роботами [7].
Получается, что если мы хотим социализировать роботов с ИИ традиционным способом, таким, как социализируется человек, то необходимо в техническом задании сразу прописать необходимость наличия такой эмоции робота, как страх. Альтернативой является создание новой дисциплины робопедагогики и создание полностью новой науки о социализации [8].
Робопедагогика сможет пригодиться в любой сфере: промышленность, онлайн пространство, образование, управление финансами и в любом другом месте, где потребуется помощь от робота.
Но все это не значит, что технологии искусственного интеллекта приведут к полной замене рабочих мест машинами, технологии лишат работы лишь небольшую долю населения Земли. И не стоит сразу негативно воспринимать роботов, так как эти технологии полностью изменят сами профессии. При любом исходе человеку останется работа, это очень важно понимать! Роботы или боты должны будут стать и станут нашими помощниками, а также союзниками в любых начинаниях и сферах жизни.