В статье рассматривается возможная социализация роботов.

Аннотация статьи
социализация
социализация роботов
законы робототехники
робопедагогика
робот
Ключевые слова

Уже сегодня молодые люди не представляют свою жизнь без роботов с искусственным интеллектом. Все, потому что их социализация проходит посредством роботизированных систем. На этапе первичной социализации они уже знакомятся с роботами посредством детских игрушек в форме роботов, компьютерных игр, мультфильмов и художественных фильмов, где главную роль играет робот. Из этого следует, что новое поколение заранее подготавливают к современным реалиям, где робот вплотную взаимодействует с человеком. В связи с этим возникает необходимость спросить: «Насколько данное взаимодействие безопасно для человечества?»

 Давайте вспомним три основных закона робототехники сформулированные писателем-фантастом Айзеком Азимовым. Данные законы были задуманы так, чтобы придать этический оттенок роботу.

Первый закон категорически запрещает роботу вредить людям, второй - приказывает роботу подчиняться людям до тех пор, пока это не станет противоречить первому закону, и, наконец, третий закон приказывает роботу защищать свою жизнь, не нарушая первых двух» [1, с. 38].

Однако необходимо понимать, что любая машина, программа, робот может давать сбой и это может привести к различным последствиям.

Робот – это некая машина с антропоморфным (человекоподобным) поведением, которая частично или полностью выполняет функции животного при взаимодействии с окружающим миром [2, с. 23].

Впервые данный термин упоминается в древнегреческих мифах, где он чаще всего фигурировал как словосочетание «механические люди».

В эпоху нового времени, когда в центре внимания находилась «механика» Рене Декарт начинает задумываться о создании разумных машин. Декарт пишет: «…хотя бы такие машины выполняли много вещей так же хорошо или, может быть, даже лучше, чем кто-либо из нас, они неизбежно не могли бы выполнить ряда других, благодаря чему обнаружилось бы, что они действуют не сознательно, но лишь в силу расположения своих органов. В то время как разум является орудием универсальным, которое может служить при всякого рода обстоятельствах, эти органы нуждаются в особом расположении для выполнения каждого особого действия. Отсюда следует, что морально невозможно иметь достаточно органов в одной машине, чтобы они заставили её действовать во всех обстоятельствах жизни, таким образом, как нам позволяет действовать наш разум» [3, с. 301].

Марк Кокельберг, профессор философии Венского университета, пишет: «Наш подход к изучению этики роботов здесь, в Старом Свете, сильно отличается от американского подхода. В Европе, на мой взгляд, нас больше беспокоит вопрос социализации робота. То есть, как сделать так, чтобы робот сотрудничал с человеком, а не соперничал. Мы не хотим, чтобы роботы полностью заменили человека, мы хотим, чтобы они научились сотрудничать, и ищем ответ именно на этот вопрос [4].

Сегодня роботы вошли в нашу жизнь в разных областях. «Они летают в космос, исследуют другие планеты; помогают в военных целях разминируют бомбы и разведывают обстановку с воздуха. В промышленности многие области уже немыслимы без роботов: они собирают автомобили, помогают находить новые лекарства» [5, с. 2].

В связи с этим «им (роботам) действительно нужно научиться общаться с нами на человеческих условиях», – сказал ученый-исследователь MIT CSAIL Борис Кац в заявлении, связанном с новой исследовательской работой. «Они должны понимать, когда им пора помочь, а когда пора чтобы они увидели, что они могут сделать, чтобы что-то не произошло» [6].

В XXI веке человечество впервые столкнется с проявлением чужого разума – с роботами. И это событие повлечет разнообразные проблемы этического, социального и экономического свойства. Организация планирует установить этические нормы, описывающие роли и функции роботов.

Доктор естественных наук Штутгартского университета Сергей Кернбах (Германия) охарактеризовал одно из основных направлений современной робототехники именно как социализацию роботов. Философы уже сломали немало копий, споря о том, что понимать под этим термином. Но на деле все сводится к весьма простым вещам - роботы со временем перестают быть бездушными механизмами, занимающимися исключительно сборкой машин и другим общественно полезным трудом. Они придут в каждый дом, чтобы стать реальными помощниками человека (садовниками, нянями, медсестрами и т.д.). Для этого роботам надо воспринимать человеческие эмоции, иметь располагающую к себе внешность, людям же необходимо научиться сосуществовать с роботами [7].

Получается, что если мы хотим социализировать роботов с ИИ традиционным способом, таким, как социализируется человек, то необходимо в техническом задании сразу прописать необходимость наличия такой эмоции робота, как страх. Альтернативой является создание новой дисциплины робопедагогики и создание полностью новой науки о социализации [8].

Робопедагогика сможет пригодиться в любой сфере: промышленность, онлайн пространство, образование, управление финансами и в любом другом месте, где потребуется помощь от робота.

Но все это не значит, что технологии искусственного интеллекта приведут к полной замене рабочих мест машинами, технологии лишат работы лишь небольшую долю населения Земли. И не стоит сразу негативно воспринимать роботов, так как эти технологии полностью изменят сами профессии. При любом исходе человеку останется работа, это очень важно понимать! Роботы или боты должны будут стать и станут нашими помощниками, а также союзниками в любых начинаниях и сферах жизни.

Текст статьи
  1. Шибаева К.В., Холова Л.Н. Три закона робототехники Айзека Азимова: к вопросу гуманности применения смертоносных автономных систем вооружения на войне // Теология. Философия. Право. № 4 (8) 2018, С.28-41.
  2. Фрейдин Р.С. Робопедагогика. Интерэкспо ГЕО-Сибирь. XIV Междунар. науч. конгр., 23–27 апреля 2018 г., Новосибирск : Междунар. науч.-технолог. конф. студентов и молодых ученых «Молодежь. Наука. Технологии» : сб. материалов в 2 т. Т. 2 – Новосибирск : СГУГиТ, 2018, С.23-26.
  3. Декарт Р. Избранные произведения / пер. с фр. и лат., ред. и вступ. ст. Е. В. Соколова; Акад. наук СССР, Ин-т философии. М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.
  4. Еременко П. У роботов никогда не будет сознания». Для чего нужна киберфилософия [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/entry/102667/ (дата обращения 18.03.2022).
  5. Параскевов А.В., Левченко А.В. Современная робототехника в России: реалии и перспективы (обзор) // Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-robototehnika-v-rossii-realii-i-perspektivy-obzor/viewer.org (дата обращения 29.03.2022).
  6. Брайн Хэтер Обучение роботов социализации. [Электронный ресурс]. URL: https://techcrunch.com/2021/11/05/teaching-robots-to-socialize/ (дата обращения 29.03.2022).
  7. Карчевский В.П. Педагогика роботов. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.m.wikiversity.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE% (дата обращения 29.03.2022).
  8. Сергей Зобин. Эволюция интеллекта: социализация роботов с ИИ. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/589099/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня