научный журнал «Актуальные исследования» #15 (94), апрель '22

Коррекционно-развивающая работа по вербализации пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности процесса формирования вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассматриваются ключевые составляющие и этапы реализации авторской программы «Я и пространство», описываются ресурсы, необходимые для реализации коррекционно-развивающей программы, делаются выводы об эффективности педагогического воздействия на воспитанников.

Аннотация статьи
коррекция
речь
пространственные представления
коррекционно-развивающая работа
вербализация пространственных представлений
старшие дошкольники с общим недоразвитием речи
программа «Я и пространство»
Ключевые слова

Пространственные представления являются ключевыми составляющими сложного процесса тесно взаимосвязанного с развитием речи и высшей психической деятельностью ребёнка. Ребёнок – это целостная система. Нельзя провести чёткую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребёнка. Основой для исследования базовых составляющих психического развития являются труды учёных Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Семенович, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго [2, 4, 6, 7]. В работах этих учёных было доказано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления. Б. Г. Ананьев, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, А.А. Люблинская, А.Н. Гвоздев [1, 3, 5, 6, 7], – далеко не полный перечень учёных, которые указывали на то, что несформированность пространственных представлений и преобладание речевой и неречевой симптоматики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) соотносится с недоразвитием как речи, так и самих пространственных представлений. Недостатки развития пространственных представлений у детей с нарушениями речи носят, как правило, вторичный характер, вследствие этого, могут быть скорректированы только с помощью специально организованного обучения.

Этапы в развитии пространственных представлений сформулированы в трудах учёных А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [6, 7]. Пространственные представления имеют уровневую структуру, последовательно настраиваясь один над другим в ходе онтогенетического развития. Поэтому поломка в любом из звеньев в ходе психического онтогенеза приведёт к нарушению развития пространственных представлений.

Уровень вербализации пространственных представлений формируется в норме к 5-6 годам, но из-за явного недоразвития речевого компонента старших дошкольников с первичным дефицитом общения, необходимого как для успешного усвоения пространственных представлений, так и для их речевого выражения, не формируется у детей с ОНР без специально организованного обучения.

Комплексный подход к анализу и выбору средств коррекционной работы в системе работы учителя логопеда по развитию пространственных представлений у дошкольников с ОНР, сделал необходимым создание программы «Я и пространство», которая встраивается в систему работы учителя-логопеда и специалистов дошкольного учреждения. Целью нашей работы являлось создание дидактической модели формирования вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР. Основой данной программы стали: иерархия в формировании пространственных представлений, опора на учёт онтогенетического формирования предлогов и слов с обозначением пространства, сочетание традиционного и компьютерного обучения, работа в команде с другими специалистами дошкольного учреждения и родителями дошкольников. Фрагмент программы представлен в таблице.

Таблица

Фрагмент программы «Я и пространство» в рамках взаимодействия с педагогами ДОУ

Месяц

Лексические темы

Воспитатели, родители

Педагог-психолог

Инструктор по ФИЗО

Октябрь

1-я неделя –

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью

 «Сад.

Игры «Кто за деревом?»; «С какого дерева листок?»; «Что где растёт?» «Назови, что находится выше…носа, лба, подбородка…, живота»

Игры на знакомство с предлогом «на» «Маленькое слово «на»»;

 1. «Послушай, запомни, назови»;

2.«Придумай предложение с предлогом «на»;

3. «Куда села муха?»

Мультимедиа презентация: «Времена года» (собственный образовательный ресурс);

Визуальный тренажёр Чиркиной – Русецкой серия 1«Учимся смотреть и видеть»

Тетрадь коррекция графомоторных навыков детей 5-7 лет О.Б. Иншакова

«Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации»

Игры

«Кто скорее?», «По порядку, становись!», «Кто за кем?», «Прятки»

 

Такое распределение работы в рамках взаимодействия со специалистами дошкольного учреждения решило ряд проблем. Воспитатели и родители включились в работу по данному направлению и выполняли ряд заданий и игр включив их в образовательный процесс в детском саду и дома. Специалисты осуществляли данный вид работы как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в рамках кружковой работы. Учитель-логопед внедрял работу по вербализации пространственных представлений как часть работы по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР в индивидуальном порядке, и в рамках работы в микро-группах.

Это данные нашего экспериментального исследования, которые были обработаны с помощью качественного и количественного анализа, внедрения программы «Я и пространство» в коррекционно-развивающую работу по развитию пространственных представлений старших дошкольников с ОНР проводилась в течение двух лет обучения. Началась в конце октября 2020 года и закончилась в апреле 2022 года.

База исследования:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50» и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 121» г. Курска.

Участники формирующего эксперимента:

Дети 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР (III уровень речевого развития).

Результаты контрольного среза убедительно доказывают овладение уровнем вербализации пространственных отношений старшими дошкольниками с ОНР (рис.).

Рис. Данные контрольного и констатирующего эксперимента о вербализации пространственных представлений дошкольников с ОНР (%)

Отмечается качественный и количественный рост лексико-грамматического словаря, отсутствие грубых ошибок употребления логико-грамматических конструкций с использованием предлогов пространственного словаря. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в состоянии сформированности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР. Увеличился процент детей со средним от 13% до 87%, с высоким уровнем от 13% до 80%. Количество детей с низким уровнем пространственных представлений выявлено не было. А это значит, что освоили адаптированную рабочую программу по развитию пространственных представлений 100% старших дошкольников с первичным дефицитом общения.

В процессе реализации нашей программы «Я и пространство» в соответствии с разработанными критериями оценки её эффективности, включающей различные уровни познавательной активности детей, родителями, воспитателями и педагогами дошкольного учреждения был отмечен высокий уровень познавательной активности детей и высокий уровень мотивации дошкольников с ОНР при выполнении заданий.

Следовательно, структура, содержание и объём программы максимально способствовали реализации её на практике.

Итак, в ходе нашего исследования мы доказали, что разработанная нами коррекционно-развивающая программа «Я и пространство», основанная на сближении традиционного и компьютерного обучения, является эффективной в практике формирования пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Текст статьи
  1. Ананьев, Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Интернет-ресурс] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М., 1964. – 304 с. http://www.klex.ru/hvl
  2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Интернет-ресурс] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1956. https://www.livelib.ru/author/117038-lev-vygotskij
  3. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений [Текст]/ А.Н. Гвоздев. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 1981. – 471с.
  4. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1969. - 312с.
  5. Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста// Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей [Текст] / А.А. Люблинская. Сб. ст. под ред. Ананьева Б.Г. М.: «Известия АПН РСФСР», 1956., вып.86. - 223с.
  6. Семаго, Н.Я., Семаго М.М. Структура пространственных представлений [Текст] / М.М. Семаго, Н.Я.Семаго. /Школьный психолог. 2000. №34. – 42 – 49с.
  7. Семенович, А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии [Текст] / А.В. Семенович, С.О. Умрихин. – М., 1997. – 50с.
Список литературы