Пространственные представления являются ключевыми составляющими сложного процесса тесно взаимосвязанного с развитием речи и высшей психической деятельностью ребёнка. Ребёнок – это целостная система. Нельзя провести чёткую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребёнка. Основой для исследования базовых составляющих психического развития являются труды учёных Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Семенович, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго [2, 4, 6, 7]. В работах этих учёных было доказано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления. Б. Г. Ананьев, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, А.А. Люблинская, А.Н. Гвоздев [1, 3, 5, 6, 7], – далеко не полный перечень учёных, которые указывали на то, что несформированность пространственных представлений и преобладание речевой и неречевой симптоматики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) соотносится с недоразвитием как речи, так и самих пространственных представлений. Недостатки развития пространственных представлений у детей с нарушениями речи носят, как правило, вторичный характер, вследствие этого, могут быть скорректированы только с помощью специально организованного обучения.
Этапы в развитии пространственных представлений сформулированы в трудах учёных А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [6, 7]. Пространственные представления имеют уровневую структуру, последовательно настраиваясь один над другим в ходе онтогенетического развития. Поэтому поломка в любом из звеньев в ходе психического онтогенеза приведёт к нарушению развития пространственных представлений.
Уровень вербализации пространственных представлений формируется в норме к 5-6 годам, но из-за явного недоразвития речевого компонента старших дошкольников с первичным дефицитом общения, необходимого как для успешного усвоения пространственных представлений, так и для их речевого выражения, не формируется у детей с ОНР без специально организованного обучения.
Комплексный подход к анализу и выбору средств коррекционной работы в системе работы учителя логопеда по развитию пространственных представлений у дошкольников с ОНР, сделал необходимым создание программы «Я и пространство», которая встраивается в систему работы учителя-логопеда и специалистов дошкольного учреждения. Целью нашей работы являлось создание дидактической модели формирования вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР. Основой данной программы стали: иерархия в формировании пространственных представлений, опора на учёт онтогенетического формирования предлогов и слов с обозначением пространства, сочетание традиционного и компьютерного обучения, работа в команде с другими специалистами дошкольного учреждения и родителями дошкольников. Фрагмент программы представлен в таблице.
Таблица
Фрагмент программы «Я и пространство» в рамках взаимодействия с педагогами ДОУ
Месяц |
Лексические темы |
Воспитатели, родители |
Педагог-психолог |
Инструктор по ФИЗО |
---|---|---|---|---|
Октябрь |
1-я неделя – «Осень. Признаки осени. Деревья осенью «Сад. |
Игры «Кто за деревом?»; «С какого дерева листок?»; «Что где растёт?» «Назови, что находится выше…носа, лба, подбородка…, живота» Игры на знакомство с предлогом «на» «Маленькое слово «на»»; 1. «Послушай, запомни, назови»; 2.«Придумай предложение с предлогом «на»; 3. «Куда села муха?» |
Мультимедиа презентация: «Времена года» (собственный образовательный ресурс); Визуальный тренажёр Чиркиной – Русецкой серия 1«Учимся смотреть и видеть» Тетрадь коррекция графомоторных навыков детей 5-7 лет О.Б. Иншакова «Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации» |
Игры «Кто скорее?», «По порядку, становись!», «Кто за кем?», «Прятки»
|
Такое распределение работы в рамках взаимодействия со специалистами дошкольного учреждения решило ряд проблем. Воспитатели и родители включились в работу по данному направлению и выполняли ряд заданий и игр включив их в образовательный процесс в детском саду и дома. Специалисты осуществляли данный вид работы как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в рамках кружковой работы. Учитель-логопед внедрял работу по вербализации пространственных представлений как часть работы по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР в индивидуальном порядке, и в рамках работы в микро-группах.
Это данные нашего экспериментального исследования, которые были обработаны с помощью качественного и количественного анализа, внедрения программы «Я и пространство» в коррекционно-развивающую работу по развитию пространственных представлений старших дошкольников с ОНР проводилась в течение двух лет обучения. Началась в конце октября 2020 года и закончилась в апреле 2022 года.
База исследования:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50» и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 121» г. Курска.
Участники формирующего эксперимента:
Дети 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР (III уровень речевого развития).
Результаты контрольного среза убедительно доказывают овладение уровнем вербализации пространственных отношений старшими дошкольниками с ОНР (рис.).
Рис. Данные контрольного и констатирующего эксперимента о вербализации пространственных представлений дошкольников с ОНР (%)
Отмечается качественный и количественный рост лексико-грамматического словаря, отсутствие грубых ошибок употребления логико-грамматических конструкций с использованием предлогов пространственного словаря. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в состоянии сформированности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР. Увеличился процент детей со средним от 13% до 87%, с высоким уровнем от 13% до 80%. Количество детей с низким уровнем пространственных представлений выявлено не было. А это значит, что освоили адаптированную рабочую программу по развитию пространственных представлений 100% старших дошкольников с первичным дефицитом общения.
В процессе реализации нашей программы «Я и пространство» в соответствии с разработанными критериями оценки её эффективности, включающей различные уровни познавательной активности детей, родителями, воспитателями и педагогами дошкольного учреждения был отмечен высокий уровень познавательной активности детей и высокий уровень мотивации дошкольников с ОНР при выполнении заданий.
Следовательно, структура, содержание и объём программы максимально способствовали реализации её на практике.
Итак, в ходе нашего исследования мы доказали, что разработанная нами коррекционно-развивающая программа «Я и пространство», основанная на сближении традиционного и компьютерного обучения, является эффективной в практике формирования пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи.