Взгляд мирового сообщества на сотрудничество России и Китая в Арктике

В данной статье затрагивается тема важности арктического региона в современном мире. Также особое значение уделено сферам взаимодействия России и Китая в Арктике. Проанализирована оценка мирового сообщества к российско-китайскому сотрудничеству в Арктике. Показано не только негативное отношение иностранных государств к данному альянсу, но и предпринимаемые ими действия для перемещения вектора ведущей военно-политической силы в Арктике.

Аннотация статьи
сопротивление
Арктика
российско-китайское взаимодействие
мировое сообщество
недовольство
Китай
военные силы
Россия
Ключевые слова

Арктика считается территорией, интерес к которой с каждым годом только усиливается. Проявляют свои интересы к Арктике и Россия с Китаем – могущественные страны, каждая по-своему стремящиеся усилить свои возможности, но при этом уважающие принципы сотрудничества и понимающие эффективность стратегического партнёрства. Однако, сотрудничество двух сильных государств в регионе может вызвать неоднозначную реакцию у остальных стран, понимающих большие возможности, открывающиеся с обладанием арктических земель. Рассмотрим их подробнее.

Арктика – это очень важная северная полярная область на Земле. Она примыкает к Северному полюсу, включает северные окраины Евразии и Северной Америки, территорию Северного Ледовитого океана вместе с островами, и прилегающие части Тихого и Атлантического океанов [1].

На данный момент Арктика становится перспективной из-за изменений климата, которые обеспечивают путь судоходству и рыболовству, эксплуатации богатых запасов её природных энергетических и минеральных ресурсов на шельфе арктических морей.

Как уже было сказано ранее, в Арктике происходит изменение климата: иными словами, её льды тают, а следовательно, появляется возможность для освоения главных арктических транспортных коридоров: Северо-Западный и Трансполярный проходы и Северный морской путь. Рассмотрим эффективность каждого из них.

Северо-Западный проход – это морской путь, проходящий через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг [1]. Он очень глубокий для перевозки различного груза. Но это не самый надёжный проход: погодные условия в зоне Канадского Арктического архипелага нестабильны, поэтому груз перевозить сложно, а его страхование обходится очень дорого. Более того, территории этого прохода не изучены до конца, что делает поиск природных ресурсов затруднительным. Поэтому проход подходит как место передвижения судов для транзита взятых ресурсов по заданному маршруту.

Трансполярный морской проход – это путь, который пересекает Северный полюс, избегающий территориальных вод арктических государств и находящийся в открытом международном море. Его длина составляет около 3900 километров. Сейчас данный маршрут способны преодолевать только тяжелые ледоколы, но он считается кратчайшим морским торговым каналом и благодаря уменьшению площади морского льда этому маршруту пророчат будущее ведущего арктического морского пути [3, с. 22-44].

Северный морской путь – это самый короткий морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он пролегает по морям Северного Ледовитого океана (Чукотское, Восточно- Сибирское, Карское, Лаптевых), соединяет европейские и дальневосточные порты России в единую транспортную систему и устья судоходных рек Сибири. Его длина (Карские ворота – бухта Провидения) около 5600 км [4]. На сегодняшний день это самый экономически перспективный морской путь в Арктике. Он используется и в качестве транзитного судоходства между портами Европы и Азии, и в качестве целевого судоходства для хозяйственной деятельности (совершение туристических круизов, научных экспедиций, ловля рыбы, добыча ресурсов). Он очень удобен, так как по нему из Азии в Европу через Арктику можно добраться намного быстрее, чем через Суэцкий канал [5, с. 8-10]. В декабре была размещена информация, что по Северному морскому пути в 2020 году было перевезено груза объёмом более 32 млн тонн [6].

По причине экономического потенциала в Арктике между странами возникает конкуренция за получение её природных полезных ископаемых. Там открыто 61 месторождение нефти и газа, а на морском дне существует 13% неразведанных мировых запасов нефти и около 30% природного газа, 9% угля, различные металлы (медь, серебро, уран, титан, золото), редкие минералы (бриллианты, графит) и т.д. Также ранее упомянутый рыбный промысел добавляет ценность Арктическому бассейну, содержащему в себе сухопутные территории и территориальные воды, за который борются, прежде всего, страны – члены Арктического совета (Россия, Канада, США, Норвегия и Дания). А из-за климатических изменений территория станет более доступной [7, с. 9-10].

Становится очевидным, что контроль Арктики экономически выгоден для всех стран, не являются исключением и Китай с Россией.

Россия и Китай в Арктике активно взаимодействуют во многих сферах, одинаково нуждаются в поддержке друг друга. В статье мы приведём все текущие сферы их сотрудничества.

1. Коммерческое судоходство по Северному Морскому Пути

В данной сфере у обеих стран намечаются большие проекты, а путь к ним уже прокладывается. Как уже было сказано ранее, Китай (крупный торговый партнер Европы и Соединенных Штатов Америки) стремится пользоваться маршрутом между Азией и Европой, стоимость перевозки грузов по которому, как и время доставки, сокращается на 10 дней (по сравнению с Суэцким каналом). Маршрут экономит и около 800 т топлива.

Россия хочет не только получать прибыль за проведение судов, но и расширять возможности торговли на своих территориях и экспорта арктических ресурсов – все это будет стимулировать российскую экономику.

Китай заинтересован в модернизации арктических портов, поэтому президент Российской Федерации заявил, что к 2024 году грузовой поток должен быть увеличен до 80 миллионов тонн, а коммуникационная инфраструктура модернизирована [8]. Более того, несмотря на лидерство «арктических вооружений», ледоколы России устаревают, и на данный момент Китай финансово вкладывается в модернизацию своего ледокольного флота, отмечая, что будущие ледоколы двух стран поспособствуют развитию Северного морского пути [9, с. 12-13].

2. Разработка природных ресурсов и соответствующих проектов в сфере бизнеса

Уже говорилось о поощрении Китая инвестиций его предприятий, создающих инфраструктуру морских путей. Также было сказано и о поддержке российским правительством предпринимателей своей страны в Арктике. Однако, хотим более детально рассмотреть взаимодействие, касающееся бизнес-интересов стран.

Разрабатываемая федеральная целевая программа развития туризма до 2025 года предполагает рассмотрение и механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП), а проводимые конференции с администрациями регионов России и обсуждение предложений экспертов по привлечению туристов из Китая с помощью ГЧП показывают желание российских властей взаимодействовать с частными предприятиями в вопросе отношений двух стран [10, 11].

Также в данной области у двух партнёров уже существуют общие бизнес-проекты. Одним из них является проект завода, производящего сжиженный газ «Ямал СПГ». Проект был создан в рамках инициативы Китая «Один пояс – один путь». Стоит отметить, что завод построила российская газовая компания «Новатэк» (крупный частный газовый производитель России). И бюджет был взят у государственных банков, Фонда национального благосостояния России и у китайских банков. Доля в 50,1 % акций проекта принадлежит «Новатэк», французской частной нефтегазовой компании «Тоталь» 20%, ещё 20% обладает китайская нефтегазовая компания, а в 2016 году 9,9% акций приобрел китайский фонд властей «Новый шелковый путь» [12, с. 70].

На 2023 год намечается строительство завода «Арктик СПГ-2» – очередного проекта «Новатэка», связанного с производством сжиженного газа. Оператором и владельцем всех активов является ООО «Арктик СПГ 2». Капительные вложения составляют около $21,3 млрд [13].

Кроме того, компания «Роснефть» и китайские CNPC, SinoPec и ChemChina Petrochemical Corporation собираются иметь долгосрочное сотрудничество на арктическом шельфе. Например, страны уже подписали соглашение об изучении шельфовых участков в Баренцевом и Печорском морях. Также Китай не славится большой долей по редкоземельным металлам, поэтому он выразил желание содействовать по разработке месторождения «Приразломное». Известна и компания China National Petroleum Corporation, заключившая соглашения с ПАО «Роснефть», в основе которых совместная добыча, научное сотрудничество и поставки нефти из Сибири и арктических шельфовых месторождений [14, с. 188].

Россия со своей стороны поддерживает совместные проекты российских и зарубежных компаний, в том числе и финансово.

Отметим, что частные компании активно взаимодействуют в Арктике как с государствами, получая от них финансовую поддержку, так и друг с другом.

3. Социально-экономическое развитие региона

В 2014 году Россия создавала программы, помогающие ускорить экономическое и социальное развитие региона: «Стратегия развития Арктической зоны России до 2020 года», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г», пользуясь инвестициями Китая. Также на межрегиональном уровне субъекты России в Арктике занимаются разработкой различных социальных бизнес-проектов с китайскими партнерами (оздоровительные/горнолыжные базы, центры экстремального туризма, заводы продукции оленеводства) В списке значится не менее сорока проектов. Правительство РФ поощряет участие в них разными льготами.

В 2020 году российская сторона сообщала о планах провести с коллегами из Китая заседание по развитию Арктики и углублению экономического сотрудничества государств, и 5 августа оно состоялось. По итогам было принято решение о создании дорожной карты развития российско-китайского сотрудничества в Арктике, а Китаю был направлен список инвестиционных проектов, от регионов России, с предложением участия в них [15].

4. Сотрудничество в научных исследованиях

Китай, заинтересованный в проведении научных исследований по изменениям климата в арктическом регионе, имеет научно-технический потенциал, финансы и свое видение ситуации в регионе. Вместе с Россией, имеющей научно-исследовательский флот, исследовательские базы и опыт, желающей расширить свои знания в регионе Арктики, Китай постоянно проводит различные проекты в регионе.

Примером является ежегодная конференция двух стран по взаимодействию в Арктике (проводится с 2012 года), Институт окраинных морей и арктических исследований (основанный ДВФУ и университетом Китая в 2014 году), издаваемый журнал по различным проблемам Арктики (создан ДВФУ, Санкт-Петербургским, Шанхайским океаническим и транспортным университетами с 2015 года), проведённая экспедиция стран по Северному Ледовитому океану и т. д. [16]

Итак, сотрудничество России и Китая в Арктике действительно имеет глубокие связи. Россия имеет огромное влияние и ресурсы в регионе, но нуждается в китайских инвестициях и технологиях. Китай имеет хорошую экономику и может быть спонсором, но у него нет достаточного для него арктического влияния, ресурсов и развитого транспорта. Тем самым страны демонстрируют сближение, так как одинаково нуждаются друг в друге. Данные государства стремятся вместе реализовывать совместные проекты на основе совпадающих интересов, благодаря которым регион будет развиваться, готовя почву для будущего мирового сотрудничества в этой зоне.

Приведя примеры взаимодействия стран-партнёров в различных областях, мы можем ознакомиться с оценкой мирового сообщества к прогрессу двух государств при их тесном сотрудничестве в арктическом регионе.

Прежде всего стоит отметить, что в современном мире Арктика очень ценится и среди зарубежных стран. Сырьевые месторождения углеводородов, запасы биоресурсов, важнейшие морские и воздушные коммуникации не могут быть не оценены другими государствами, ведь данные возможности региона – источник, способный повысить экономический и военный потенциал любой страны.

В первую очередь за изменениями в Арктике следят страны, имеющие прямой выход к арктическим водам и претендующие на установление контроля над приполярными территориями: Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия. Однако интерес к ресурсам региона есть (помимо Китая) и у Швеции, Финляндии, Великобритании, а также Североатлантического и Европейского союзов.

Для того, чтобы межгосударственные отношения стран в Заполярье оставались стабильно дружественными были созданы различные институты: Арктический совет, Совет министров Северных стран, Совет Баренцева региона [17].

Однако, даже подобные институты не могут полностью объединить страны, между которыми возникает конкуренция за регион. Именно поэтому активное наращивание российско-китайских отношений вызвало немало критики со стороны некоторых государств.

Так, страны НАТО прямо выражали обеспокоенность усилением влияния России в регионе и призывали «готовиться к защите своих границ и интересов в Арктике на фоне растущей мощи России».

А главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе, американский генерал Кёртис Скапаротти заявил, что Пентагон поменял планы, чтобы противостоять возрастающему влиянию в регионе России и Китая. Он отметил наличие у России наличие системы вооружений, чтобы контролировать район в Арктике [18].

Госсекретарь США Майк Помпео в своём выступлении также высказывал негодование активностью Китая в Арктике: «Или мы хотим, чтобы Северный Ледовитый океан трансформировался в новое Южно-Китайское море? Такой подход Китая чреват милитаризацией и взаимными территориальными претензиями».

А командующий ВМС США Джеймс Фогго заявил, что внимание США должно быть уделено возросшим военным возможностям России в Арктике, а также высказался против закона о судоходстве. Напомню, что Россия приняла закон, по которому зарубежные страны должны уведомлять её о проходе своих судов через Северный морской путь и соблюдать ряд других правил. Фогго назвал этот закон «несовместимым с нормами международного права». Кроме того, в сотрудничестве России с Китаем он увидел разные интересы: «Так, в отличие от России, китайские руководители призывают считать Арктику всеобщим достоянием и настаивают на беспрепятственном проходе морских судов» [19].

Власти Канады более сдержанно относятся к присутствию России и Китая в Арктике, иногда предпринимая попытки ограничить деятельность стран с помощью юридических заявлений, но на основную работу стран-держав они не влияют [20]. Более того, 14 января 2021 года начальник штаба обороны Канады генерал Джонатан Вэнс также заявил, что Западу нужно реагировать на увеличение военных сил России и Китая, особенно на появление крупных российских военных баз в Арктике. Вэнс отметил строительство ещё 13 ледоколов России, в отличие от Канады, где нет ни одного современного [21].

Власти Великобритании также обеспокоены сотрудничеством России и Китая в Арктике. Об этом прямо заявлял британский депутат Тори Тобиас летом 2020 года, отмечая огромное влияние стран на арктическую политику и морскую деятельность. Он также предположил, что страны могут заняться международным бизнесом против Запада. Говоря о сферах влияния, политик выделил открытие Пекином газопровода «Сила Сибири», связывающим месторождения Сибири с Китаем, проект «Арктик СПГ-2», транспортный коридор для судов по Северному морскому пути [22].

Итак, проанализировав мнение ключевых стран-игроков в зоне Арктики, можно прийти к выводу, что наиболее частые заявления о российско-китайских отношениях делает правительство Соединенных Штатов Америки. Особое внимание в заявлениях уделяется возрастающему военному потенциалу конкурентов, что вполне объяснимо: США, как сильная держава, видит соперничество с ней России и Китая за мировое влияние, наращивающих силы в Арктике, что не может не беспокоить государство, привыкшее участвовать в мировых процессах и контролировать ситуацию.

Что касается других стран, и в частности, стран НАТО, то их также беспокоит сотрудничество России и Китая, особенно наращивание военного потенциала России. Нашу страну государства, в отличие от США, видят не как угрозу соперничества за мировое влияние, а угрозу их безопасности. Ведь в сотрудничестве с Китаем и его инвестициями, армия РФ становится сильнее, обновляя свой флот и открывая новые базы. Но также государства выделяют и сотрудничество в других сферах, так-как они также играют роль, способствующую продвижению своих интересов в мире.

Исходя из беспокойства иностранных государств российско-китайскими отношениями несложно догадаться о попытках стран повлиять на нежелательный альянс.

Прежде всего, Евросоюз, как кандидат на получение статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете, хочет добиться новых соглашений по Арктике в пользу Брюсселя. Европа видит успешное сотрудничество России и Китая, и хочет также открыть для себя экономические возможности, тем самым составив конкуренцию. Помимо экономики, Европа уделяет внимание повышению разведывательных возможностей, увеличению интенсивности оперативной и боевой подготовки – то есть обеспечению защиты своих интересов.

Вашингтоном в 2019 году была обнародована «Арктическая стратегия МО США», которая призывает уделить особое внимание соперничеству с Россией и Китаем в регионе и предусматривает меры по нейтрализации угроз со стороны конкурентов в Арктике.

Также США, для удержания контроля, предприняли меры по расширению своей военной мощи в Арктике: в 2018-2020 годы провели мероприятия по реорганизации системы административного и оперативного управления для сдерживания сил ВС РФ в Арктике, завершили подготовку для базирования истребительно – бомбардировочной авиации США для формирования рубежей противодействия ВС РФ, завершили работы по модернизации норвежского порта для приема американских войск, подготовили нормативно-правовую базу для ввода в строй защищённой военно-морской базы Олавсверн для захода атомных подводных лодок штатов и союзников по НАТО и т.д.

Помимо этого, между США и Норвегией разрабатывается возобновление соглашения о сотрудничестве в сфере обороны. А за 2020 год бомбардировщиками ВВС США было выполнено около семи вылетов в пространство Северного Ледовитого океана, а самолетами авиации США, Норвегии и Великобритании – более 120 вылетов в Баренцево море.

Государства-члены НАТО не имеют военных сил в Арктике, но на авиабазах размещаются авиационные эскадрильи ВВС США, Дании и Норвегии, проводится постоянное наблюдение за учебно-боевой деятельностью сил Северного флота воздушными и морскими силами ОВС НАТО. Количество военных учений НАТО в Арктическом океанском районе только увеличивается (в 2020 году планировалось около 20 учений).

Ряд государств стремится увеличивать свой военный бюджет и также наращивать силу: военные траты Норвегии в 2021 году составят 64,5 миллиарда, Швеция увеличит оборонный бюджет до 90 миллиардов и т.д. Остальные страны, такие как Канада, Дания, Финляндия, Великобритания также действуют в интересах своих союзников по НАТО, стремясь сделать Северный морской путь международным транзитным маршрутом, привлечь Евросоюз для рассмотрения арктических вопросов, и продолжая попытки задействовать весь комплекс военных, экономических и политических ресурсов, чтобы укрепить свою позицию в Арктике [23].

Так, военное присутствие ОВС НАТО в регионе и вблизи границ России набирает силы и постепенно увеличивается.

В свою очередь, Россия и Китай стремятся защитить свои интересы, действуя согласованно. Например, Пекин строит ледокольный флот и пользуется ресурсами России. Наша страна, имея хороший военный потенциал, использует его в качестве защиты: в октябре 2020 года Россия провела испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон», воздушного гиперзвукового комплекса «Кинжал», имеет также ракетные комплексы «Сармат» и «Авангард».

Таким образом, проанализировав сотрудничество России и Китая в Арктике, а также его оценку международным сообществом, мы сделали вывод о том, что страны-партнёры вызывают немало беспокойства у иностранных государств. Стремясь «догнать» и противостоять взаимодействию РФ и КНР, страны Запада ведут активную политику по наращиванию своего военного потенциала, действуя коллективно. Однако, возникающая военно-политическая конкуренция в арктическом регионе ведёт лишь к дестабилизации международной обстановки. Следовательно, лучшим вариантом будет проведение регулярного межправительственного диалога между странами и отказ от излишней милитаризации Арктики.

Текст статьи
  1. Развитие Арктики: предложения и проекты // [Электронный ресурс] – URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/arktika/551798-razvitie-arktiki-predlozheniya-i-proekty/
  2. Северо-западный проход // [Электронный ресурс] – URL: https://goarctic.ru/work/severo-zapadnyy-prokhod/
  3. Ерохин В. Л. Северный морской путь и арктические транспортные коридоры: проблемы использования и прогнозы коммерциализации грузоперевозок // Маркетинг и логистика. – 2017. – №6 (14). – С. 22-44.
  4. Северный морской путь: маршрут, история освоения и ближайшие экспедиции // [Электронный ресурс] – URL: https://www.russiadiscovery.ru/news/severnyi_morskoi_put/
  5. Леонов С.Н. Взаимодействие России и Китая в Арктике // Институт экономических исследований ДВО РАН, Хабаровск, научная статья. - 2019 г. - С.8-10.
  6. Более 32 млн тонн грузов перевезено по Севморпути в 2020 году // [Электронный ресурс] – URL: https://oilcapital-ru.turbopages.org/oilcapital.ru/s/news/transport/25-12-2020/bolee-32-mln-tonn-gruzov-perevezeno-po-sevmorputi-v-2020-godu
  7. Перская В.В., Ремыга В.Н., Ревенко Н.С. Институциональные аспекты сотрудничества в рамках арктического пояса шелкового пути // Журнал регулирования экономики, научная статья. - 2018 г. - С. 9-10.
  8. Глава Минвостокразвития рассказал о проектах, интересующих Китай в Арктике // [Электронный ресурс] – URL: https://news.rambler.ru/other/42013572-glava-minvostokrazvitiya-rasskazal-o-proektah-interesuyuschih-kitay-v-arktike/
  9. Леонов С.Н. "Взаимодействие России и Китая в Арктике"//Институт экономических исследований ДВО РАН, Хабаровск, научная статья. - 2019 г. - С.12-13
  10. Эксперт: использование механизмов ГЧП поможет развитию туризма в российской Арктике // [Электронный ресурс] – URL: https://tass.ru/v-strane/6596841
  11. Эксперт: проекты ГЧП в сфере туризма помогут привлечь туристов из Китая на Север России // [Электронный ресурс] – URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/211499624
  12. Митько В.Б., Минина М.В. Российско-китайское сотрудничество в Арктике // Журнал Евразийская интеграция: экономика, право, политика, научная статья. - 2019 г. - С.70.
  13. Проект «Арктик СПГ 2» // [Электронный ресурс] – URL: https://www.novatek.ru/ru/business/arctic-lng/
  14. Ярова Т.В, Клинцов Д.А, Арктика как предмет взаимовыгодного сотрудничества России и Китая // материал международной научно-практической конференции "Россия и Китай" научная статья. - 2019 г. - С.188.
  15. Прошло заседание постоянной российско-китайской рабочей группы по сотрудничеству в Арктике // [Электронный ресурс] – URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/27321/
  16. Вороненко А. Перспективы развития Российско-Китайского сотрудничества в Арктике, //материал сайта Центр исследований Шанхайской организации сотрудничества и Азиатско-Тихоокеанского региона при ХГУЭП, научная публикация. - 2017 г.
  17. Военная активность зарубежных стран в арктическом регионе // [Электронный ресурс] – URL: https://arctic.narfu.ru/infologia-arktiki/gosudarstvennaya-politika-v-arktike/qqq
  18. В США заявили, что меняют свои планы в Арктике // [Электронный ресурс] – URL: https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/mezhdunarodnaya-panorama/6189439
  19. Россия и Китай создают проблемы в Арктике // [Электронный ресурс] – URL: https://inosmi.ru/politic/20190712/245459355.html
  20. Российско-китайский альянс в Арктике вызвал гнев в США и страх в Канаде// [Электронный ресурс] – URL: https://riafan-ru.turbopages.org/riafan.ru/s/1192920-rossiisko-kitaiskii-alyans-v-arktike-vyzval-gnev-v-ssha-i-strah-v-kanade
  21. Канадский генерал расстроился из-за усиления России в Арктике // [Электронный ресурс] – URL: https://jpgazeta.ru/kanadskij-general-rasstroilsya-iz-za-usileniya-rossii-v-arktike/
  22. В Британии обеспокоены сотрудничеством России и Китая в Арктике // [Электронный ресурс] – URL: https://politros.com/168493-daily-express-v-britanii-obespokoeny-sotrudnichestvom-rossii-i-kitaya-v-arktike
  23. Горячие точки» холодной Арктики // [Электронный ресурс] – URL: https://nic-pnb.ru/analytics/goryachie-tochki-holodnoj-arktiki/
Список литературы