Социальные практики трудоустройства людей с нарушением слуха

В статье рассматриваются социальные практики трудоустройства людей с нарушением слуха, выявляются особенности и сложности трудоустройства, а также рассматривается термин практики трудоустройства с теоретической точки зрения.

Аннотация статьи
трудоустройство
рынок труда
инвалиды
социальная практика
люди с ограниченными возможностями
Ключевые слова

В настоящее время проблема трудоустройства инвалидов стоит достаточно остро по всему миру. Многим инвалидам требуются особые условия труда для занятости, а перечень профессий, которые инвалиды могут занимать крайне ограничен, из-за чего многие инвалиды остаются нетрудоустроенными, или работают сами на себя неофициально, что тоже с точки зрения законодательства не хорошо. Ситуация обостряется в период социально – экономической нестабильности, когда многие здоровые люди не могут найти работу по специальности, не говоря уже об инвалидах и в частности, о слабослышащих инвалидах. Слабослышащие инвалиды ограничены в коммуникации со здоровыми людьми, следовательно, перечень профессий для них значительно сокращается, кроме того к ряду профессий слабослышащие просто не имеют доступа по медицинским показаниям, в итоге им остается либо низкоквалифицированная работа, которая является малооплачиваемой, либо слишком мало специализированных рабочих мест. Инвалид оказывается предоставлен сам себе и пытается строить свой бизнес. Девушки уходят в индустрию красоты, а молодые люди в водители, службы такси предоставляют таким людям рабочие места или на заводы на низкооплачиваемые должности [1].

Перед инвалидами существует ряд препятствий для трудоустройства. В том числе и недостаточно эффективная политика государственной поддержки, существование квотных мест для инвалидов лишь номинально и так далее. Инвалид сталкивается со средовым барьером, то есть физической недоступностью места работы, например, колясочники не могут доехать до места работы из-за отсутствия тротуара, низкий профессиональный статус инвалида, часто отсутствие образования: слабослышащему человеку в принципе достаточно тяжело получить высшее образование, особенно гуманитарного толка, ведь полноценно слушать лекции и участвовать в дискуссиях, особенно при острых нарушениях слуха ему достаточно сложно. Инвалиду очень сложно получить опыт работы, поскольку редко какая компания готова предоставлять соответствующие условия, которые сделают труд инвалида возможным. Кроме того, у инвалидов статистически более низкая заработная плата по сравнению со здоровыми работниками, практически вдвое, а учитывая вышеизложенные проблемы, у инвалида отсутствует психологический мотив трудоустройства в целом, ведь часто инвалиды сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей, а также других работников.

Несмотря на п. 3 ст. 37 Конституции РФ о гарантии права на труд каждому гражданину Российской Федерации – инвалиды не могут воспользоваться этим правом из-за вышеперечисленных барьеров, которые мешают инвалиду полноценно интегрироваться в трудовую деятельность. Данная проблема имеет попытки решения в виде квотирования рабочих мест, то есть резервирования определенных рабочих мест для инвалидов, которые должны составлять по закону от 2 до 5% работников на предприятии. В реальности же система квотирования работает достаточно плохо: работодатель слабо заинтересован в реализации таких квотных мест, а инвалидам не предлагаются достойные условия труда, в том числе и заработная плата. В среднем инвалиду с Высшем образованием предлагается заработная плата на 30% ниже, чем здоровому человеку с таким же уровнем квалификации и знаний [3].

Под социальными практиками трудоустройства понимают устойчивый порядок действий, который необходимо совершить инвалиду для успешного трудоустройства на определенное рабочее место. В самом общем виде, в России социальная практика трудоустройства инвалида должна выглядеть следующим образом: постановка на учет в службу занятости населения, предложение вакансий службой занятости населения, в соответствии с уровнем образования и квалификации инвалида, после успешное трудоустройство инвалида на рабочее место с подходящими для него условиями труда. Успешными практиками трудоустройства являются лишь 20% от общего числа, что объясняется низкими заработными платами, дискриминацией и отсутствием должного уровня условий труда. Успешная практика трудоустройства заключается в фактическом трудоустройстве инвалида и его начале трудовой деятельности на рабочем месте.

Основные успешные практики трудоустройства слабослышащих инвалидов это следующие места работы: пошив постельного белья и одежды, ремонт ювелирных изделий, ремонт обуви, ремонт часов, производство картин и рам для зеркал, понятно, что это крайне важные рабочие профессии, которые под силу любому желающему, но рынок труда практически не предлагает рабочих мест для инвалидов с высшим образованием, разумеется человек, который потратил 4 года своего времени некоторое количество сил и средств не пойдет работать на такое место работы.

Создание специализированных предприятий для трудоустройства слабослышащих инвалидов едва ли изменит ситуацию, поскольку европейская практика показывает, что такие предприятия рассматриваются инвалидами в самую последнюю очередь, когда нельзя найти работу на общих основаниях.

Учитывая, что в настоящее время на государственных предприятиях заработные платы невелики, следует предположить, что и на таких спец. Предприятиях не будет достаточной заработной платы для жизнедеятельности инвалида, кроме того, фактическое трудоустройство по ТК РФ отменяет ряд льгот и выплат для инвалидов, что ставит слабослышащего в неудобное положение: теперь он суммарно получает меньше дохода, а при этом еще вынужден работать. Мало того, что крайне сложно получить группу инвалидности, так еще можно лишиться выплат по инвалидности как единственного источника дохода.

Успешные практики трудоустройства осложняются тем фактом, что российское общество не толерантно по отношению к слабослышащим. Многие люди считают инвалидов неполноценными и предвзято к ним относятся, а они являются такими же людьми как и все остальные, отсюда возникает дополнительная необходимость создания социальной рекламы для уважительного отношения к инвалидам [2]. Стоит отметить, что постепенно на государственном уровне в Российской Федерации данный вопрос решается: программа доступная среда позволяет интегрироваться инвалидам в жизнь обычных людей со школьной скамьи инвалид обучается со всеми на равных, приобретает навыки коммуникации и в итоге выходит в общество полноценным его членом.

Успешные практики трудоустройства определенным образом усложняются сегрегацией труда инвалидов, из-за предвзятого отношения к ним инвалиды не имеют доступа к определенным рабочим местам, то есть рабочим местам с высокой заработной платой и высокой квалификацией. При этом можно понять и российских работодателей, ведь их главная цель получение прибыли, а не адаптация инвалидов в обществе, поэтому контроль за практиками трудоустройства инвалидов полностью ложится на государство.

Таким образом, количество успешных социальных практик трудоустройства инвалидов с патологией слуха не является достаточным для решения проблемы безработицы инвалидов, а также для решения задач по успешной интеграции инвалидов в общество. Государству необходимо перенимать зарубежный опыт в адаптации и социализации инвалидов для решения ряда текущих проблем.

Текст статьи
  1. Бабаева Н.Р. Правовые проблемы организации трудоустройства инвалидов // Вестник Науки и Творчества. 2019. №8 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-organizatsii-trudoustroystva-invalidov (дата обращения: 15.04.2022).
  2. Исмиева З.М., Ашуралиева Д.Р., Дахдуева К.Д. Современные проблемы трудоустройства инвалидов // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2013. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-trudoustroystva-invalidov (дата обращения: 10.04.2022).
  3. Коновалова Т.В. Основные проблемы трудоустройства инвалидов в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2008. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-trudoustroystva-invalidov-v-rossii (дата обращения: 20.04.2022).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня