Карьерные ориентации студенческой молодежи

В статье рассматриваются карьерные ориентации студенческой молодежи, выявляются основные факторы, влияющие на карьерные ориентации студенческой молодежи, а также описываются перспективы дальнейшего положения выпускников учебных заведений на рынке труда.

Аннотация статьи
молодежь
карьера
студенты
рынок труда
карьерные ориентации
Ключевые слова

В настоящее время вопрос будущего молодежи стоит достаточно остро, в том числе и в карьерном плане. Социальная, политическая и экономическая нестабильность, реально отставание создания кадров от фактической потребности рынка труда накладывают определенные отпечатки на дальнейшем будущем студенческой молодежи. Хотя нельзя не отметить и те факторы, которые упрощают карьерный рост современной студенческой молодежи: учитывая индивидуалистические установки молодежи семьи создавать хотят далеко не все, а, следовательно, единственным способом реализации своего потенциала выступает карьера и пути достижения определенных высот. Также смещается акцент в отношении детей и родителей, и, как правило, дети уже не помогают своим родителям, а опять же стремятся вверх по карьерной лестнице. Все эти противоречивые обстоятельства формируют достаточно интересную картину для изучения и исследования данного вопроса.

Данный вопрос исследован достаточно подробно, ведь ценности современного мира диктуют реалии таким образом, что карьера становится основной ценностью и целью в жизнедеятельности человека. Причем фундаментальное понимание того, чем человек хочет заниматься в жизни происходит именно в университете или средне-специальном учебном заведении, но в рамках данной статьи речь пойдет об университете и студенческой молодежи высшего образования [2]. Студенты – это очень социально-мобильная группа, гибкая, она реально ориентируется на те задачи, которые ей предстоит выполнять в будущем. Это что касается студентов выпускных, последних курсов. Чего, конечно же, нельзя сказать о первокурсниках и второкурсниках: поступая по трендам и брендам в образовательной системе, а не по собственному желанию у них нет четкого представления о том, чем им предстоит заниматься, как себя реализовывать и что делать после выхода на рынки труда.

За основу данного исследования взята концепция жизненных траекторий, суть которой в отражении создания человеческого статуса, а именно базовых переходов личности, то есть материальная независимость, получение профессии, в итоге создание семьи и постепенное отделение от массовой культуры потребления. Притом последний компонент данной концепции достаточно спорен, поскольку современная молодежь находится в колоссальном влиянии от массовой культуры и реальной возможности избавиться от этого влияния молодежь не имеет.

Каждый переход требует определенных усилий, как моральных, так и физических, в процессе переходов происходит фактический процесс взросления, а следовательно и человек начинает задумываться о собственном бытии и судьбе в следующем контексте: с одной стороны возможна жизнь по шаблону (дом-работа-семья-дети), а с другой стороны возможна, но более рискованна личностная динамика, развитие, постройка карьеры и так далее. Выбор же происходит молодежью исходя из их ценностных ориентаций и внутренней силы личности, которая также детерминирует данный процесс.

За основу раскрытия феномена карьеры берется концепция Марковой А.К., в ее понимании карьера трактуется как профессиональный рост и движение, а также профессиональный рост по должностной лестнице.

Выбор карьерного пути определяется совокупностью личностных факторов, которые включают в себя личную креативность и способность мыслить нестандартно, креативность в рамках группы, чтобы была возможность выделиться из толпы и быть замеченным начальником и со-креативность, когда человек активно работает с технологом карьерного продвижения, наиболее частый пример – продюсер в шоу-бизнесе и новая звезда.

Особенности выбора карьеры и карьерного пути студенческой молодежью заключаются в реальной возможности индивида рефлексировать события собственной жизни, выявлять карьерные траектории и ориентации основываясь на определенных личностных параметрах: ценностях, стратегиях и так далее [3]. В определении пути карьерного развития существует целый ряд компонент: стратегический, эмоциональный, когнитивный, деятельностный и так далее.

В современном социологическом знании следует выделять следующие типы карьерного пути среди молодежи:

  1. Коллективисты, это хорошие трудовики, открытые для реформ, исполнительны и хорошо соблюдают трудовые нормы, как правило, основной социальный лифт для них офис или заводская работа, кроме того они отрицательно относятся к каким-либо радикальным преобразованиям системы;
  2. Гедонисты – хотят построить карьеру скачкообразным быстрым способом, их карьерные шаги базируются на риске и острых ощущениях;
  3. Молодые обыватели – хотят быстро улучшить свое материальное положение, при этом в способах и методах не ограничены, часто аморальны при достижении своих целей
  4. Тип социальной безопасности всячески отстраняется от нововведений и общественных изменений, работает по старинке, не стремится особо вверх, старается плотно закрепиться на текущей должности, типичный среднестатистических бюрократ.
  5. Наиболее приспособленным типом к карьерному росту выступают социальные новаторы – они готовы к радикальным переменам и быстро адаптируются к новым условиям [1].

Тип карьерной ориентации индивида определяется еще на студенческой скамье: карьеристы стремятся забраться как можно выше в студенческую администрацию, стать активистом, а «социальная безопасность» сидит только на парах и вовремя уходит домой, всячески уклоняясь от активностей в учебном процессе. Кроме того, карьеристы часто загружают себя дополнительной работой и нагрузкой: идут в студенческие отряды, волонтеры и т.д.

Текущие российские реалии не дают быстрого карьерного роста индивиду по традиционным маршрутам. Если человек становится управленцем и идет в местные органы власти, то несмотря на его амбиции высоких чинов без связей ему там не занять, если человек идет в офисную работу, то рассчитывать на пост директора компании ему вряд ли возможно, поэтому многие студенты рассматривают для карьерного роста несколько компаний, сменяя одну другой, в противном случае достигнув определенного пика в одном месте, можно на нем и остаться при этом будет достаточно тяжело в будущем сменить место работы и строить карьеру.

Многие молодые люди рассматривали одним из эффективных социальных лифтов иностранные компании, но учитывая политические реалии, они постепенно уходят с внутреннего рынка и нет возможности рассчитывать на иностранную компанию в этом плане. Карьерные стратегии молодежь должна выстраивать в рамках российских компаний, несмотря на всю топорность и сложность системы. Тем не менее, учитывая тенденцию на возрождение промышленности и производства наиболее перспективные и талантливые молодые люди смогут продвинуться вверх по карьерной лестнице, пусть не в столице нашей Родины, но в регионе точно будут такие возможности. Поэтому одной из эффективных карьерных стратегий может быть окончание столичного университета и отъезд в регионы, и развиваться как специалист там, а после вернуться в столицу, с опытом работы и быть принятым на новую должность.

Таким образом, ситуация с карьерными ориентациями студенческой молодежи неоднозначная, но, учитывая ориентацию страны на промышленное развитие в регионах будут отличные возможности для карьерного роста и реализации себя как личности.

Текст статьи
  1. Боткова В.К., Григорьева Е.И. Сущность и специфика карьерного самоопределения студенческой молодежи // Вестник ТГУ. 2017. №3 (167). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-kariernogo-samoopredeleniya-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 23.04.2022).
  2. Громова Н.М. Концептуальные идеи воспитания и подготовки конкурентоспособных специалистов // Успехи современного естествознания. М., 2011. № 2. С. 64-68.
  3. Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 4-18.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября