Главная
Конференции
Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации
Психологическая коррекция самоотношения у девушек, неудовлетворенных собственной...

Психологическая коррекция самоотношения у девушек, неудовлетворенных собственной внешностью

Автор(-ы):

Шамайская Ангелина Сергеевна

Шарапов Алексей Олегович

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

самоотношение
самооценка
отношение к собственной внешности
удовлетворенность внешностью

Аннотация статьи

В данной статье представлены результаты исследования самоотношения у девушек, неудовлетворенных собственной внешностью, а также возможные пути психологической коррекции негативного отношения к себе. Отмечается, что при объективно удовлетворительной внешности девукам характерна низкая самооценка, высокий уровень самообвинения, низкий уровень самопринятия и саморуководства.

Текст статьи

На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что внешность человека постоянно находится в центре внимания. Существует множество доказательств того, как люди стремятся улучшать свою внешность. В качестве таких примеров могут выступать исторические факты того, как девушки отбеливали кожу во времена правления Елизаветы или китайский обычай бинтовать ноги «во имя красоты», а также многие другие.

Термин «самоотношение» используется для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я» [1, 2].

На сегодняшний день в психологической науке так и не сформировалось единого подхода к пониманию феномена отношения человека к себе.

Наиболее часто встречающиеся категории, которые раскрывают сущность самоотношения следующие: самооценка, самоуважение, эмоционально-ценностное отношение к себе [2].

В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена самоотношения было положено такими исследователями, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, И.И. Чеснокова.

Внешность человека в психологии стала изучаться сравнительно недавно, начиная с ХХ в. Феномен «отношения к внешности» наиболее тесно связан с феноменом «образ тела» [3]. Изучением данных категорий занимались такие ученые, как А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, С. Кливленд, С. Фишер, Е.Т. Соколова, В.А. Лабунская, О.А. Скугаревский и др.

Актуальность исследования заключается в том, что одним из важнейших отношений социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к собственной личности. Ни одно из проявлений человека как сознательного субъекта, ни одно из его отношений к окружающему миру и другим людям не обходится без включения в эти процессы его отношения к самому себе. Таким образом, проблема самоотношения является традиционной для широкого спектра научных дисциплин, связанных с изучением человека.

В связи с актуальностью и практической значимостью данной проблемы было организовано и проведено исследование при участии девушек-студенток НИУ «БелГУ». Общее количество испытуемых составило 117 человек: в возрасте 17 – 22 лет. Целью данного исследования являлось изучение особенностей самоотношения девушек, неудовлетворенных собственной внешностью, разработка и реализация программы коррекции.

Проверялась гипотеза: неудовлетворенность внешностью у девушек, имеющих объективно хорошую внешность, является результатом личностных особенностей и самовосприятия, в частности самоотношения, самопринятия и самооценки. Для девушек, неудовлетворенных собственной внешностью типичен низкий уровень самоуверенности, саморуководства и самопринятия, а также высокий уровень самообвинения. Включение девушек в программу коррекции самоотношения способно развить позитивное отношение к себе.

Предмет исследования – психологическая коррекция самоотношения девушек, неудовлетворенных собственной внешностью.

Методологической и теоретической основой исследования выступили подход В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, основанный на идеях А.Н. Леонтьева о деятельности, сознании и личности и на представлении о личностном смысле как одной из основных образующих сознания, а также работы О.А. Скугаревского, Е.Т. Соколовой, А.Н. Дорожевца.

В исследовании использовался комплекс методов, применение которых определялось установленной последовательностью этапов эмпирического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, тест-опросники. В качестве основных психодиагностических процедур применялись: «Опросник самоотношения (ОСО)» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, «Шкала удовлетворенности внешностью (ШУСТ)» О.А. Скугаревского, методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн.

Обработка сырых данных по результатам первичной психодиагностики позволила условно выделить пять группы испытуемых (рис. 1).

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням удовлетворенности внешностью (в %)

Девушки с низким и пониженным уровнем были приняты нами как «неудовлетворенные внешностью», со средним, повышенным и высоким как условно «удовлетворенные».

Девушки, неудовлетворенные своей внешностью, склонны более низко оценивать себя, а также видеть преимущественно недостатки в сравнении с удовлетворенными внешностью девушками.

Группой экспертов в количестве 5 человек была проведена оценка внешности девушек, неудовлетворенных собственной внешностью по 10-балльной шкале. По результатам данной оценки 56,7% девушек была дана оценка внешности выше среднего, 35% – средняя и 8,3% – ниже средней. Таким образом, при наличии объективно хорошей внешности девушки все же присваивают себе недостатки.

Далее было изучено самоотношение этих девушек. Результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели самоотношения девушек (в накопленных частотах)

С целью выявления статистических различий был применен непараметрический статистический критерий для двух независимых выборок U-Манна-Уитни с помощью SPSS Statistics.

Были выявлены статистически значимые различия по самоуверенности среди девушек, удовлетворенных и неудовлетворенных собственной внешностью (Uэмп=1254, p≤0,01), по самопринятию (Uэмп=978,5, p≤0,01), в саморуководстве (Uэмп=1213,5, p≤0,01), по самообвинению (Uэмп=1144, p≤0,01).

Таким образом, с помощью данного исследования было выявлено, что более половины опрошенных респондентов оказались неудовлетворены своей внешностью. Отмечается, что объективно с внешностью более чем в половине случаев у девушек все в порядке. Однако для таких девушек характерна низкая самооценка, низкий уровень принятия, саморуководства и высокий уровень самообвинения.

На следующем этапе экспериментального исследования по результатам психодиагностики самоотношения девушек, неудовлетворенных внешностью нами были сформированы экспериментальная и контрольная группы для проведения параллельного эксперимента, численность каждой группы составила 15 человек.

Целью коррекционно-развивающей программы являлось развитие позитивного отношения к себе. Продолжительность коррекционной программы – 2 месяца. Занятия проводились 1-2 раза в неделю, продолжительностью 1,5 – 2 ч.

Для установления статистических различий между показателями самоотношения до и после экспериментального воздействия использовали критерий Т-Вилкоксона (для двух зависимых выборок). Сравнение эмпирических данных подтвердило положительный и статистически значимый сдвиг в показателях на высоком уровне значимости (p≤0,01).

По результатам коррекционно-развивающей работы были выявлены положительные сдвиги в коррекции самоотношения девушек, негативно относящихся к своей внешности. В соответствии с данными, представленными в таблице, после реализации программы психологической коррекции самоотношения у девушек, неудовлетворенных собственной внешностью обнаруживается повышение таких показателей самоотношения как самоуверенность, самопринятие, саморуководство и самообвинение на высоком уровне значимости (p≤0,01). Средний балл уровня удовлетворенности внешностью также повысился.

Таким образом, в ходе исследования были достигнуты ожидаемые результаты. У девушек экспериментальной группы отмечается более высокий уровень самоуверенности, самопринятия. Ожидается, что также изменятся представления об источнике собственной активности, а именно со свойственного им экстернального локус-контроля на интернальный локус-контроля. Также полученные данные свидетельствуют об улучшении способности контролировать собственные эмоциональные реакции и переживания по поводу себя.

Таблица

Сравнение показателей самоотношения по данным входного и выходного контроля

Изучаемые показатели

Данные входного контроля

Данные выходного контроля

Тэмп

Показатели удовлетворенности внешностью, ср. балл

Удовлетворенность внешностью

32,1

54,6

-2,533**

Показатели самоотношения, ср. балл

Интегральная шкала

11

9,42

-0,726*

Самоуважение

6,38

7,95

-1,697*

Аутосимпатия

8,94

9,95

-0,610*

Ожидаемое отношение от др.

14,61

16,28

-0,577*

Самоинтерес

9,73

16,54

-0,970*

Самоуверенность

14,13

11,55

-2,481**

Отношение других

12,04

12,96

-0,157*

Самопринятие

8,71

14,06

-2,545**

Саморуководство

13,2

14,5

-2,257**

Самообвинение

15,6

13,44

-2,381**

Самоинтерес

10,35

10,65

-0,056*

Самопонимание

12,5

11,35

-0,746*

Примечание: **p≤0,01; *p≤0,05

Выводы: в результате включения испытуемых в программу психологической коррекции самоотношения у девушек, неудовлетворенных собственной внешностью были достигнуты следующие результаты, а именно: повысились показатели самоуверенности, самопринятия и саморуководства, повысился уровень удовлетворенности внешностью, а также снизился уровень самообвинения у испытуемых экспериментальной группы.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Изначально, практически половина испытуемых характеризуется низким уровнем удовлетворенности внешностью, низким уровнем самоуверенности и самопринятия. Установлено, что если включить их в специально разработанную психокоррекционную программу, то уровень удовлетворенности внешностью и показатели самоотношения существенно улучшатся.

Список литературы

  1. Колышко, A.M. Психология самоотношения / А.М. Колышко – Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
  2. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 100 с.
  3. Рамси, Н. Психология внешности / Н. Рамси, Д. Харкорт. – СПб, 2009. – 256 с.
  4. Сац, Е.А. Особенности самосознания у женщин – клиентов косметологических салонов / Е.А. Сац, И.М. Слободчиков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.
  5. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 210 с.

Поделиться

4129

Шамайская А. С., Шарапов А. О. Психологическая коррекция самоотношения у девушек, неудовлетворенных собственной внешностью // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 186-191. URL: https://apni.ru/article/399-psikhologicheskaya-korrektsiya-samootnosheniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля