Одна из задач современного дошкольного образования – приобщение ребёнка к реальной жизни. Это обусловлено переменами в социальной жизни, возросшей значимостью подготовки детей к общественной жизни, их ориентации в происходящих изменениях общества. В связи с этим одной из задач современной дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики. Нынешние молодые поколения вступают в жизнь в условиях рыночных отношений. Социумом становится востребована личность, обладающая высоким уровнем экономической культуры, развитым экономическим сознанием, экономическим мировоззрением.
Общество предъявляет определённые требования к формированию предприимчивого человека, к становлению предпосылок экономической культуры личности с детского возраста, рассматривает проблему экономической социализации не только взрослых, но и детей. Отсюда возникает необходимость приобщения каждого ребёнка к новой реальности.
В связи с этим возрастает научный интерес к проблеме экономического воспитания. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить значительный интерес учёных к проблемам экономического воспитания. Исследователи А. Д. Шатова, А. А. Смоленцева отмечают, что в изменяющихся условиях современной общественной жизни экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста, так как именно в этот период дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических понятиях.
Первоначальное экономическое воспитание оказывает огромное влияние на складывающееся в этом возрасте отношение ребёнка к материальным ценностям. Экономическое воспитание способствует формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Цель экономического воспитания – это воспитание дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых и быть разумным потребителем этих благ труда.
В силу прикладного характера экономического воспитания, методы, приёмы и средства его осуществления вычленяются из общего арсенала педагогических методов, приёмов и средств.
Метод воспитания – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение поставленных дидактических задач. Метод состоит из определённых приёмов. Приём, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Средство – то, с помощью чего осуществляется воспитание (обучение).
Выбор метода, приёмов и средств осуществляется исходя из цели и содержания предстоящего обучения. В соответствии с оснащённостью педагогического процесса педагог отдаёт предпочтение тому или иному методу, приёму, средству.
Главное же в экономическом воспитании – говорить о сложном мире экономики на языке, понятном ребёнку. Поэтому приоритет закрепляется за такими методами и средствами, которые интересны, действенны и значимы для ребёнка. Игра наиболее эффективна в этом отношении, так как является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Игровые методы и приёмы характеризуются тем, что переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил. Педагог должен отказаться от прямого обучающего воздействия на детей. От ребёнка же требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Игра естественна для дошкольника. А. П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учится жить, а живёт своей жизнью». Детская игра – это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Она направлена на ориентировку в предметной и социальной деятельности, на их познание. В игре заложен огромный воспитывающий и обучающий потенциал. Игра расширяет круг представлений ребёнка о мире человеческих отношениях, позволяет выделить существенное в объекте, помогает ему удовлетворить свои познавательные потребности, пробуждает творческую активность, помогает формировать умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, предвидеть последствия своих действий.
Важную роль игровых методов отмечали педагоги С. А. Козлова и Т. А. Куликова: «Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями». Несмотря на то, что ситуация игры достаточно условная («как бы иду на работу, покупаю продукты» и т. д., дети получают и закрепляют знания о жизни людей и труде в повседневных играх. Таким образом, игры являются для детей источником усвоения целого ряда экономических понятий в доступной им форме. Тем самым, игра является эффективным средством обучения применительно к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Игра применяется в экономическом воспитании детей дошкольного возраста в связи с особенностями детей дошкольного возраста. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, а основной вид деятельности – игра, всю работу по экономическому воспитанию такие исследователи как А. А. Смоленцева, А. Д. Шатова, Е. А. Курак предлагают выстраивать в игровой форме.
Наиболее эффективны в экономическом воспитании следующие виды игр: сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие.
Дидактическая игра – это вид игры, в основе которой заложена обучающая задача. Правила являются неотъемлемым её элементом. Их выполнение обеспечивает осуществление игрового действия и решает игровую задачу.
Особую значимость приобретают сюжетно-дидактические игры экономической направленности: они развивают навыки поведения в соответствии с правилами, умение планировать и брать на себя роль, умение оценивать ситуацию, быть находчивым, терпеливым, настойчивым. Такие игры помогают понять смысл трудовой деятельности взрослых, научиться выполнять правила, действовать в соответствии с обстановкой. В них моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и т. д.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Развивающие игры «Пятый лишний», «Кому что нужно для работы», «Подбери витрины магазинов», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» способствуют развитию сообразительности и экономического мышления.
Сюжетно-ролевая игра – это вид игры, в которой дети берут на себя роли взрослых и воспроизводят их действия и взаимоотношения в игровой ситуации. В сюжетно-ролевой игре развивается произвольное поведение и воображение. Предоставляя возможность наглядно показать детям образец того, или иного поведения, сюжетно-ролевая игра решает проблему формирования представлений о нравственно-экономических нормах поведения. Данный вид игры авторы программ по экономическому воспитанию предлагают использовать для отработки и закрепления полученных знаний. Наиболее распространены игры «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Театр», «Строители», «Школа», «Супермаркет», «Рекламное агентство», «Комната переговоров», «Ателье для маленьких красавиц» .
Таким образом, игра как одно из средств экономического воспитания представлена во многих программах и пособиях по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что игра является основным средством обучения и воспитания дошкольников. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт окружающий мир. Обучение, осуществляемое через игру, естественно для дошкольника. Игра так же является одним из эффективных средств экономического воспитания. Для освоения экономических знаний используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие. Игра, как одно из средств экономического воспитания, представлена в большинстве программ и пособий по экономическому воспитанию дошкольников.