Главная
АИ #16 (95)
Статьи журнала АИ #16 (95)
Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи

Автор(-ы):

Гладких Маргарита Константиновна

Мишурова Галина Викторовна

Погореленко Алина Петровна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

речь
фонематические процессы
развитие
звукопроизношение

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи.

Текст статьи

В старшем дошкольном возрасте большая часть детей уже освоили звуковую сторону речи, имеют довольно большой словарный запас, обладают умением грамматически правильно составлять предложения. Но к сожалению, не у всех детей процесс овладения речью протекает одинаково.

Правильная детская речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, потому что именно на основе устной речи формируется письменная. Дети, которые отстают в развитии фонематических процессов вероятнее всего в школе будут испытывать трудности с овладением чтением и письмом, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Поэтому наиболее актуальной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением, является развитие детской речи, которое включает в себя умение четко произносить звуки, уметь различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно составлять предложения и уметь грамотно выразить свои мысли.

Наличие у старших дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в освоении программы общеобразовательной школы.

Уже в дошкольном возрасте есть возможность выявить и предупредить возникновение фонетико-фонематического недоразвития речи. Его преодоление достигается за счет целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Поэтому работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте.

Поэтому вопрос о выявлении детей с ФФН в дошкольном возрасте и коррекция нарушений речи в условиях общеобразовательной группы детского сада является актуальным вопросом на сегодняшний день.

Теория и практика логопедической работы показывает, что важнейшим условием полноценного развития речи являются своевременно сформированные фонематические процессы, благодаря которым ребёнок способен дифференцировать речевые и неречевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать звуковой состав слова, а также понимать смысл обращённой к нему речи.

Исследованием фонематических процессов занимались такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин, и другие. Фонематическая система включает в себя фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления. Понятие «фонема» впервые было введено известным советским учёным Л.С. Выготским. По его мнению, фонема является звуком, имеющим определённое значение [6, с. 54].

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят:

  • Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
  • Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
  • Фонематический анализ – мысленный процесс выделения отдельных фонем.
  • Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое.
  • Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

  • Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).
  • Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
  • Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

  • Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
  • Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста будет эффективно, если:

  • Подобрать дидактические игры по тематическому признаку- звук, слог, слово;
  • Строить работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:

– на развитие фонематического восприятия;

– на развитие фонематических представлений;

– на развитие элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.

Система игровых приёмов работы, построенной с учетом развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, может применяться на всех этапах фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, включая те этапы, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).

Признаком фонематического недоразвития является несформированность процесса формирования звуков, который отличается тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Фонематическое недоразвитие характеризуется:

  1. некоторые звуки могут заменяться простыми по артикуляции (звонкие звуки могут заменяться глухими, некоторые дети заменяют все шипящие и свистящие звуки более простыми взрывными);
  2. не сформирован процесс дифференцирования звуков (вместо нескольких близких по артикуляции звуков произносят средний, неотчетливый звук, например, вместо [ш] и [с] – [ш’]);
  3. ребенок может правильно произносить некоторые звуки, но в речи он ими не пользуется или заменяет (Например, ребенок может правильно произнести слова собака, шапка, но в речи наблюдается смешение [с] и [ш]);
  4. нестойкое употребление звуков в речи (в разных контекстах одинаковые слова ребенок может произносить по-разному) [8, с. 24].

Указанные выше особенности могут проявляться наряду с искаженным произношением звуков, т.е. звук ребенок может искажать, но одновременно смешивать с другими звуками или опускать. Большое количество неправильно произносимых звуков.

Такие характерные отклонения указывают на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. У детей могут возникать трудности при выполнении следующих заданий по различению звуков:

  • внимательно слушать и поднять руку в момент произнесения определенного звука или слога;
  • повторение слов, слогов с парными звуками;
  • при подборе слов на определенный звук;
  • при выделении звука, с которого начинается слово и т.д.

Также на недостаточную дифференцированность указывают затруднения при непосредственном анализе звукового состава [9, с. 28].

Помимо перечисленных выше особенностей могут наблюдаться смазанная речь, сжатая артикуляция, ограниченный словарь, а также задержка в становлении грамматического строя речи. Для таких детей характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, по сравнению с нормально говорящими детьми, также выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью, с большим количеством ошибок [9, с. 155-156].

В настоящее время актуальна проблема фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в связи с их подготовкой к школе. Успешное освоение школьной программы во многом зависит от усвоения ребенком всех сторон речи. Проблемой изучения фонематических процессов занимались многие ученые (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Эльконин Д.Б., Рау Е.В. и др.). Освоение грамоты, письма и чтения во многом зависит от становления фонематических процессов в онтогенезе.

Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления. Фонематическая сторона речи - это способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематические процессы формируются у ребенка с раннего возраста, с момента появления реакций на голосовые раздражители, первичного становления фонематического слуха, до момента поступления ребенка в школу (считается, что к 6-7 возрасту у ребенка полностью сформировано звукопроизношение и хорошо развиты все стороны речи, что способствует успешному освоению программным материалом в школе).

Недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи указывают на недостаточно развитый фонематический слух и фонематическое восприятие, что является причиной нарушений звукопроизношения. Дети, имеющие ФФНР, могут заменять одни звуки другими, могут отдельно произносить звуки правильно, а в речи употреблять их неверно. Также у них наблюдается несформированность процесса дифференциации отдельных звуков и нестойкость употребления звуков в речи. Они сравнительно хуже запоминают речевой материал, чем нормально говорящие дети, делают большое количество ошибок, связанных с активной речевой деятельностью [10, с. 34].

Анализ результатов, полученных при проведении констатирующего эксперимента, показал, что проблема фонетико-фонематического недоразвития у детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной группы детского сада является одной из актуальных. Отсутствие полноценного восприятия фонем формирует неправильное звукопроизношение. Кроме этого, нарушение фонематического слуха и восприятия не даёт возможности овладеть в полной мере словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Следовательно, коррекционную работу для преодоления фонетико-фонематического недоразвития необходимо проводить до поступления ребенка в школу. Без проведения такого вида обучения ребенок самостоятельно не сможет научиться дифференцировать и воспринимать фонемы, проводить звуковой и слоговой анализ слов, что приведет к появлению к появлению многочисленных ошибок при овладении письменной речью, т.е. приведет к дисграфии.

Методика логопедической работы для детей с нарушениями фонематических процессов в условиях логопедического пункта предполагает совмещение общей образовательной программы и специальной коррекционной программы для формирования и полноценного развития каждого ребенка. Одно из наиболее важных условий успешного обучения детей с нарушениями речи является взаимодействие логопеда, воспитателей и других специалистов детского сада.

По окончанию обучающего эксперимента удалось выявить улучшение состояния фонематических процессов и звукопроизношения. Что доказывает эффективность проведенной коррекционной работы. Для устранения недоразвития фонематических процессов рекомендуется продолжить обучение.

Список литературы

  1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Электронный ресурс], - http://www.studfiles.ru/preview/5765355/
  2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. – М. Сфера: 2008г. – 64с.
  3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – М. КАРО: 2008г. – 96с.
  4. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб.: Детство - пресс, 2012.
  5. Веракса Н. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Васильева М. А., Комарова Т. – М. Мозаика – синтез, 2015г.-368с.
  6. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987г. - 165 с.
  7. Волина В. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 2012г. – 448с.
  8. Волкова Г.А. Энциклопедический словарь логопеда. – Спб. Детство – Пресс, 2014г. - 256с.
  9. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  10. Волкова Т.А. Сборник документации логопедического пункта ДОО. – Спб. Детство – Пресс, 2016г. – 64 с.
  11. Володина Н.В. Говорю красиво. Для детей 6-7 лет. Эксмо-Пресс, 2013г. – 56с.

Поделиться

3394

Гладких М. К., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи // Актуальные исследования. 2022. №16 (95). С. 74-77. URL: https://apni.ru/article/3996-osobennosti-fonematicheskikh-protsessov-u-sta

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля