Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
Познавательно-исследовательская деятельность занимает важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не является новшеством в образовании. По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность.
Познавательно-исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения». По мнению В.И. Панова, познавательно - исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий [4].
Вовлечение ребенка в различные виды исследования способствует развитию познавательной активности малыша, учит его мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
В раннем возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу – действую»). А ведь очень важно понять, что малышам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. В ходе экспериментирования ребенок постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А также события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками [2]. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении. А ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными. По мнению Н.Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Ребенок раннего возраста – маленький исследователь, он познает окружающий мир, постоянно исследуя его. В поисках новых впечатлений начинает экспериментировать, манипулируя предметами и объектами окружающего мира, все время, раздвигая рамки той среды, в которой находится [5].
При этом они используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет. Сеченов И. М. в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от другого приобретается человеком в раннем возрасте [3].
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования. Дошкольники очень любят эксперименты с песком. Ещё с древних времён считалось, что игры с песком, являются процессом развития самосознания ребёнка и его спонтанной "само терапией».
Сегодня у наших детей есть много современных игрушек, но игры с песком не устарели. Песочница по-прежнему любимое место малышей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания играм с песком уделяется большое внимание. Необходима организация элементарной опытно-исследовательской деятельности, которая поможет нам педагогам пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего, приобщить их к красоте природы [6].
Наблюдая за детьми раннего возраста, мы пришли к выводу и поставили перед собой цель, что педагогам в ДОУ необходимо поддерживать познавательно-исследовательское отношение детей к миру, помочь его познать, открыть мир опытов и экспериментов, дать возможность прочувствовать и пережить происходящие события и поощрять их любопытство.
Поставленная педагогами цель определила следующие задачи:
- формировать представления детей о свойствах песка;
- формировать навыки экспериментирования с песком;
- обогащать тактильный опыт детей;
- активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»;
- развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
- воспитывать аккуратность;
- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Ребёнок раннего возраста, усваивает знания при условии многократного повторения. Изучение материала проходит от простого к сложному, поскольку мышление ребёнка раннего возраста наглядно-действенное. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, нюхает, стучит и прислушивается. Поэтому работа педагогов строилась на основном виде экспериментирования с детьми двух-трёх лет – элементарный опыт с песком [1].
Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой. Педагогами было отмечено, что сами опыты и эксперименты с песком, с детьми двух-трёх лет, должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. На досуге воспитатели читают на досуге сказки и стихотворения, проводят подвижные игры. Во время лепки детям дают задания с пластилином, таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает проблемную ситуацию и её решение, которая чаще всего строится в игровой форме. В ходе организованной-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста, в гости к малышам приходит зайчик, который рассказывает им что по дороге в детский сад он нашел баночку, в которой что-то насыпано и что с этим делать он не знает. Дети рассказывают зайчику, что он принёс песок и у них в группе тоже есть такой. Воспитатель предлагает зайчику вместе с ребятами принять участие в исследовательской деятельности. Прежде чем приступить к работе с песком воспитанники вместе с педагогом вспоминают правила обращения с этим объектом.
Экспериментальная деятельность детей раннего возраста осуществлялась под непрерывным контролем педагога, которая показывает, каким способом лучше исследовать предмет, как правильно использовать простые приборы и формы. С этой целью во время игры-эксперимента педагог задаёт вопросы: «Можно ли лепить песок, ребята? «А кушать его можно?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробовать такой пирожок хочется?». Педагог рассматривает с детьми подручный материал для опытов: формочки и лопаточки, какой они формы и цвета, тем самым способствует развитию речевых и сенсорных навыков.
В процессе экспериментирования дети проводят исследования с сухим и мокрым песком, лепят куличики. Воспитатель помогает воспитанникам в процессе экспериментальной деятельности усвоить свойства песка, что сухой песок – теплый, светлый, сыпучий, из него делать куличики не получится. А мокрый песок – холодный, темный, из него можно делать куличики. Песок – это природный и поэтому очень приятный материал, податливый, способный принимать разнообразные формы.
Образовательная деятельность эмоционально окрашена и вызывает у детей положительные эмоции, желание действовать.
Таким образом, чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.