Анализ аварийности в Нижегородской области за январь-февраль 2019 года

Анализ аварийности в Нижегородской области за январь-февраль 2019 года

В статье рассматривается статистика дорожно-транспортных происшествий, произошедших в Нижегородской области за период январь-февраль 2019 года. Проанализированы причины, а также дорожные ситуации, которые предшествовали и привели к возникновению аварийной ситуации и аварии. Благодаря анализу статистики и определению основных причин можно сделать вывод об основных обстоятельствах ДТП, встречающихся чаще остальных, а следовательно, определить необходимые мероприятия для повышения безопасности дорожного движения.

Аннотация статьи
безопасность дорожного движения
дорожно-транспортное происшествие
аварийность
Ключевые слова

В первом полугодии 2019 года наблюдается снижение числа жертв ДТП. С января по июнь в дорожных авариях погибли около 6,8 тысяч человек —показатель на 5% меньше, чем в 2018 г., но самих ДТП с пострадавшими стало больше. В общей сложности за первое полугодие 2019 года произошло 20,4 тысяч ДТП, в которых пострадали пешеходы (за аналогичный период в 2018 г. 21,2 тысячи), в которых погибли 1775 человек (в 2018 г. 1969 жертв) и пострадали свыше 19,4 тысяч (в 2018 году почти 20,1 тысяч). Ухудшилась статистика ДТП с тяжёлыми последствиями с участием начинающих водителей со стажем до двух лет, а также рост аварийности с участием технически неисправных транспортных средств [1].

При анализе сводок по ДТП с официального сайта ГУ ГИБДД Нижегородской области за период январь-февраль 2019 года было выявлено аварий с участием легковых автомобилей:

  • Столкновений – 138
  • Наездов (в том числе наезды на пешеходов, велосипедистов и препятствия) – 103
  • Опрокидываний – 13
  • Иных – 3

Вследствие того, что встречались наезды с неустановленными обстоятельствами, их далее не рассматриваем. С установленными причинами 98 наездов [2].

Далее проводится анализ по каждому типу ДТП. В столкновениях основными причинами были: водитель не предоставил преимущество, не справился с управлением, не выбрал безопасную дистанцию, нарушил Правила дорожного движения (проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора). Имеет место повторное столкновение, 2 случая. Диаграмма с подробными причинами столкновений представлена на рис. 1.

Рис. 1. Причины столкновений

Аналогичный анализ проводится и с наездами, и с опрокидываниями. Иные не рассматриваются, так как носят случайный характер и встречаются относительно нечасто. К не рассматриваемым ДТП относятся: падение снега с тента (иное) и падения пассажиров в общественном транспорте. Наезды разных типов объединены для удобства в одну категорию. Причины наездов представлены на рис. 2.

Из статистики видно, что пешеходов, переходящих дорогу на запрещающий сигнал светофора, сбивают реже, чем пешеходов, идущих на разрешающий сигнал. Это может быть связано с тем, что при переходе на зеленый пешеход уже не уделяет должного внимания на то, чтобы убедиться в полной безопасности перехода.

Рис. 2. Причины наездов

Опрокидывания встречаются реже других типов ДТП, их причины представлены на рис. 3.

Рис. 3. Причины опрокидываний

Наиболее частой причиной опрокидывания является обстоятельство, что водитель не справился с управлением.

Выводы из анализа аварийности следующие:

  1. Причина «водитель не справился с управлением» встречается во всех типах ДТП, значит, ее устранение приведет к улучшению статистики в общем.
  2. В столкновениях второй по количеству аварий причиной является не предоставление преимущества при левом повороте. Левый поворот считается одним из самых сложных маневров на дороге, следовательно, необходимо проектировочными и регулировочными решениями обезопасить его. Например, вынос левого поворота в отдельную фазу светофора.
  3. Наезды на пешеходов чаще всего встречаются на нерегулируемых перекрестках. Повысить безопасность можно, например, улучшением видимости, техническими решениями по привлечению внимания водителей.

Также в сводках представлена информация о количестве ДТП с материальным ущербом, без пострадавших (рис. 4.).

Рис. 4. Количество ДТП с материальным ущербом по дням

На снижение аварийности и устранение типичных причин возникновения аварийных ситуаций могут благотворно повлиять системы активной безопасности и пакеты ассистирующих систем.

Опрокидывания происходят при высокой скорости на крутых поворотах, при резком повороте рулевого колеса, из-за неравномерного расположения груза в кузове автомобиля или его перемещения на повороте. Целью системы курсовой устойчивости ESP является предотвращение заноса и бокового скольжения за счет изменения передаваемого момента вращения на одно из ведущих колес. Вследствие этого стабилизируется траектория машины, следовательно, предотвращается опрокидывание. Так же на скользкой дороге ESP может с некоторой вероятностью предотвратить выезд на полосу встречного движения, то есть, предотвратить столкновение [3].

Некоторые столкновения и наезды являются следствием запоздалого торможения или торможения недостаточной интенсивности. Водитель может не заметить препятствие из-за плохой видимости или усталости. Возможно непредвиденное развитие дорожной ситуации, например, при неожиданном торможении впереди идущего автомобиля или переходе пешехода, не соблюдающего меры предосторожности. В таких случаях помогает система автономного экстренного торможения [4]. Система контроля усталости водителя отслеживает анализирует состояние водителя и качество вождения. Если водитель нарушает правила скоростного режима или покидает полосу, система подает звуковые сигналы, чтобы повысить внимание человека.

Для своевременного обнаружения других участников дорожного движения и препятствий могут быть использованы:

  • Система помощи при парковке – для предотвращения наездов и ДТП с материальным ущербом (информирование водителя посредством звуковых и визуальных сигналов).
  • Система обнаружения пешеходов (прогнозирует последующие действия пешехода, его перемещение и реакцию, параллельно оценивается вероятность столкновения, и рассчитываются возможные варианты выхода из состоявшейся ситуации).
  • Система кругового обзора и камера ночного видения.

Ограничение скорости движения может обеспечиваться функционалом круиз-контроля. Новая интеллектуальная система Speed Limit Assist напоминает водителю о действующем на данном участке дороги ограничении скорости. Камера, расположенная на лобовом стекле, распознает знаки ограничения скорости во время движения автомобиля и затем отображает максимально допустимую скорость на дисплее спидометра. Адаптивный круиз-контроль имеет больший функционал по сравнению с обычным круиз-контролем, а также расширение Stop-and-Go – ассистент помощи в пробке. Его установка способна также предотвратить случайные легкие столкновения в дорожных заторах.

Повторные столкновения случаются реже относительно обычных столкновений. Примерно четвертая часть аварий с легковыми автомобилями состоит из нескольких эпизодов. Первичное столкновение с другим автомобилем или наезд на препятствие, часто приводит к последующей аварии. Причиной является потеря водителем контроля над автомобилем в момент аварии и как следствие неуправляемое его движение. Система торможения после столкновения осуществляет автоматическое торможение автомобиля после столкновения и, тем самым, предотвращает возможную последующую аварию.

Подбор универсального и недорогостоящего комплекта систем активной безопасности и ассистентов движения способен значительно увеличить безопасность движения и снизить аварийность и дорожно-транспортный травматизм.

Текст статьи
  1. ГУОБДД МВД России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--90adear.xn--p1ai/ – (Дата обращения: 21.10.2019).
  2. УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://52.xn--b1aew.xn--p1ai/gumvd/struktura/Podrazdelenija_policii/Podrazdelenija_policii_po_ohrane_obshhes/item/1237338 – (Дата обращения: 14.03.2019).
  3. Автоматические и интеллектуальные системы транспортных средств. Автомобили и тракторы, многоцелевые колесные и гусеничные машины, наземные транспортно-технологические комплексы, мобильные роботы и планетоходы: учебник/под общ. Ред. Профессоров В. Белякова и Л. Палковича; Нижегородск. Гос.тех.ун-т. Р.Е.Алексеева. – Н. Новгород, 2012. 475 с.
  4. Иванов, А.М. Новые методы испытаний систем автоматического экстренного торможения и опыт их применения [Текст] / А.М. Иванов, С.Р. Кристальный, Н.В. Попов, М.А. Топорков, МИ. Исакова // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева / НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2018. №2(121). – 209 с. – С. 146-155.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 августа по 16 августа
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 августа
Загрузка в elibrary
20 августа
Рассылка печатных экземпляров
24 августа