Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников

Высшей формой речемыслительной деятельности, определяющей уровень речевого и умственного развития ребенка, является связная речь. Развитая связная речь является важным условием успешной подготовки дошкольника к обучению в школе. Связная речь имеет сложную структуру и поэтому необходимо специальное речевое воспитание, обучение навыкам связного высказывания. Одним из эффективных, но малоиспользуемых педагогами, средств развития связной речи выступают мнемотаблицы.

Аннотация статьи
дошкольники
связная речь
средства развития речи
мнемотаблицы
Ключевые слова

Как отмечают С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина: среди факторов, влияющих на становление связной речи, наглядность является наиболее важным [4, с. 532; 3, с. 364]. Этот факт обусловлен возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Дети, рассматривая предметы называют их, выделяют характерные признаки и осуществляют действия с ними.

 Вторым фактором, по мнению Л. С. Выготского выступает создание плана высказывания. Автор неоднократно указывал на необходимость последовательного размещения для дошкольников в виде схемы всех конкретных элементов высказывания [2, с. 44].

Учитывая мнение отечественных ученых, делаем вывод, что мнемотехнику возможно использовать в работе по обучению дошкольников связной речи.

Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. У авторов, изучающих дошкольную педагогику (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко) можно серить различные названия мнемотехники: сенсорно-графическая схема, предметно-схематическая модель, блоки-квадраты, схема составления рассказа [5, с. 56]. Мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а также способствует развитию речи [1, с. 185].

Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста в настоящее время становится все более актуальным, но малопрактикуемым среди педагогов ДОО.

Развивая речь у дошкольников очень важно пробудить интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить обучение в любимый детьми вид деятельности – игру и этому способствуют наглядные мнемотаблицы или «волшебные квадраты», которые можно использовать для формирования связного высказывания у дошкольников [7, с. 154].

В структуру мнемотаблиц входит девять квадратиков, в которые на основе образных средств, сенсорных эталонов, различных символов и знаков вводится содержание текста изучаемого произведения.

 В зависимости от возраста ребенка – ему предлагается уже заполненная таблица (квадраты), либо таблица составляется совместно с ребенком, либо ребенок заполняет квадраты самостоятельно и пользуется их содержанием при рассказе.

Использование мнемотаблиц способствует развитию навыка обобщения, что позволяет формировать базу для совершенствования образного мышления, воображения, памяти, способности к замещению и пространственному моделированию. Эта способность является фундаментальной особенностью человеческого ума. В связи с этим, для развития у ребенка воображения, способности к различным преобразованиям, умения находить взаимосвязи, необходимо учить его «читать» графическую аналогию [6, с. 19]. Детям легче усвоить ассоциативные связи с любимыми известными и понятными сказочными героями, выполнить игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию ребенка. С учетом возрастных особенностей детей, работу необходимо начинать с простых, известных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

 Рассмотрим работу по мнемотаблице в средней группе на примере сказки «Курочка Ряба». Детям рассказывается или читается сказка, выделяются главные герои, их действия. Затем воспроизводятся образы сказки рисунком в точной последовательности в девяти квадратиках, составляющих мнемотаблицу. Затем детям предлагается рассмотреть «волшебные квадраты» и послушать сказку еще раз с опорой на рисунки в квадратиках. Жили-были дед (нарисован в первом квадратике) и баба (во втором квадратике). И была у них курочка Ряба (третий квадратик здесь можно изобразить курочку или «заменитель» – две куриные лапки). Снесла курочка яичко. Да не простое, а золотое (четвертый квадратик). Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила (пятый квадратик – удар изображается символично стрелками вниз). Мышка бежала, хвостиком махнула (шестой квадратик – можно нарисовать мышку или длинный хвостик). Яичко упало и разбилось (седьмой квадратик). Плачет дед и плачет баба (восьмой квадратик – изображение слезинок). А курочка Ряба им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам другое яичко. Не золотое, а простое» (девятый квадратик – нарисовать курочку и рядом простое белое яичко). Затем детям предлагают рассказать сказку на основе представленных по порядку картинок. От рисунка к рисунку, предложение за предложением ребенок учится рассказывать и пересказывать текст сказки. План пересказа в картинках помогает детям запомнить сюжет сказки и воспроизвести его самостоятельно.

Затем детям предлагают рассказать сказку на основе представленных по порядку картинок. От рисунка к рисунку, предложение за предложением ребенок учится рассказывать и пересказывать текст сказки. План пересказа в картинках помогает детям запомнить сюжет сказки и воспроизвести его самостоятельно. Для закрепления навыка связного высказывания рекомендуется дома рассказывать сказку родителям, по памяти представляя рисунки волшебных квадратиков.

Для закрепления навыка связного высказывания рекомендуется дома рассказывать сказку родителям, по памяти представляя рисунки волшебных квадратиков.

Таким образом, работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Это только начальная, наиболее значимая и эффективная работа. На основе мнемотаблиц можно создать разнообразные дидактические игры, привлекая к этому детей. Продумывая различные модели, надо учитывать, что модель должна отображать обобщенный образ предмета и отражать существенное в объекте, а замысел создания модели надо обсуждать с детьми, чтобы им было понятно.

Текст статьи
  1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 96 с.
  3. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2003. – С. 358-369.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
  5. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Детство-пресс, 1999.
  6. Усенко Ю.В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника//Дошкольная педагогика. – 2013. – №7. – С.18-19.
  7. Полькова Н.Н., Ефанкина О.А. Особенности использовании мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников: стать в сборнике науч. конференции «Череповецкие чтения-2013», 2014. – С. 152-154.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября