научный журнал «Актуальные исследования» #16 (95), май '22

Правительство Российской Федерации в системе органов государственного управления

Правительство России сохраняет важное место и играет главенствующую роль в системе исполнительной власти. Обеспечивая исполнение законодательства Российской Федерации, Правительство создает условия, для его реализации и претворения в жизнь норм законов. Кроме указанного, компетенции, которыми обладает Правительство, позволяют ему консолидировать усилия органов, входящих в единую систему публичной власти, на достижение целей, которые ставит перед Правительством Президент Российской Федерации.

Аннотация статьи
государственное управление
Правительство РФ
орган государственной власти
Ключевые слова

2020 год стал периодом по внесению поправок в конституционно-правовой сфере Российской Федерации. Так появился институт публичной власти. Легитимацию данного учреждения в российской законодательной сфере невозможно причислить к действиям, к каким было подготовлено научное юридическое общество. Бесспорно, были крайне любопытные для научного рассмотрения изучения правовой натуры публичной власти.

Следует отметить, что перемена в главном законе страны России подверглась модификации структура правового положения Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации.

Принцип разделения властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную) определен Конституцией РФ (гл. 6 ст. 10). Каждая часть представляет собою самостоятельную ветвь, при этом они взаимосвязаны и взаимно подконтрольны. Также имеет значение особая роль и политико-правовое положение Президента Российской Федерации в системе государственного устройства страны [11].

В соответствии с нормами Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 110) определено, что репрезентантом исполнительной власти государства выступает Правительство. Деятельность Правительства так же, как указано в нормативно-правовых актах, контролирует Президент Российской Федерации, что регламентировано новеллам ст. 83 Конституции. Итак, на конституционном уровне, а это наивысший уровень законодательного регулирования, состоялось фиксирование прежде имевшегося де-факто утверждения о совокупном руководстве главой страны федеральным Правительством, обеспечивая его слаженную деятельность и связь с другими органами, вступающими в общую концепцию публичной власти [10].

В непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации находится система федеральных органов исполнительной власти. Исключение составляют лишь те, которые находятся в непосредственном подчинении главы Российской Федерации. Данное положение указано в пунктах 2 и 3 статьи 110 Конституции, в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 (в ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [3].

Так, ключевая задача Правительства по Конституции РФ: «руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти», которые не находятся в подчинении Президента России [12], а именно реализацию политики страны в следующих областях: экономика, социальное обеспечение граждан, уровень охраны и обеспечения здоровья, культуры, науки, образования, экологии [2]. Следовательно, остальные направления деятельности государства находятся в сфере прямого управления Президента России [13].

Непосредственной характерной чертой, которая присуща Правительству Российской Федерации отмечают то, что данный коллегиальный орган, подчиненный президенту.

Если рассматривать место коллегиального органа в системе органов государственной власти, то выделим, что роль Президента страны в системе исполнительной власти неоднократно подвергалась обсуждению. Полномочия главы государства регламентированы в нормативно-правовом акте РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР», в котором указано, что непосредственно Президент возглавляет исполнительную власть страны. При всем этом Конституция РФ 1993 г. не содержала положений о руководстве Правительством главой российского государства вплоть до внесения поправок в 2020 году. И несмотря на законодательную регламентацию полномочия Президента не были ограничены относительно руководства Правительством [7]. Таким образом, конституционными поправками закреплены реальные взаимоотношения между главой государства и Правительством.

По причине того, что требовалась незамедлительная реструктуризации нормативно-правового акта «О Правительстве Российской Федерации» в ноябре 2020 года был принят Федеральный закон N 4-ФКЗ [2]. Данным было установлено, что Правительство выступает органом публичной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. Нормативно – правовым актом определен новый распорядок назначения и освобождения от должности членов Правительства, процедура прекращения его возможностей, учтено повышение значимости двух палат российского парламента в решении данных задач. Зафиксировано, что Правительство РФ – коллективный аппарат, складывающийся из Председателя, его заместителей (в этом количестве первых) и федеральных министров. В согласовании с нормативно-правовыми актами и Регламентом Правительства в его заседаниях могут принимать участие те, кто не является членами Правительства, обладающие консультативными полномочиями, однако не наделенные законном участия в принятии решений.

Стоит выделить, что особая процедура назначения главы Правительства Российской Федерации регламентирована в Конституции РФ (ст. 111). В отличии от прежней регламентации глава Правительства назначается непосредственно главой государства. Не случай обращено внимание на данное положение, по причине того, что при невозможности исполнения своих обязанностей Президентом, его роль временно исполняет глава (председатель) Правительства (ч. 3 ст. 92). Представление кандидата на должность Председателя Правительства устанавливает глава страны в нижнюю палату российского парламента в срок 14 дней после его вступления в должность или после отставки Правительства. В ситуациях, когда российский парламент (Госдума РФ) не примет предложение главы страны относительно кандидатуры на должность Председателя Правительства, то Президент вправе повторно внести предложения. Данная процедура допускается до трех раз, в результате отрицательного ответа Госдумы относительно назначения на должность Председателя Правительства, Президент вправе назначить самостоятельно Председателя Правительства, распустить Госдуму и собрать новую (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).

Конституционным судом России было определено толкование положений ч. 4 ст. 111, в результате чего право выбора кандидата на должность Председателя Правительства непосредственно закреплено за Президентом страны. Данное толкование объясняется тем, что непосредственно глава государства обозначает направления деятельности Правительства и играет ведущую роль в его формировании [5].

Дельнейшее формирование состава Правительства Российской Федерации возложено на его Председателя. При этом все назначенные на должности граждане должны быть утверждены Президентом РФ. Последний посредством издания указа утверждает и состав, и структуру [3]. Данное право Президента страны утверждать кандидатов на должности в Правительстве РФ определены Конституцией (ст. 112).

Возникает некоторый вопрос в части соблюдения конституционной обязанности Председателя Правительства относительно предоставления в определенный срок предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Ответственность возложена на Председателя (ст. 113 Конституции), по которой регламентирована персональная ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий. Однако отметим, что и в Конституции, и в иных нормах отсутствуют нормы о том, меры каких видов ответственности могут быть применимы к Председателю, и не определен порядок привлечения его к ответственности.

Рассматривая юридическую литературу, отметим, что теоретически ответственность предусмотрена. Так, к ответственности привлекаются в случаях нарушения конституционно-правовых норм. Такая ответственность по преимуществу имеет политический характер и редко предполагает наличие вины, и поэтому, ее значение можно считать профилактическим.

Правительство Российской Федерации наделено полномочиями в области сфер общественной жизни по ст. 114 Конституции. Закрепляя за Правительством определенные компетенции, Конституция устанавливает разные формы их реализации (разработка, обеспечение, осуществление, содействие, создание условий).

В Законе о Правительстве закреплены полномочия в сфере поддержки институтов гражданского общества, связанные с поддержкой некоммерческих неправительственных организаций в целях развития институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты, проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, определено, что Правительство осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, которая вносит существенный вклад в дело мира, решение социальных задач. Правительство РФ содействует развитию предпринимательства и частной инициативы, реализуя цели и задачи, поставленные Президентом [4].

Несомненно, обширный перечень прав возложен на Правительство всеми действующими нормативно-правовыми актами РФ. К примеру, на основании полномочий Правительство вправе внести главе государства предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если данные акты противоречат Конституции, иным федеральным законам и международным договорам. Ежегодно Правительство предоставляет отчеты о результате своей деятельности Парламенту РФ, в чем и выражается взаимодействие двух органов власти.

В соответствии со ст. 117 отставка Правительства Российской Федерации допускается досрочно. Причиной отставки может так же служить недоверие Госдумы Правительству. Общий порядок выражения недоверия Правительству закреплен в Регламенте Государственной Думы [6]. Стоит заметить, что основательной регламентации процедуры отставки нет. Правительством коллегиально на заседании его членов. В том же числе об отставке любого члена Правительства вправе принимать решение Президент РФ (п. «в» ст. 83 Конституции РФ). Вехам истории российского Правительства по отставке известно два случая. Так, на основании требований ч. 1 ст. 117 Конституции, Правительство РФ, возглавляемое премьер-министром М.Е. Фрадковым, добровольно подало в отставку в 2007 г., а в 2020 г. в отставку подало Правительство РФ, возглавляемое премьер-министром Д.А. Медведевым. Обе отставки были приняты Президентом РФ В.В. Путиным.

Решение Президента об отставке Правительства юридически оформляется указом и подлежит публикации. При этом глава государства на должность Председателя Правительства назначает лицо, которое исполняет все присущие ему должностные обязанности до тех пор, пока не будет сформирован новый состав Правительства. Данное положение определено нормами Конституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 117).

Нововведением выступает законодательная норма (ч. 4.1 ст. 117), в соответствии с которой в отставку имеют право подать отдельные члены Правительства страны – Председатель, Заместитель Председателя, федеральный министр. Выделим, что термин «отставка» в данном означает сложение полномочий при формировании нового Правительства.

Так же Правительство Российской Федерации выступает в качестве одного из субъекта законодательной инициативы. Правительство разрабатывает нормативно-правовой акт, а Госдума рассматривает и принимает. Примером может служить разработка федерального бюджета на конституционном уровне, представление которого передается Госдуме и представляется отчет. В то же время Правительство Российской Федерации несет обязательства по предоставлению отчета о результатах деятельности каждый год, что регламентировано частью 1 статьи 114 [11].

Резюмируя отметим, что модификация главного закона страны (Конституции РФ) привнесла изменения в положение Правительства в системе органов власти.

Несомненно, Правительство Российской Федерации выступает главным институтом, который принимает участие в управлении государством при всех формах организации власти и территориального управления [13]. В связи с постоянными изменениями (экономическими и общественными) на Правительство возлагаются все новые и новые обязанности, при этом не всегда есть ресурсы и потенциал для эффективного управления.

Рассмотрев систему государственного управления Российской Федерации определено, что Правительство одновременно выступает в разных ролях. Так, Правительство Российской Федерации выступает в качестве органа по осуществлению контроля и регулирования исполнительной власти в сферах своей ответственности (социально-экономический блок). При этом Правительство выступает в роли посредника, благодаря которому осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, которыми руководит Президент. И третьей ролью представлено то, что Правительство Российской Федерации является непосредственно субъектом по администрированию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2020, № 27, ст. 4196.
  2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2020 г. – № 45. – Ст. 7061.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 (в ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2020, № 4, ст. 346.
  4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2020. № 30. Ст. 4884.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1988 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.
  6. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (утв. постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД) // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
  7. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М., 2015. URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/ avakyan_sa_konstitucionnyj_leksikon/ (дата обращения:20.02.2022).
  8. Ахъядов, Э. С. Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной власти и его место / Э. С. Ахъядов. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 3-4.
  9. Буткевич, А. С. Место правительства РФ в системе органов исполнительной власти / А. С. Буткевич, В. А. Егорова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – № 14(32). – С. 18-20.
  10. Виноградова Е.В., Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Исполнительная власть в конституционно-правовом дизайне современной России. Правительство: статус, полномочия, функции // Труды Института государства и права РАН. 2021. №5. – С.35-54
  11. Кобзарь-Фролова М.Н. Правительство Российской Федерации в системе органов публичной власти: политико-правовые связи правительства // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. №2. – С.116-126.
  12. Конституция РФ (с комментариями Конституционного Суда РФ). – Москва: Проспект. – 2021. – 120 с.
  13. Шувалова О. Ю. Роль Правительства Российской Федерации в системе органов государственного управления // Актуальные исследования. 2021. №37 (64). С. 46-49.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня