В настоящее время во всем мире и во всех сферах человеческой деятельности проходит процесс информатизации. Из года в год разрабатываются правительственные программы для улучшения и развития отраслей. В образовательной сфере тоже разрабатываются и усовершенствуются методики преподавания и более эффективного подхода к обучению, где необходимым условием развития становится использование современных информационных технологий. Современные информационные технологии в процессе обучения играют особую и важную роль. Применение современных информационных технологий приводит к повышению мотивации, экономию учебного времени, индивидуализации и повышению качества обучения, пониманию и усвоению учебного материала. Решение задачи информатизации во всех ступенях образовательной системы и повышения их профессиональной подготовки является важным направлением в приобщение студентов к современным информационным технологиям.
На сегодняшний день разработаны активные методы обучения, которые широко используются, один из таких разработок является технология критического мышления. Технологиями критического мышления широко пользуются как в Таджикистане, так и во всем мире, для улучшения и повышения качества образования. Также одним из важнейших путей повышения результатов образовательного процесса, является разработка и применение современных информационных технологий. Ведь качество подготовки будущего специалиста будет повышаться с применением современных информационных технологий в образовательном процессе [5, 6].
Под современными информационными технологиями следует понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Активное использование современных информационных технологий в процессе обучения, прежде всего, является социальной потребностью в усовершенствовании качества образования и практическая потребность использования в высшем образовательном учреждении современных компьютерных программ.
Модернизация образовательного процесса, требует перехода от традиционных способов освоения учебного материала к активным групповым и индивидуальным формам работы, организации самостоятельной поисковой деятельности студентов, что позволит готовить специалиста с выраженной индивидуальностью и организационной деятельностью. Этому может способствовать внедрение в образовательный процесс современных информационных, компьютерных технологий и цифровые образовательные ресурсы. Хорошее владение современными информационными технологиями является основой повышения качества образования [2, 7, 8].
Современные информационные технологии в образовании имеют преимущества, среди которых: создание наиболее эффективной системы управления информационным обеспечением; формирование познавательной деятельности студентов в процессе обучения; индивидуализация учебного процесса и возможность процесса познания с помощью информационных технологий. Использование современных информационных технологий позволяет создавать информационные составляющие для повышения эффективности образовательного процесса. Информационным составляющим образовательного процесса определяет содержательный аспект подготовки специалиста в университете. В качестве такой информационной составляющей могут выступать: организация учебного процесса; подготовка учебных пособий; изучения нового материала; компьютерного контроля знаний учащихся; получения и работы с информацией из глобальной сети Интернет; создания и работы со студенческими сайтами, позволяющие связать между собой студентов и преподавателей [4, 9].
Например, при изучении новых материалов можно использовать презентации или использовать готовые программы. Современные инновационные технологии помогают сделать урок более продуктивным и научить студентов навыкам конспектирования, кроме того, особое значение приобретает показ разных схем и таблиц. Заранее подготовленный материал дает возможность увеличить темп урока и позволит вернуться к любому промежуточному построению.
Здесь уже может помочь готовые компьютерные программы. Существуют методики проведения уроков с помощью готовых компьютерных программ, которые позволяют правильно воспринять готовый материал. Поэтому задача преподавателя побудить студентов к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло плодотворно. Так же можно применить методы активизации, которые позволяют удержать внимание к новому материалу. То есть применение уже готовых компьютерных программ требует от преподавателя большого количества времени на разработку каждого уроков.
Таким образом, СИТ в образовании применяются через применение созданных или заимствованных преподавателем программ [1]. Главная задача преподавателя заключается в умении применять новые технические средства в образовательном процессе и добиться успешного функционирования образования в современном мире. Можно выделить несколько направлений использования современных информационных технологий в образовательном процессе: а) В качестве средства обучения, которое совершенствует процесс преподавания и повышает его качество и эффективность; б) В качестве инструментов обучения; в) В качества средства творческого развития студента; г) В качестве основного средства автоматизации процессов контроля, самоконтроля, тестирования; д) Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы; е) Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Также современные информационные технологии в образовательном процессе способствуют [3]:
- Расширению кругозора студентов;
- Подготовить выпускников вуза к жизни в условиях информационного общества;
- Реализации социального заказа, который ориентируется на процессы глобальной информатизации.
Следует также, отметит, что применение современные инновационные технологии в процессе обучения является более широким ввиду бурного развития самих технологий. Широкое применение новейших современных информационных технологий невозможно без интенсивного инновационного обновления образования.