Мастер-классы по изобразительному искусству для детей, имеющих нарушение слуха, в условиях дистанционного обучения

Статья посвящена изобразительному искусству, поиску новых путей взаимодействия с детьми в условиях изобразительной деятельности. Одним из эффективных путей авторы считают проведение мастер-классов. Мастер-классы популярны и их популярность возрастает стремительными темпами потому, что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой, командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый опыт в жизни, получить новые навыки. Авторы подчеркивают, что в результате творческой деятельности обогащается внутренний мир ребенка, развиваются фантазия и воображение, творческий вкус. К тому же неслышащим детям, особенно необходимо общение со сверстниками. Они должны учиться играть в команде, слышать других и уметь проявлять себя. В статье представлены особенности подготовки, организации и проведения мастер-классов, связанных с изобразительной деятельностью в условиях дистанционного обучения.

Аннотация статьи
изобразительная деятельность
художественные техники
мастер-классы
обучающиеся с нарушением слуха
изобразительное искусство
Ключевые слова

В основу нашего исследования положен личностно-деятельностный подход, который широко используется в сурдопедагогике. Основные его положения заключаются в том, что развитие личности, раскрытие ее способностей и качеств возможно только в условиях деятельности. При этом человеческая деятельность всегда неразрывно связана с общением с другими людьми. Важной частью личностно-деятельностного подхода выступает творческая деятельность, в том числе изобразительная. «Включение различных видов предметно-практической деятельности в учебный процесс, обеспечивая развитие самостоятельности глухих школьников, вносит коренные изменения в постановку обучения и значительно повышает его эффективность» [2, c.8].

Изобразительная деятельность представляет огромный интерес для учащихся с нарушением слуха, особенно в начальных классах, а уроки изобразительного искусства содержат в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития школьников. Непосредственные встречи с прекрасным, активная творческая деятельность – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства в школе для детей с нарушением слуха.

Один из наиболее доступных видов деятельности для детей с нарушением слуха – это работа с бумагой (можно использовать как на уроках изобразительного искусства и уроках технологии). Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. Изготовление поделок из бумаги и картона – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии.

Изготовление изделий из бумаги и картона требует от ребенка точных движений, постепенно рука приобретает уверенность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно. Работа с бумагой способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказывает большое влияние на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития речи детей с нарушением слуха, в том числе ее планирующей функции.

В условиях пандемии мы участвовали в проекте РГПУ им. А.И. Герцена «Продленка на удаленке» (для детей с ОВЗ). Мастер-классы были интерактивными, дети могли писать о своих проблемах и о том, как они работают – в чате. Мастер-классы были записаны в видео формате, что позволит детям, если они что-то не поняли, посмотреть их еще раз на канале YouTube, на котором размещены вебинары.

В рамках проекта нами была разработана серия мастер-классов по работе с бумагой (декоративно-прикладное искусство). Это мастер классы по изготовлению открыток к праздникам: «Открытка для мамы», «Пасхальная открытка», «Открытка к 9 мая». Особенность организации мастер-классов для детей с нарушением слуха при работе с бумагой состоит в том, что в начале работы им необходимо продемонстрировать образец той работы, которая потом получится у них («Открытка для мамы»). В нашем случае это был букет роз. Перед тем, как начать работу необходимо показать детям настоящий цветок или фотографию цветка, подробно разобрать из каких частей состоит цветок розы: лепестки, чашелистик, цветоножка, т.е. провести словарную работу. Надо очень четко продумать последовательность изготовления изделий (план), разработать технологические карты, с показом приемов работы и письменными инструкциями. В конце работы, если дети работали по образцу, то надо обязательно показать образец, чтобы они могли сравнить свою работу с образцом (но, можно допустить изготовление цветка из бумаги того цвета, который ребенку больше нравится). В тех случаях, когда дети затрудняются выполнить действия, как прием, следует использовать работу по подражанию.

Другая серия мастер-классов посвящена иллюстрированию литературных произведений.

Мир изобразительного искусства тесно связан с литературой. Самым лучшим образом мастер-классы демонстрируют ученикам взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Книжная иллюстрация привлекает внимание детей. В процессе создания иллюстрации к самостоятельно выбранному произведению (чаще всего – самой любимой книге) или по его мотивам одновременно решается целый комплекс развивающих, воспитательных и обучающих задач.

Это и овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности. В процессе работы над иллюстрацией учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры, как со стороны изобразительного искусства, так и со стороны литературы – ведь педагог на занятиях демонстрирует репродукции и рассказывает об их литературных первоисточниках.

Один из основных видов связей с литературой – это изучение русских народных сказок. С их помощью в начале каждого занятия учитель создает необходимую детям мотивационную ситуацию, вызывает желание выполнять задание. Это стимулирует детей читать книжки, а дети с нарушением слуха не очень любят читать.

Кроме того, увлекательная работа в рамках ознакомления с искусством книжной иллюстрации помогает удержать внимание непоседливых младших школьников. Неожиданной оказывается для детей работа над иллюстрацией, которую дети выполняют из соленого теста. Легко настроить их на продуктивный рабочий процесс, так как желание изображать своих любимых книжных героев, любимые сцены характерно для детей и захватывает их целиком и полностью. Самим же школьникам творческий процесс работы над иллюстрацией к своему любимому произведению даст возможность раскрыть своё «я», визуально выразить свое мироощущение. А для того, чтоб хорошо выполнить иллюстрацию, необходимо прочитать и даже перечитать любимое произведение. Таким образом, ребенок получает сильнейшую мотивацию на самостоятельное чтение новых и вдумчивое перечитывание, ранее прочитанных любимых книг. Особенно это проявилось в тот момент, когда мы с детьми создавали страницы для старинной книги: специально «старили» бумажные листы, потом выполняли иллюстрации, используя не только соленое тесто, но и другие материалы (пуговицы, горошинки черного перца и др.) В качестве логичного завершения такого творческого процесса была организована выставка иллюстраций в школьной библиотеке. Многие ребята, которые ранее с неохотой заходили туда, с большим любопытством отнеслись к выставке, а потом, изучив ее, вдруг порой неожиданно для себя самих уходили из библиотеки с книгой в руках. Иногда бывает, что книга оказывается для детей с нарушением слуха слишком сложной. Чтобы ребенок не вернул книгу, так и не прочитав ее до конца, надо, чтобы взрослый помог ему. Но главное, это то, что ребенок уже заинтересовался чтением, наладил контакт с библиотекарем. А когда рисунки представлены на выставке, то дети осваиваются в библиотеке окончательно и начинают проявлять к чтению большой интерес. А это очень важно для детей с нарушением слуха. Нами также разработаны мастер-классы по работе с разными материалами, бросовыми материалами и другие в формате дистанционного обучения.

Анализ, проведенной нами работы показывает, что проведение мастер-классов повышает заинтересованность детей с нарушением слуха в результатах своей работы, развивает их изобразительные умения и навыки, творческие способности, развивает их речь, способствует созданию креативной атмосферы на уроках изобразительного искусства.

Текст статьи
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991, 90 с.
  2. Зыкова Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Учеб.пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, 171 с.
  3. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / под ред. А.С. Зыкова – Москва: Педагогика, 1976, 144 с.
  4. Марциновская E.H. и др. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих: Пособие для учителей / E.H. Марциновская, Т.В. Нестерович, Т.С. Зыкова. – М.: Просвещение, 1986, 176 с.
  5. Pay М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1-3 кл.): Кн. для учителя / М.Ю. Pay. – М.: Просвещение, 1989, 141 с.
  6. Pay М.Ю. Некоторые особенности изображения привычных предметов глухими детьми / М.Ю. Pay // Дефектология. – 1974. - №6, С. 16-21.
Список литературы