научный журнал «Актуальные исследования» #16 (95), май '22

Особенности и проблемы правоохранительной системы Царской России в годы Первой мировой войны

В статье рассматривается структура и особенности функционирования деятельности правоохранительной системы Российской империи в годы Первой мировой войны. Затрагиваемая тема, поможет сформировать понимание о том какие важные функции, направленные на обеспечение правопорядка, внешней и внутренней безопасности, выполняли правоохранительные органы России в тяжелые годы войны 1914-1918 гг., сопровождающейся активным революционным сопротивлением действующему императорскому правительству. Изучение правоохранительной системы Российской империи в годы Первой мировой войны, позволяет объективно разобраться, с какими проблемами столкнулись правоохранительные органы на всех этапах войны, какими были реальные цели Царского правительства, сделать нужные выводы исходя из приобретенного опыта.

Аннотация статьи
правоохранительные органы
революция
реформирование
Департамент полиции
Первая мировая война
полиция
правоохранительная система
Российская империя
Ключевые слова

19 июля (1 августа) 1914 года Германская империя объявила России войну, войну которую в последующем назовут Первой (Великой) мировой войной. В результате войны прекратили своё существование сразу четыре великих империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская.

Военные действия были неизбежны, даже несмотря на основной повод развязки войны, это убийство 28 июля 1914 г. в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, которого придерживаются многие, как зарубежные, так и отечественные исследователи. Начало войны обусловлено давно накопившимися острыми противоречиями между лидирующими в мире империями.

Российский император Николай II осознавал вступление страны в войну и заблаговременно стал проводить политику, направленную на подготовку к войне. Например, на случай возможного начала войны 14 апреля 1909 г. Советом министров было принято «Положение о вывозе за счет казны, по военным обстоятельствам, государственного имущества, правительственных учреждений, служащих и их семейств» [7, с.1]. Положение предписывало осуществить вывоз вглубь страны государственного имущества, государственных лиц и членов их семей, из тех районов Империи, которые первые подвергнутся нападению неприятеля.

Кроме того учитывая факт обострения отношений с европейскими странами 17 февраля 1913 г. Советом министров было одобрено «Положение о подготовительном к войне периоде» [8, с.1]. Исходя из данного положения, каждое министерство ставило перед собой соответствующие распоряжения, о проведении подготовительных мероприятий на случай начала войны.

Безусловно, все мероприятия предписанные данными положениями и рядом многих других правовых норм направленных на подготовку к войне были выполнены оперативно и в срок, что позволило, так или иначе, подготовиться к назревающей войне. Однако, как показала сама война, Российская империя в период подготовки к войне нуждалась не только в политике государства направленной на укрепление внешней безопасности (поддержка армии, сохранность государственной казны, усиление границ и т.д.), но и проведения реформирования внутренней правоохранительной структуры страны, создания единой законодательной регламентации деятельности правоохранительных органов. Реформирование правоохранительной системы позволило бы укрепить и централизовать правоохранительную систему, выполняющей задачи правозащитной и правоохранительной деятельности внутри страны.

На момент вступления в войну финансовое состояние России было далеко не в худшем состоянии, однако оно не смогло устоять перед возникающими затратами армии в войне, и к сожалению этого не смогло предвидеть царское правительство. В стране наблюдался экономический и продовольственный кризис, особенно в больших городах, в связи с чем, с началом войны росла протестная активность рабочего населения страны. Так по подсчетам специалистов, с 19 июля 1914 г. до 28 февраля 1917 г. в России в 5794 стачках во всех сферах производства приняли участие более 3 млн 200 тыс. рабочих [9].

Кроме того Империя едва оправилась от Первой русской революции 1905-1907 гг., как уже к началу 1914 г. в политических кругах вновь наращивалось активное движение революционеров, неизбежно приведшее к Великой российской революции 1917 г., изменившей дальнейший ход развития России на длительный период.

Таким образом, самодержавная Российская Империя уже на начало войны испытывала крайне сложное социально-экономическое и внутриполитическое положение. Обеспечение армии, обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и поддержание внутреннего порядка в обществе требовало четких и слаженных действий всех механизмов управления императорской власти. Годы Первой мировой войны станут тяжелыми для России, где главным гарантом стабильности сохранения государственности и императорской власти служила правоохранительная система.

Политические волнения, острые социально-экономические проблемы усиливающиеся, в том числе участием России в войне, несомненно, посягали на внутренний порядок в обществе и в стране в целом. Все сферы общественных отношений нуждались в урегулировании, которое и было наиболее важной задачей правоохранительной системы Российской империи в период Первой мировой войны.

Какое государство может рассчитывать на успех на театре военных действий, когда в его тылу сплошь и рядом нарушение норм права во всех сферах, порождающих отсутствие гарантий обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных действий? А предоставить эти гарантии обществу и государству должна безупречно налаженная работа правоохранительной системы государства, в комплексе государственных органов, общественных организаций и чиновников, выполняющими в рамках своих компетенций обязанности по защите и охране правового режима, нацеленного на укрепление государственного строя и общества.

Правоохранительная система – это единая система методов, средств, государственно-правовых норм, гарантирующих защиту как одного человека, так и общества и государства в целом, от всевозможных противоправных деяний.

Система правоохранительных органов Царской империи к началу войны представляла довольно сложный механизм, состоящий из государственных органов и входящими в них службами различного уровня выполняющих свои специфические задачи. В правоохранительной системе Российской империи субъектами, занимавшими, центральное место накануне Первой мировой войны были общая полиция, политическая полиция, суды, прокуратура, таможенные органы, адвокатура и нотариат [1, с.4]. Каждый из субъектов выполнял правоохранительную функцию, в первую очередь, направленную на защиту и охрану прав и свобод гражданина и общества.

Уже в начале войны императорское правительство, регулируя деятельность правоохранительных структур, осознавало недостатки и проблемы, основными из которых являлись: слабая организация системы правоохранительных органов, не результативность использующихся правовых норм, устаревшие нормативные акты и необходимость кодификации законодательства. Руководством империи принимались активные меры к решению данных проблем, но время было уже упущено. Военные действия, острые социальные проблемы, сопровождающиеся революционным движением, так и не позволили правительству справиться с этими проблемами централизовано. Как итог, высшее руководство страны потеряло управление и контроль, за деятельностью единой правоохранительной системы, правоохранительные органы становятся самостоятельны, вся власть переходит под тотальный контроль чиновников системы местного управления – губернаторов и градоначальников, где зачастую личные интересы и отношения ставились выше государственных. На данные должности, назначал лично Николай II, это были либо военные чины, либо гражданские служащие, которые имели круг обширных задач на местах, и не имели должного опыта осуществления правоохранительной деятельности. К началу 1917 г. правоохранительная система, с такой независимостью перестала существовать как один единый механизм, который должен был оперативно выполнять все поставленные задачи. Только чуть более половины правоохранительных органов до Февральской революции продолжали выполнять поставленные перед ними задачи [2, с.40].

На всех этапах становления нашего государства органы осуществляющие полицейские функции играли одну из главных ролей в охране права. Одним из ведущих субъектов правоохранительной системы Российской империи являлся Департамент полиции. Николай II видел в полицейском аппарате надежную защиту и опору, так как армия была уже давно неблагонадежна, поэтому всячески стремился укрепить полицейский аппарат, вплоть до своего отречения. В годы войны император принял меры к увеличению численности полиции и об улучшении их материального положения, о чем указывалось в Постановлении «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов» принятом в конце 1916 г. Советом министров [10]. Правоохранительная политика Николая II в годы Первой мировой войны хоть и имела положительную динамику, однако не имела четкой последовательности и направленности принимаемых решений, что отразилось на правовом статусе правоохранительных органов империи. В правоохранительной системе военного периода не было нужного баланса, при котором каждый субъект четко выполнял свою функцию.

Императорское правительство оказывало помощь политической полиции в годы войны, которая активно боролась с революционным движением, шпионажем, осуществляла розыск дезертиров, следила за порядком на железных дорогах империи. Кроме того Департамент полиции до начала войны подвергался реорганизации, что свидетельствует о заинтересованности властей в деятельности данного государственного правоохранительного органа. Учитывая это, следует признать факт не должного внимания, со стороны государства, общей полиции, выполняющей немало важные задачи по охране общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью. Несмотря на поддержку властей политическая полиция оказалась бессильна в борьбе с массовыми народными стачками, поскольку устранение причин недовольства граждан не находились в их компетенции. Таким образом, сыскные подразделения политической полиции лишь информировали власть о народных протестах, мародёрстве и хищениях в торговле и промышленности, бессистемных и противоречивых распоряжениях высших и местных властей, давали советы по их устранению, которые, как правило, не принимались к вниманию. Так, в 1915 г. в министерство было направлено 4 донесения (10 и 30 октября, 9 ноября и 17 декабря), в 1916 г. – уже 7 донесений (27 января, 17 февраля, 4 и 30 марта, 4 и 12 мая и 13 сентября) [11, с.5].

С вопросами, касающимися определения компетенции и подчинённости, не раз сталкивались в самой правоохранительной системе, а также между правоохранительными органами и армией, особенно на территориях, находящихся на военном положении. Так утвержденное императором Николаем II 16 июля 1914 г. «Положение о полевом управлении войск в военное время» предписывало введение должности Верховного главнокомандующего, который обладал всей властью на театре военных действий. Верховный главнокомандующий напрямую давал указания губернаторам, чьи губернии находились на театре военных действий. Последние не знали, кому подчиняться – гражданской администрации или военному командованию. Полицейские чины также были дезориентированы, не зная, чьи распоряжения выполнять: губернатора или командования фронтов и армий. В условиях военного времени они отдавали предпочтение военным [3, с.670]. С учетом вышеизложенного исследователи периода Первой мировой войны в Российской империи сходятся в одном мнении, что данное положение нарушило главный принцип достижения Российской империи победы над неприятелем – принцип единства фронта и тыла.

Вся работа политической полиции свелась к усилению контроля за революционно настроенными политическими партиями и их лидерами. Нельзя сказать, что работа Департамента полиции в данном направлении была безуспешной, напротив она была результативной. Департамент обладал необходимыми оперативными ресурсами позволяющими освещать деятельность политических партий, как в самой Империи, так и за рубежом.

В современное время мнения исследователей разняться по поводу того, обладала ли полиция достоверной информацией о ситуации в стране, имела ли представление о надвигавшейся революции 1917 г. Также есть доводы, что полицейские органы действительно владели информацией о положении дел в стране, о революционном движении, которое сможет использовать недовольство общества и совершить государственный переворот, однако не придавали этому значение, полагая, что реальную угрозу для государственности оно будет представлять только после окончания войны, и у царской власти будет еще время подготовиться.

Страна находилась в глубоком кризисе, затянувшаяся война истощила все ресурсы, в том числе и человеческие. Все это привело к обострению социально-экономических и политических противоречий в обществе. Во всех слоях общества назревал социальный взрыв, нуждавшийся лишь в координаторах, роль которых и заняли революционеры. Императорская власть полностью потеряла поддержку общества и действующей армии, и не смогла предотвратить сползание страны в революционную ситуацию. Анализируя обстановку в стране к февралю 1917 г., нельзя не согласиться с точкой зрения Н.А. Бердяева: «Нельзя даже сказать, что Февральская революция свергла монархию в России, монархия в России сама пала, ее никто не защищал, она не имела сторонников» [4, с.109]. Не смогла помочь и полиция в сохранении монархического строя, который полностью лишился сторонников. Все вспышки массовых беспорядков, народных волнений и забастовок самодержавная власть подавляла силами общей и политической полиции, чем еще больше вызывала недовольство граждан, возникал тем самым обратный эффект от работы правоохранителей, доверие общества к государству и правоохранительным органам стремительно сводилось к нулю. Как бы развивалась ситуация в государстве если управление полицейскими органами к Февральской революции 1917 г. было централизовано, имело отлаженный механизм управления, имело поддержку со стороны граждан? Смогли бы правоохранители изменить ход событий, меняющихся с калейдоскопической быстротой, если бы кто-то из чинов Министерства внутренних дел или Департамента полиции, реально воспринимавших назревающую революцию в отличие от высших должностных лиц самодержавия, взял на себя полную ответственность за принятие карательных мер к заговорщикам и бунтарям? В настоящее время об этом, к сожалению, можно только рассуждать, а в исторической памяти государства, полиция навсегда осталась верной императору, понеся колоссальные потери: «частью перебита, частью смещена… полицейские участки разгромлены, картотеки уничтожены…» [5, с.16]. Уже после революционных событий 1917 г. министр Временного правительства В.Д. Набоков признает, что недооценка роли полиции, ее дискредитация и ликвидация сыграли «очень большую роль в общем процессе разложения России» [6, с.33].

В период войны правоохранительная система столкнулась с еще одной немаловажной проблемой, это отсутствие специалистов, квалифицированных сотрудников, способных эффективно выполнять свои служебные обязанности. Когда страна находится на пороге социального взрыва, любое непрофессиональной действие сотрудника правоохранительных органов становилось причиной массовых беспорядков, что влияло к снижению их власти. Разрешить данную проблему так и не представилось возможным, ввиду постоянно меняющейся ситуации в стране, и усиление правоохранительной системы, в том числе и элемента профессиональной подготовки, виделось не иначе как в проведении реформирования всей системы в целом.

Говоря о структуре и особенностях правоохранительной системы Царской России в годы Первой мировой войны нельзя не сказать о судопроизводстве военного времени. В период военных действий ведение подсудности гражданских лиц уличенных в государственных и иных тяжких преступлений осуществлялось исключительно военными судами по законам военного времени. Судопроизводство осуществлялось по Военно-судебному уставу, причем подсудными лицами могли быть не только военнослужащие и граждане, проживающие не только на территориях, где объявлено военное положение, но и лица, проживающие на территориях неприятеля в случае занимания этих территорий царской армией, в том числе и военнопленные лица.

Таким образом, подводя итог можно сделать выводы, что правоохранительная политика Николая II в начале XX века имела правильный курс, правоохранительная система развивалась, и уже в 1914 г. к самому началу Перовой мировой войны должна была быть закончена проведением реформирования, что позволило бы усилить авторитет правоохранителей. В настоящее время сложно сказать, почему все же этого не произошло, сыграла здесь нерешимость самого императора Николая II, либо причины далеко не в этом, однако все это привело к государственному перевороту, свержения самодержавия, краху Российской империи.

Несмотря на все неудачи, правоохранительная система Царской России внесла неоценимый вклад в становление нашего правового государства, а тот сокрушительный провал правоохранительных органов не что иное, как результат не доверия общества и отсутствие поддержки государственной власти. На современном этапе развития Новой России это не приемлемо никаким образом, у нашего государства должна быть уверенная и надежная правоохранительная система, поддерживаемая общественным доверием.

Сегодня наше современное государство постоянно сталкивается с весьма трудными проблемами, поиск путей выхода из которых всегда актуален для страны. Выход из образовавшихся затруднений в любой сфере общественных отношений, требует не только изучения текущего состояния, но и возврата к накопленному историческому опыту, исходя из чего, следует, что возникающие проблемы, касающиеся результативности современной правоохранительной системы России, необходимо стремиться найти в огромном богатстве исторического наследия страны.

Текст статьи
  1. Нижник Н.С. Правоохранительная система Российской империи: структурно-функциональный анализ: монография / Н.С. Нижник, Ч.Н.Ахмедов. – СПб., 2008. С.4.
  2. Романов К.С. Департамент полиции МВД России накануне и в годы Первой мировой войны (1913-1917 гг.): автореф. дис. … канд. юрид. наук. / К.С. Романов - СПб., 2002. С.40.
  3. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис: политическая энциклопедия. – М.: 2014. С.670-671.
  4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев; - М.: Наука, 1990. С.109.
  5. Нижник Н.С. Становление и развитие полиции России. Методические материалы для проведения бесед с сотрудниками органов внутренних дел / Н.С.Нижник – СПб., 2011. С.16-22.
  6. Набоков В.Д. Временное правительство. В кн.: Архив Русской революции / В.Д. Набоков – М., 1991. Т.1. С.33.
  7. Положение о вывозе за счёт казны, по военным обстоятельствам, государственного имущества, правительственных учреждений, служащих и их семейств. Особый журнал Совета Министров от 14 апреля 1909 года. – РГИА. – Ф. 1282. – Оп. 1. – Д. 1148. – Л.1.
  8. Положение о подготовительном к войне периоде. Царское Село, 17 февр. 1913 г. – РГИА. – Ф. 1282. – Оп. 1. – Д. 1007.
  9. Пушкарева И. Рабочее движение в России в годы Первой мировой войны (Историографические заметки) // Скепсис; URL: http: //scepsis.net/library/id_3667.html (дата обращения: 17.04.2022).
  10. Постановление об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов. Особый журнал Советов Министров. 7 октября 1916 г. // Электронная библиотека исторических документов; URL: http: //docs.historyrussia.org/ru/nodes/6132-7-1916-50 (дата обращения: 16.04.2022).
  11. Доклад петроградского охранного отделения особому отделу департамента полиции. Октябрь 1916 г. // Красный архив. Исторический журнал. Т. 4 (17). М. – Л.: Госиздат, 1926. С.5-6.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня