Главная
Конференции
Приоритетные направления социально-гуманитарных и экономических исследований в XXI веке
Взаимообогащение национальных систем обучения неслышащих в условиях обмена научн...

Взаимообогащение национальных систем обучения неслышащих в условиях обмена научным сурдопедагогическим опытом: российская и зарубежная парадигмы

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

сурдопедагогика
глухие дети
системы обучения неслышащих
сравнительный анализ
международное взаимодействие
жестовая речь
учебно-методический потенциал
училище глухих

Аннотация статьи

В статье представлен компаративный историко-педагогический анализ развития сурдопедагогики в России и передовых странах мира в различные исторические периоды. На конкретных примерах показаны формы и направления международного взаимодействия ученых и сурдопедагогов‑практиков в совершенствовании методов обучения глухих основам наук и словесной речи. Раскрыто отношение специалистов к использованию жестовой речи в обучении и общении неслышащих детей. Выявлена роль сравнительных исследований в обогащении научного и учебно-методического потенциала сурдопедагогики как отрасли научного знания.

Текст статьи

Проведенное нами сравнительное историко-педагогическое исследование проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха свидетельствует, что на начальном этапе становления специального образования Россия существенно отставала от передовых стран мира в развитии специальной педагогики и сурдопедагогики в частности. В связи с этим в Россию приглашались иностранные специалисты, которые не только обучали детей с нарушением слуха, но и делились своим опытом с русскими коллегами. Так, Императрицей Марией Федоровной был приглашён из Польши католический священник Винцент-Ансельм Сигмунд, который стал первым учителем училища для глухих детей, открытого в 1806 году в Павловске. Он обучал воспитанников на основе дактильной, жестовой, устной и письменной речи. Несмотря на успехи Сигмунда императрице не нравилась светскость образования глухих и она пригласила на должность руководителя училища французского сурдопедагога Р.А.Сикара. Сикар не приехал в Россию, но вместо себя прислал своего ученика Жана Батиста Жоффре (1810 г.). Жоффре осуществлял обучение детей на основе «мимического метода» с использованием письменной речи. По инициативе Ж.Б.Жоффре в училище был приглашен на должность учителя и инспектора француз Виктор Иванович Флери. С его именем связано появление в России первых научных и учебно-методических трудов по обучению детей с нарушением слуха и формирование отечественной сурдопедагогики как области научного знания [1, 4, 6, 7, 10].

В последующие годы отечественные специалисты – сурдопедагоги сами отправлялись в Европу, чтобы получить конкретное представление о работе зарубежных коллег. В XIX в. и начале XX в. педагогические зарубежные поездки и стажировки становятся все более популярными [1, 4, 7, 8]. Так, в 1856 году с разрешения Министерства народного просвещения и Опекунского совета директор Санкт-Петербургского училища глухих Я.Т.Спешнев побывал в длительной командировке в странах Европы. Там он изучал постановку работы в училищах для глухих детей. После возвращения из командировки он стал воплощать педагогические подходы и идеи европейских сурдопедагогов на практике. Я.Т.Спешнев направил работу педагогов в русло совершенствования организации и методов обучения глухих. В 1864 году, во время второй командировки за границу, Спешнев по заданию Министерства просвещения занимался изучением организации обучения глухих детей в народных школах по системе А.Бланше. В дальнейшем он стал популяризатором идеи А.Бланше о совместном обучении в народных школах глухих и слышащих детей. Я.Т.Спешнев перевел на русский язык книгу А.Бланше «Руководство для наставника об обучении глухонемых в народных школах». Критика Я.Т.Спешневым существовавшей в то время в России практики организации училищ для глухих была принципиальным подтверждением новой, прогрессивной установки на совместное обучение глухих со слышащими. Он вполне обоснованно считал, что, обучаясь в народной школе, глухие окажутся перед необходимостью совершенствовать свои способности в чтении с губ и умении говорить устной звуковой речью. При участии Я.Т.Спешнева вместо устаревшего Устава 1835 года был подготовлен Устав Петербургского училища 1865 года, позволявший расширить прием приходящих учащихся и уточнить задачи училища [1, 4, 7, 8].

Сложившиеся в сообществе сурдопедагогов традиции международного взаимодействия получили дальнейшее развитие в последующие десятилетия. В 1886 г. директор Петербургского училища глухих А.Ф.Остроградский был направлен в заграничную научную поездку в школу для глухих детей Иоганна Фаттера (Франкфурт-на-Майне), где ознакомился с так называемым «звуковым методом» обучения неслышащих. В результате ознакомления с этим методом Остроградский приступил к перестройке всей организационно-методической работы в Петербургском училище. Свои принципы работы с глухими учащимися он изложил в1889 г. в «Руководстве к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» [1, 4, 7].

Плодотворные компаративные исследования осуществлял в первой трети ХХ столетия выдающийся общественный деятель, ученый – сурдопедагог Н.М.Лаговский. Для углубленного изучения практики обучения глухих в странах Европы Н.М.Лаговский был командирован в Австрию и Германию. Он посетил королевское училище для глухонемых в Берлине и королевский институт глухонемых в Вене. В Берлине Лаговский ознакомился с методами обучения неслышащих артикуляции звуков, с учебными планами и программами училища, в Вене – с системой слуховых упражнений В.Урбанчича. Им была тщательно изучена система подготовки учителей для глухих на курсах, которыми в то время руководил известный немецкий сурдопедагог Э.Вальтер. По возвращении в Россию Н.М.Лаговский издал ряд сурдопедагогических работ. Первой в этой серии стала его книга «Королевское училище глухонемых в Берлине», в которой давалось подробное описание процесса обучения глухонемых в этом училище [6, 7].

Н.М.Лаговский писал: «В лекции внесено мною все, что дали мне главным образом личный опыт и посещение курсов для учителей при Королевском училище глухонемых в Берлине, руководимых директором училища Э.Вальтером. Материалом книги послужило также мое личное ознакомление с ходом обучения в лучших училищах Германии и Австрии и, наконец, литература по воспитанию и обучению глухонемых, преимущественно немецкая» [3].

Следует также отметить работу Н.М.Лаговского «Санкт-Петербургское училище глухонемых. 1810-1910 гг.», охватывающую многолетний период развития методов и учебно-воспитательной деятельности в училище от его основания до начала XX века. Именно эта работа в дальнейшем легла в основу многих других историко-педагогических компаративных исследований отечественных и зарубежных специалистов [4].

Анализ социально-педагогической ситуации, сложившейся в сфере специальной педагогики в XX веке, позволяет считать его временем появления большого количества обзорных научно-методических трудов, описывающих постановку дела обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в различных странах мира [1, 7]. В частности, Е.С.Боришпольский в своих работах «Современное положение дела обучения глухонемых в Западной Европе, Америке и России» и «Глухонемой и его душевный мир» осуществляет сравнение состояния теории и практики сурдопедагогики в России и за рубежом, отмечает заметное отставание российской системы образования лиц с нарушением слуха от европейских стран. Причиной такого отставания он называет недостаточность гуманитарных стремлений и «благотворительного внимания» к делу обучения глухих со стороны земств и городских властей, старается продвигать эту мысль в своих докладах, выступлениях и личных обращениях к различным организациям. Кроме того, в рассматриваемый период осуществляются переводы работ зарубежных авторов. Например, Ф.А.Рау издает статьи на русском языке и делает переводы статей о методических подходах к обучению глухих детей устной речи в Германии, Дании и Австрии. В дальнейшем эти методы были переработаны и применены Н.А.Рау на практике в российских учреждениях для глухих. Выдающийся ученый‑дефектолог В.П.Кащенко делает краткий сравнительный обзор профессиональной подготовки дефектологов за рубежом, основанный на его личном опыте посещения европейских стран. Кроме того, в 1928 г. Д.И.Азбукин проводит сравнение системы подготовки кадров дефектологов за рубежом с организацией отечественного дефектологического образования в работе «Подготовка педагогов‑дефектологов за рубежом и высшее дефектологическое образование в СССР». Безусловно, все это содействовало расширению информационных возможностей отечественных ученых и сурдопедагогов‑практиков, позволяло им апробировать новые формы и методы обучения детей с нарушением слуха, обогащать научно‑теоретическую базу сурдопедагогики как отрасли дефектологии [1,7].

Со второй половины 30-х гг. минувшего столетия в СССР почти на четверть века «опустился железный занавес», что практически полностью лишило специалистов‑сурдопедагогов возможности изучать передовой зарубежный опыт. Одной из немногих сравнительно-педагогических работ указанного периода была «идеологически выдержанная» статья А.И.Дьячкова «Система образования глухонемых, позднооглохших и тугоухих в СССР и капиталистических странах». Начиная с 60-х годов возобновляются нерегулярные контакты отечественных дефектологов с зарубежными коллегами. Как правило, это происходило в процессе их участия в международных форумах, конференциях, симпозиумах, посвященных проблемам специального образования и социальной адаптации детей с нарушениями развития. В страну приезжают зарубежные студенты и аспиранты, преподаватели и педагоги-исследователи. Советских дефектологов приглашают не только для участия в международных форумах, но и для чтения лекций в зарубежных университетах, для работы в специальных учреждениях стран социалистического лагеря с целью передачи российского передового опыта. По итогам этой многогранной деятельности выходят статьи, в которых описываются особенности организации систем специального образования в различных странах мира, направления подготовки специалистов‑дефектологов. В научном журнале АПН СССР «Дефектология» открывается постоянная рубрика «За рубежом» [6, 7, 8, 11].

Вместе с тем большой взаимный интерес к системе и методам обучения детей с нарушением слуха в России всегда проявляли и специалисты передовых стран Западной Европы и Америки. Об этом свидетельствует международный компаративный диалог по вопросам обучения глухих детей устной речи, который возник еще в ХVIII веке между российским просветителем А.Н.Радищевым и французским сурдопедагогом Ш.М. Эпе [1].

Стремление к совершенствованию национальной системы обучения неслышащих привело американских сурдопедагогов к необходимости изучения сурдопедагогического опыта в зарубежных училищах для глухих детей. Эдварду Галлоде – сыну основателя первого в США института для глухих Томаса Галлоде было поручено провести изучение методов обучения глухих в странах Западной Европы и России. Он изучил методические подходы к организации и содержанию обучения детей с нарушением слуха в учреждениях Англии, Швейцарии, Франции, Австрии, Германии, Бельгии, Голландии, Италии, Швеции, Дании и России. Большое впечатление на Галлоде произвело Петербургское училище для глухих детей. Он познакомился с директором училища И.Я. Селезнёвым, который провёл для него показательные уроки в младших и старших классах. При этом Галлоде отметил, что несмотря на использование жестового языка занятия по обучению детей произношению проводятся со всеми воспитанниками и продолжаются на постоянной основе. Селезнёв подарил Галлоде копии работ по сурдопедагогике, опубликованных в Санкт-Петербурге [9]. С выдержками из этих публикаций, переведенных на английский язык, Эдвард Галлоде впоследствии познакомил своих американских коллег. Можно полагать, что его визит в Петербургское училище глухих внёс значительный вклад в американский «комбинированный метод» обучения глухих и развитие сурдопедагогики в целом.

Научно-теоретическую базу для создания программ по обучению детей со специальными нуждами в США составили основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности в активизации мыслительных процессов. Ученый подчеркивал, что ребенок должен обучаться в «зоне актуального развития», которая представляет собой область его текущих возможностей. Концепция и педагогические подходы Выготского оказали значительное влияние на последующие исследования в области специальной педагогики в разных странах мира [7, 8]. Сложившаяся в общественном сознании развитых государств к 80-м гг. ХХ в. «философия реабилитации» (Вleidick U., Rath W., 1987 и др.), была сформулирована европейскими и американскими исследователями (Wolfensberger В., 1972; Ferber Куоп, 1976; Becker К-Р., 1977; Wiedl К.Н., 1986 и др.). Один из её принципов - целостность – базируется на идее Л.С.Выготского о необходимости построения системы педагогической помощи человеку с ограниченными возможностями здоровья с учетом ориентации на целостную личность, отягощенную физическим или психическим дефектом. Заслуга утверждения этого принципа в специальном образовании принадлежит ученым – представителям стран бывшего социалистического лагеря (ГДР, Польши, Венгрии). В последующие годы он был принят и другими европейскими странами [7, 8].

Работы советских сурдопедагогов Р.М.Боскис, А.Г.Зикеева, К.Г.Коровина, Б.Д.Корсунской, Е.Н.Марциновской, Н.Г.Морозовой и многих других изучались иностранными специалистами даже во времена «железного занавеса». Американский сурдопедагог Donald F.Moores опубликовал множество работ, посвящённых развитию сурдопедагогики в Советском Союзе. Благодаря этому научные изыскания отечественных специалистов получили широкую известность в США. В одной из своих работ он пишет, что S.Quigley проверил и подтвердил выводы советских учёных об эффективности применения дактильной речи в обучении неслышащих с раннего возраста. Хотя сурдопедагоги США никогда не стремились её использовать из-за опасений негативного влияния дактилологии на формирование других форм речи [13].

Следует также отметить, что в разное время на международных конгрессах сурдопедагогов представляли свои оригинальные труды ведущие отечественные ученые‑дефектологи и сурдопедагоги‑практики. Одним из таких представительных и важных для развития компаративной сурдопедагогики был Лондонский Международный конгресс, состоявшийся в 1925 году. Особое внимание в выступлениях участников конгресса обращалось на социальное положение глухих в обществе. От Советского Союза на этом конгрессе выступил с докладом «Принципы социального обучения глухонемых детей в России» выдающийся отечественный ученый Л.С.Выготский. В докладе он показал значимость решения проблемы социальной адаптации неслышащих [7, 8]. На другом Международном конгрессе в Стокгольме в 1970 году большой интерес со стороны его участников вызвал доклад известного советского ученого‑сурдопедагога С.А.Зыкова, в котором впервые была изложена система начального обучения глухих языку по принципу формирования речевого общения и раскрыта суть предметно-практического обучения этих детей [7, 8].

В последние десятилетия в России и за рубежом все большее влияние на развитие сурдопедагогики и специального образования в целом оказывают сравнительные историко-педагогические и прикладные исследования. Ученые – компаративисты стремятся не только выявить истоки и особенности обучения глухих в разные исторические периоды, изучить теории, концепции и системы специального образования, созданные в разных странах мира, но и обобщить, систематизировать имеющийся уникальный научно-теоретический и прикладной ресурс сурдопедагогики. В указанном аспекте заслуживают внимания научные и учебно-методические труды отечественных ученых А.Г.Басовой, А.И.Дьячкова, С.Ф.Егорова, Г.Л.Зайцевой, И.В.Королевой, О.А.Красильниковой, Н.Н.Малофеева, Е.Н.Моргачевой, Н.М.Назаровой, Г.Н.Пенина, Т.В.Фуряевой, Л.М.Шипицыной, а также зарубежных специалистов А.Леве, М.А.Винзер, П.А.Янна и других [1, 2, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 14].

Таким образом, многоплановый анализ научно-теоретических и прикладных материалов и документов по заявленной теме исследования позволяет утверждать, что основой становления, развития и обогащения специальной педагогики как отрасли научного знания на всех исторических этапах являлось международное сотрудничество специалистов разных направлений и профилей. Комплексное взаимодействие ученых и педагогов – практиков разных стран мира в области обучения лиц с нарушением слуха привело к созданию уникальной, динамично развивающейся науки – сурдопедагогики. Использование результатов научных сурдопедагогических исследований отечественных и зарубежных специалистов является основой совершенствования теории и практики обучения, общения и социальной адаптации глухих с учетом их национальных и социокультурных особенностей, традиций и образовательных потребностей. Кроме того, компаративный диалог в научной сфере служит надежной гарантией создания инклюзивного общества.

Список литературы

  1. Басова А.Г. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов [Текст] / А.Г. Басова, С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1984. – 295 с.
  2. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов [Текст] / И.В. Королева, П.А.Янн. – СПб.: КАРО, 2011.– 223 с.
  3. Лаговский Н.М. Обучение глухонемых устной речи [Текст]: Руководство для учащихся / сост. Н.М. Лаговский. – СПб.,1903. – 185 с.
  4. Лаговский Н.М. Санкт-Петербургское училище глухонемых (1810-1910). Исторический очерк [Текст] / Н.М.Лаговский. – СПб.: Типография училища глухонемых, 1910. – 591 с.
  5. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности [Текст] / А. Леве; пер. с нем.: Л.Н.Родченко, Н.М.Назарова. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
  6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
  7. Назарова Н.М. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. – Т.1. История специальной педагогики / Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
  8. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева. – М.: Академия, 2011. – 334 с.
  9. Селезнев И.Я. Вызывание у глухонемого произношения и чтение по губам или положение голосовых органов при произношении [Текст] / И.Я. Селезнев // Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России. Т.1 / сост. А.И. Дьячков и А.Д. Доброва. – М.: НИИД, 1949.– 392 с.
  10. Флери В.И. О глухонемоте [Текст] / В.И.Флери // Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России. Т.1/ сост. А.И.Дьячков и А.Д.Доброва. – М.: НИИД, 1949. – 392 с.
  11. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия [Текст] / сост. Л.М. Шипицына. – СПб.,1997.– 256 с.
  12. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: сурдопедагогика как наука: учеб. пособие для пед. вузов / П.А. Янн ; пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой. – М.: Academia, 2003. – 248 с.
  13. Moores D.F. Early Childhood Special Education for the Hearing Handicapped / Donald F. Moores. – Minnesota Univ., Minneapolis, 1973.
  14. Winzer M.A. The History of Special Education: From Isolation to Integration. Front Cover. Margret A. Winzer. – Gallaudet University Press, 1993.

Поделиться

1329

Пенин Г. Н., Базырина О. А. Взаимообогащение национальных систем обучения неслышащих в условиях обмена научным сурдопедагогическим опытом: российская и зарубежная парадигмы // Приоритетные направления социально-гуманитарных и экономических исследований в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 апреля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 87-93. URL: https://apni.ru/article/4010-vzaimoobogashchenie-natsionalnikh-sistem-obuc

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа