Учим детей читать с удовольствием

В статье автор рассматривает процесс обучения чтению в начальных классах, приводит примеры различных игр и заданий на развитие внимания, мышления, зрительного восприятия и фантазирования, чтобы чтение для обучающихся стало мотивированным, интересным и познавательным.

Аннотация статьи
чтение
начальная школа
методы и приемы обучения чтению
написание письма
рассказа
групповая работа
игры
мотивация
индивидуальный подход
Ключевые слова

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» [1].

Мы, взрослые, знаем, что чтение – один из основных способов приобретения информаций, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребёнка.

Почему уроки чтения в начальной школе становятся кошмаром и для детей, и для родителей? Ведь литература – это удивительный мир: история, приключения, переживания, радости и мечты! Как же помочь своему ребёнку и себе? Во-первых, обратиться к учителю-логопеду. Он обследует и даст необходимые рекомендации. Есть дети, которые не «не хотят читать», а не могут, поэтому необходимо исключить такой диагноз, как «дислексия». И если с вашим ребёнком всё в порядке, то эта статья будет полезна как для родителей младших школьников, так и для учителей, потому что мы «читаем, играя».

I. Познавательно-исследовательская игра «Литературная копилка»

Чтобы ребёнок научился работать с информацией в начальной школе, предлагаю стать ему исследователем. Заведите 4 тетради. И главное, все тетради должны быть художественно оформлены.

1 тетрадь «Копилка цитат». Читая любое произведение выписывайте все понравившиеся цитаты. Пишем, какому герою принадлежит цитата, из какого она произведения.

2 тетрадь «Копилка персонажей». Нарисуйте или найдите и распечатайте картинки персонажей этого произведения и приклейте во вторую тетрадь. Рядом напишите характеристику персонажа и всё, что известно о нём из произведения (внешность, где родился и жил и т.д.).

3 тетрадь «Копилка иллюстраций». Нарисуйте или приклейте иллюстрации. Под каждой – подписать, что именно на этой иллюстрации происходит.

4 тетрадь «Копилка интересных фактов». Здесь вы записываете и исследуете любопытные детали, которые встретились в произведении: блюда и их рецепты, города и их достопримечательности, костюмы разных эпох и народов и т.д., и не забывайте про иллюстрации.

II. Метод повторения материала «Литературные фанты»

Напишите фамилию и имя каждого участника на отдельной полоске, положив их в коробку. Затем учитель берёт наугад одну полоску и просит учеников по порядку (как они сидят) назвать, что сделать этому фанту. Например: назвать 5 стихотворений Агнии Барто или басни Крылова. Учитель озвучивает имя и фамилию на полоске – именно этот ученик отвечает на заданный вопрос. Вопросы должны быть по уже изученному материалу.

III. Игра на развитие фантазии и умение сочинять «Письмо Деду Морозу»

Это самая распространённая игра перед Новым Годом. Чтобы ребенок грамотно написал письмо красивым почерком, необходимо предварительно провести специальную работу по оформлению писем. В содержании должно быть приветствие, рассказ о себе и о своих желаниях, могут быть и вопросы к собеседнику, прощание.

IV. Игра на умение задавать вопросы «Угадай, кто я»

Детей делят на группы по 4 человека. На стикерах дети пишут имя любого персонажа из изученных произведений. Стикер складывают и отдают в руку «водящему», который не знает, что у него написано, и поэтому задаёт вопросы, на которые можно только ответить «да» или «нет», остальные 3 человека на эти вопросы отвечают. В итоге все должны угадать своего персонажа. Например: «Я – живое?» «да»; «Я из сказки?» «да»; «Я живу у Лукоморья?» «да»; «Я умею сказки говорить?» «да»; «Автор сказки Пушкин?» «да»; «Я кот учёный?» «да».

После такой игры те дети, которые не прочитали то или иное произведение и не отгадали персонажи, обязательно прочитают книгу.

V. Игра на развитие памяти и мышления, умение составлять рассказ «Жребий писателя»

Нарежьте много полосок бумаги. На них дети пишут любые имена существительные (герои, люди, предметы, животные). Все полоски складываем в коробку. Делим учеников на команды по 3-4 человека. Один человек из команды вынимает 3 любые полоски из коробки. Далее за 2 минуты команда должна составить короткий рассказ (3-4 предложения), используя все 3 слова.

Остальные команды с помощью смайликов оценивают, насколько интересным и полным получился рассказ.

VI. Игра на развитие фантазии, мышления «Рассказ – смешинка»

Дети делятся на группы по 4 человека. В каждой группе выбирается один «писатель», либо учитель сам предлагает текст. «Писатель» должен сочинить небольшой текст из 5-8 предложений и оставить пропуски вместо некоторых слов. Затем остальные 3 человека называют «писателю» любые слова той части речи, которую он просит (прилагательное, глагол или существительное). Чем забавнее будут слова, тем лучше. Названные слова «писатель» записывает вместо пропусков по порядку. А затем вслух читает, что получилось.

Получается смешной и интересный текст, так как ученики изначально не знают контекста и вставляют слова наугад.

VII. Метод царского учителя «Кривые строчки» (развитие внимания и зрительного восприятия, мышление)

Этот метод ещё в XVII веке придумал Симеон Полоцкий (1629 – 1680), писатель и учитель царских детей. Он сочинял стихотворения и оды в честь царя и записывал их в форме разных рисунков, например, в форме сердца или звезды. Иногда на ровных строчках писать скучно, поэтому попробуйте применить этот способ на уроках чтения.

Пусть дети придумывают предложение или небольшой текст и запишут его на черновике. Затем им нужно придумать одну главную картинку, которая у них ассоциируется с этим предложением. Затем рисуем схематичный простой набросок этой картинки на альбомном листе, а после цветными ручками пишем узоры из текста.

https://image.mel.fm/i/1/157Vh674B4/590.jpg

Рис. «Кривые строчки» по методу Симеона Полоцкого

VIII. Методы, мотивирующие на чтение

  1. «Письмо сказочного персонажа». Ребёнку кто-то пишет, но взрослые не могут прочесть. Очевидно, что письмо заколдовано…
  2. «Письмо в бутылке». Сюжет из романа «Дети капитана Гранта». Море принесло письмо с важной информацией, однако оно более или менее повреждено водой. Необходимо восстановить текст.
  3. «Шифровка». Использовать в игре абсолютно любые шифровки, лишь бы ребёнок их знал и мог разгадать.
  4. «Поиск слова». В тексте спрятано слово – скажем, название дерева. Кто первый его найдёт.
  5. «Составь слово» (фразу). Из выданных карточек с сочетаниями букв составить слово (младшим надо дать образец, а старшим можно даже не говорить, какое это слово – пусть догадаются). Эта игра помогает запомнить трудные термины и словарные слова. Для составления фраз у учеников начальных классов используются карточки со словами.

IX. Советы, как привить любовь ребёнку к чтению:

  • начинайте развивать любовь к чтению у детей как можно раньше;
  • позволяйте ребёнку участвовать в выборе книг для чтения;
  • поощряйте чтение любых материалов пусть дети больше читают;
  • чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают;
  • укажите ребёнку на связь между фильмами и книгами;
  • способствуйте расширению круга общения вашего ребёнка «читающими друзьями»;
  • выделите специальное место для чтения;
  • правильно аргументируйте необходимость чтения;
  • чтение не должно становиться наказанием;
  • покажите, что такое любовь к чтению на собственном примере;
  • воспитывайте бережное отношение к книге;
  • чем лучше и больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.

Таким образом, использование различных способов и специальных развивающих приёмов работы способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в старшей школе.

Текст статьи
  1. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – Ижевск: Удмуртия, 1981.
  2.  http://infourok.ru/
Список литературы