Роль учебно-воспитательного комплекса общеобразовательного учреждения в развитии духовно-нравственной личности

В статье авторы говорят о воспитании духовно-нравственной личности в общеобразовательном учреждении, рассуждают о роли семьи для гармоничного развития ребенка, приводят примеры воспитательной работы в классном коллективе и на школьном логопедическом пункте. Указывают на учебно-воспитательный комплекс «Учитель-Психолог-Логопед», который максимально важен для развития и воспитания подрастающего поколения.

Аннотация статьи
воспитание
семья
классный руководитель
психолог
социальные отношения
нарушения речи
духовно-нравственная личность
логопед
школа
учебно-воспитательный комплекс
Ключевые слова

Воспитание личности – это сложный многокомпонентный и разновариативный процесс развития, воспитания и образования ребенка. С момента рождения начинается формирование и воспитание личности. В процессе развития ребенка появляются и угасают условные и безусловные рефлексы, формируются психические функции, возникают первые его возможности и потребности.

Важная роль семьи на данный период – это создание условий для качественного развития ребенка первого года жизни, т.к. первый год жизни является физиологической и психической платформой для дальнейшего развития гармоничной личности.

Как только ребенок начинает познавать мир и осознанно воспринимать самого себя, правильно реагировать на внешние вербальные и невербальные раздражители, узнавать знакомых взрослых, целенаправленно манипулировать игрушками, с этого времени и должен начинаться глобальный процесс становления личности.

К сожалению, родители считают, что в этот период достаточно накормить ребенка, переодеть и погулять. Это совершенно неверное решение, которое в дошкольном воспитательном процессе именуется словом «присмотр».

Человек не рождается личностью, и только семья играет главную роль в формировании этих особенностей каждого ребенка, ведь только в семье закладываются основы личностных ориентиров. Семья для ребенка является первой школой общения исключительно на примере взрослых, любящих и уважающих друг друга членов семьи. Дома малыш учится самообслуживанию, общению, манипулированию игрушками и пониманию игр. В этот период начинают закладываться и нравственные устои через примеры родителей – уважение к старшим, забота о пожилых, помощь нуждающимся в ней и т.д.

Для воспитания нравственной личности основным является многообразие отношений между членами семьи, искренние чувства, доброжелательные отношения, живая реакция на детали поведения ребенка, радость общения, понимание что можно делать, а что – нельзя. Это играет большую роль и в эмоциональном развитии ребенка. Семья для малыша – это не только место рождения, но и основная среда комфортного обитания и разнопланового развития. А позитивной или негативной будет эта среда, напрямую зависит от семьи, где ребенок сталкивается с человеческими ценностями, убеждениями, идеалами. И именно эта среда формирует личностные характеристики, дальнейшие жизненные поступки и поведение в целом.

Семья – это не только самостоятельная ячейка общества, живущая исключительно по своим устоям, она обязана содействовать реализации прав и интересов детей, на семью возлагается ответственность за обучение и воспитание детей.

Поступая в дошкольное образовательное учреждение, некоторые дети очень отстают от своих сверстников в связи с отсутствием умений и навыков самообслуживания, общения, не знают элементарных поведенческих устоев. Основная задача специалистов дошкольных образовательных учреждений – это совместная работа с родителями по формированию личности от элементов самообслуживания до осознанной ответственности дошкольника за свое поведение, поступки, и умение общения со сверстниками.

В школе развитие духовно-нравственной личности формируется при активном участии педагогов, учителей, воспитателей ГПД, классного руководителя через воспитание человеческой культуры, классного коллектива, взаимопомощь и участие в жизнедеятельности образовательного учреждения. Знакомство с литературой начинается с добрых сказок, легенд, детских поучительных рассказов.  Детей учат анализировать поступки героев рассказов, объяснять, что хорошо, а что – плохо. Много программной литературы связано с различной тематикой, так важной для формирования духовно-нравственной личности – «Знай и люби свою Родину», «Сохранение мира – основная задача человека», «Охраняй мировую флору и фауну», «Уважай национальные духовные и культурные традиции», «Дружба – смысл человеческого общения», «Береги природу», «Будь сильным, смелым и умелым». Для глубокого формирования духовных ценностей в школах введен предмет ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), который знакомит школьников с религией, традиционными, культурными и этическими ценностями, качеством межличностного общения.

К сожалению, некоторые родители, отправив ребенка в школу, полностью отстранились от воспитания детей. И здесь задачей образовательного учреждения является обеспечение сотрудничества семьи и школы. Ведь в школе проходит подавляющая часть повседневной жизни детей, но нет ничего более ценного, чем семья, которая не должна уходить на второй план развития и воспитания своего ребенка.

Конечно, именно в школе он познает азы социальных отношений и нюансы разнообразных учебных предметов, способности к самоуправлению своими чувствами и поведением, появляются шансы для самовыражения и проявления своих талантов. Для этого школа создает максимальные условия – это разнообразные кружки по интересам, спортивные секции, театральные студии и пр.

В большинстве образовательных учреждений профессионально работают педагоги-психологи и учителя-логопеды школьных логопедических пунктов. Несомненно, и их работа должна тоже воспитывать духовно-нравственные ценности своих обучающихся. Невозможно учителю-логопеду проводить коррекционно-развивающие занятия в отрыве от формирования личности, поскольку вся логопедическая работа основана на специальных упражнениях и заданиях, взятых из дошкольной и школьной познавательной и поучительной литературы.

Автоматизация звуков при нарушении устной речи (дислалия) проводится на основе детских потешек, чистоговорок, скороговорок, сказок с последующим объяснением новых понятий, анализом содержания сказки, рассуждением, раскрытием смысла пословиц и приведением различных собственных литературных примеров.

Тематика речевого материала для устранения нарушений письменной речи (дисграфия) и несформированности процессов чтения (дислексия) имеет разнообразную палитру – «Времена года», «Моя семья», «Любимой маме», «Знай и люби свой город», «Моя страна – Россия», «День защитника Отчества», «День рождения», «Дружба», «День победы» и др. с последующим его смысловым раскрытием.

Большое внимание на занятиях необходимо уделять нравственному воспитанию, куда входит практически всё: качественно учиться, уважать своих одноклассников и учителей, любить свою семью, оказывать посильную помощь нуждающимся, не оставлять человека в беде, беречь свою Родину, сохранять мир в семье, школе, стране, мире через понимание важности этого сохранения на благо развития общества в целом.

Групповые логопедические занятия посещают дети с одинаковыми проблемами, но группы могут формироваться из разных классов, и это очень хорошо, т.к. обучающиеся учатся дружить со сверстником из другого класса, уважать его, поддерживать во время логопедического занятия, сопереживать неудачам и радоваться успехам.

В национальных традициях нашего народа нам известны многочисленные народные праздники, например, «Масленица» или придуманные праздники – «День пряника».  На логопедических занятиях часто используются придуманные праздники, где дети узнают азы этикета, учатся наливать чай из диковинного самовара, и не только себе, но и другим детям, культурно пьют чай, ухаживают за сверстниками, формируют личностное отношение к празднику. А учитель-логопед через игру знакомит детей с многообразием народных традиций, новыми словами и терминами, расширяет активный словарный запас.

Ни одно логопедическое занятие не должно проходить без рассуждений о дружбе, взаимопомощи и поддержке сверстников, взрослых, пожилых. Приходя к логопеду, ребенок должен знать, для чего он обучается на логопедическом пункте, какие учебные результаты можно ожидать при его старательной работе, оценивать значимость коррекционно-развивающих занятий и ответственно относиться к предложенной деятельности. Учитель-логопед обязан видеть в каждом ребенке личность, поддерживать его, заинтересовывать разнообразием видов деятельности, не забывать хвалить даже за минимальные успехи.

Несомненно, весь этот учебно-воспитательный комплекс «Учитель-Психолог-Логопед» максимально важен для развития и воспитания духовно-нравственных аспектов, но ни одно образовательное учреждение не может заменить ребенку семью, которая является самым мощным формированием личности ребенка. Научные исследования доказали, что все проблемы у детей, а потом и у взрослых объясняются глобальными ошибками семейного воспитания, отсутствия любви, неумения похвалить и поддержать своего ребенка. Ведь для детей самое главное, чтобы его любили таким какой он есть.

Любимый ребенок будет также любить и уважать свою семью, свою школу, своих друзей, свою Родину!

Текст статьи