Большое значение имеют организационные и педагогические условия в развитии читательских интересов. Интерес к чтению у младших школьников проявляется в положительном эмоциональном развитии, в познавательной активности. Если у младших школьников есть эти две особенности, то можно предположить, что у них есть тот или иной интерес.
В рамках процесса приобщения младших школьников к миру художественной литературы и формирования у них интереса к чтению, грамотности и компетентности важными условиями являются поддержание интереса младших школьников к чтению и стимулирование познавательной активности каждого учащегося. Обращение к интерактивным формам, методам и приемам позволяет постоянно изменять роль школьников в познавательном процессе, акцентируя их внимание на новизне межличностного взаимодействия, стимулирующего индивидуальную активность [2].
Построение обучения на интерактивной основе делает возможным относительно свободное общение на занятиях, выражение мыслей, возникающих у младших школьников в процессе чтения.
Рассмотрим основные организационно-педагогические условия формирования читательских интересов младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения:
- Необходимость кружков и секций, которые будут отвечать потребностям школьников (этот выбор должен быть обусловлен интересами и выбором учащихся).
- Формирование интереса предполагает наличие положительных эмоций и познавательной активности в кругу интересов. Интерес определяется положительными чувствами по отношению к деятельности, наличием когнитивной стороны этих эмоций и прямым аргументом, исходящим от самой деятельности.
- Развитие интереса показывает наличие объекта потребности. Интерес характеризуется определенной образовательной направленностью, интересы человека многогранны, как многогранна окружающая действительность.
- Развитие интереса каждого учащегося постоянно противостоит влиянию общества на развитие интересов. Интерес важен в воспитании ученика, он формируется в социальных условиях и не принадлежит человеку от рождения.
- Формирование интересов необходимо для определения направления в их широте и разнообразии. Зная значение направления личности, мы обычно обращаем свое внимание на смысл и содержание его интересов.
- Интерес постоянно близок к знаниям и создается в процессе деятельности в данной области знаний. Ценность познавательного интереса заключается в том, что когнитивный динамизм в данной области под влиянием интереса к ней формирует эффективные психологические воздействия личности. Это дает ей полное интеллектуальное удовлетворение; выступает в качестве значимого мотива для инициативы ученицы и ее познавательной работы [1].
В педагогике выделяют 3 категории условий для формирования интереса к чтению у учащихся начальных классов:
1. Первая группа связана с содержанием и направлением образования: методический аппарат. Цель уроков литературного чтения по методике начальной школы - научить учащихся читать художественную литературу, дать необходимые знания для последующего изучения литературы в начальной школе, пробудить интерес к чтению и заложить основы для развития грамотного правильного чтения.
К первой группе условий относится соблюдение принципов выбора круга чтения:
- эстетический (предмет исследования относится к литературному произведению как эстетически значимой части);
- целостность (на основе системы взглядов современной литературоведческой критики на произведение искусства как целостность);
- доступность (содержание этого принципа определяется как готовность читателей надлежащим образом воспринять основное художественное содержание произведения);
- принцип читательских интересов учащихся: все произведения должны вызывать намерения испытывать яркие эмоции, желание читать самостоятельно;
- принцип целевой направленности: изучение произведений для литературного развития школьников;
- принцип яркого проявления образа действительности в образах изучаемого произведения (учитываются возрастные и психологические особенности учащихся, а также учитывается структура читательского интереса) [4].
Интерес не относится к врожденному качеству личности младшего школьника, а формируется в человеческой деятельности и проходит разнообразный и противоположный путь развития интереса.
2. Вторая группа условий включает в себя организацию развития учебного:
- на первом этапе основное внимание уделяется технике чтения;
- использование различных форм деятельности (внеклассные занятия, работа с родителями).
3. Третья группа создается отношениями между учениками и учителем, где учителям необходимо создать особую доверительную атмосферу в классе, важность общения между учителем и учениками, а литература как вид искусства выступает в качестве средства [3].
Следует отметить, что при использовании интерактивного обучения роль преподавателя перестает быть основной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, заранее готовит задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, контролирует время и порядок работы. Учащиеся должны общаться друг с другом, совместно решать поставленные задачи, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта IEO.
Таким образом, соблюдение организационно-педагогических условий в рамках интерактивного обучения при формировании читательских интересов младших школьников, расширяет познавательные возможности детей, повышает уровень усвоения знаний и формирования навыков, умений и компетенций, оптимизирует процесс оценки образовательного достижений учащихся, повышается уровень познавательной активности учащихся, повышается степень партнерства между преподавателем и учеником, и между учащимися открываются широкие возможности для построения субъект-субъектного педагогического взаимодействия на диалогической основе как условия реализации воспитания подрастающего поколения в контексте гуманистической парадигмы образования.