Дошкольный возраст – период бурных интеграционных процессов. Это также период формирования и развития различных аспектов личности. Поэтому, поиск путей психолого-педагогического сопровождения формирования детей дошкольного возраста, создание условий для развития их уникальных творческих возможностей является сейчас одним из основных направлений модернизации системы дошкольного образования в Российской Федерации. А одна из приоритетных задач национального дошкольного образования – раннее обучение и воспитание детей дошкольного возраста – в частности, развитие их воображения.
Несмотря на длительную историю, изучение феномена воображения по-прежнему остается актуальной задачей научных изысканий как со стороны определения его анатомо-физиологических основ, так и со стороны выявления и научного анализа его психологических механизмов.
Анализ современного состояния исследуемой проблемы показывает, что на теоретическом уровне вопросу развития воображения в целом и на этапе дошкольного онтогенеза в частности особое внимание уделяли: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Дьяченко, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, B. Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, З.М. Новлянська, А.Н. Поддьяков, C. Л. Рубинштейн, Е.Е. Сапогова и др. Однако, несмотря на довольно повышение внимания к вопросам развития творческого потенциала детей дошкольного возраста и в частности, развития воображения как его основы, следует отметить, что в основном достаточно полно разработаны психолого-педагогические же основы сопровождения этого процесса представлены недостаточно подробно.
Одним из устоявшихся в научной психологии выступает представление о формировании воображения в деятельности и взаимосвязи воображения и игры в детском возрасте.
В рамках работы в данном направлении была разработана программа по развитию воображения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Цель программы: систематизировать работу по развитию воображения старших дошкольников по средствам сюжетных игр.
Задачи:
1. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, на гармоничное психосоматическое развитие, совершенствование защитных функций организма, увеличение работоспособности ребенка.
2. Образовательные задачи предполагают следующее: формирование двигательных умений и навыков; совершенствование физических способностей; умения через фантазирование познавать окружающий мир, приобретать необходимые знания; развитие коммуникабельности, уверенности в себе.
3. Воспитательные задачи. Формирование уважения друг к другу, интереса к игре, раскрытию своего творческого потенциала.
Методы: наблюдение, беседа, сюжетно-ролевые игры.
Критерии и показатели эффективности Программы: развитие уровня воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр; развитие оригинальности и новизны, продуманности условий, наличия различных ролей для разных участников игры, наличие определенных правил, точности критериев оценки успешности проведения игры; появление интереса к физическим упражнениям и подвижным играм.
Адресат: дети старшего дошкольного возраста и воспитатели.
Условия реализации программы: наличие специально оборудованного кабинета; инвентарь.
В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы:
1. Общепедагогические принципы: осознанности и активности; принцип систематичности и последовательности; принцип повторения двигательных навыков; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации.
2. Принципы, отражающие закономерности физического воспитания: принцип непрерывности; принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; принцип цикличности; принцип возрастной адекватности процесса физического воспитания; принцип всестороннего и гармонического развития личности; принцип оздоровительной направленности.
Выбор сюжетно-ролевой игры не случаен, так как в старшем дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму этот особый вид детской игры. Сюжетно-ролевая игра выступает ведущей деятельностью дошкольника и составляет условие его нормального психического и личностного развития; в сюжетно-ролевой игре у ребенка формируется сознательное подчинение общественно принятым правилам и нормам, составляет содержание развития произвольности поведения личности; на основе внешней игровой деятельности у ребенка формируется умственный план действий (создание игровой ситуации, планирование сюжета, распределения ролей); в сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные взаимоотношения, которые выступают основой усвоения ребенком системы взаимоотношений между людьми. Сюжетно-ролевая игра выступает мощным средством развития детей. Моделируя взаимоотношения взрослых в игре, дети одновременно осваивают навыки общения, взаимодействия, сотрудничества, обучающихся выступать друг относительно друга в разных позициях.
Таблица
Программа по развитию воображения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Основная задача |
Название мероприятия |
Цель |
Место проведения |
Инвентарь |
|
Русская народная сказка «Лиса и кот» |
Развитие умения проигрывать определенную роль |
Группа детского сада |
Сказка для прочтения, маски, обозначающие героев сказки |
|
Русская народная сказка «Колобок» |
Актовый зал |
Сказка для прочтения, маски, обозначающие героев сказки | |
Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста по средством |
Сюжетная ролевая игра «Путешествие» |
Игра на сплочение детей в коллективе, развитие умения представлять определенные образы, действовать в соответствии с правилами игры |
Спортивный зал |
Вырезанные кружки разных цветов; различные коврики, обозначающие плоты; рыбка на длинной веревке; коврики, обозначающие лаву |
Сюжетная игра «Дочки-матери» |
Развитие умения представлять воображаемую ситуацию, соблюдать правила игры, выполнять определенную роль |
Группа детского сада |
Куклы, коляски | |
Сюжетно-ролевая игра «Зоомагазин» |
Группа детского сада |
Коврики, посуда | ||
сюжетных игр |
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» |
Группа детского сада |
- | |
|
Сюжетно-ролевая игра «Полиция» |
Спортивный зал |
Фуражки, пистолеты, стулья | |
|
Сюжетная игра «Доктор» |
|
Группа детского сада |
Набор доктора |
|
Сюжетная подвижная игра «Поездка в гости» |
Развитие умения действовать сообща, в соответствии с правилами игры, умения договариваться друг с другом |
Площадка на улице |
Поезд, машина (постройки на участке детского сада) |
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. В игре ребенок сначала представляет свои действия, их последовательность, их значения для хода игры, а потом действует. Действия начинают чаще проигрываться в уме. Вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности воображения ребенка.
У старших дошкольников развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду.
Таким образом, данная программа способствует организации активной деятельности детей дошкольного возраста, систематизируя работу по развитию воображения детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.