Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Статья посвящена тому, как сюжетно -ролевые игры влияют на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается программа по развитию воображения страших дошкольноков в сюжетно-ролевой игре: цели, задачи, методы, условия реализации, принципы.

Аннотация статьи
сюжетно-ролевые игры
дошкольный возраст
воображение
Ключевые слова

Дошкольный возраст – период бурных интеграционных процессов. Это также период формирования и развития различных аспектов личности. Поэтому, поиск путей психолого-педагогического сопровождения формирования детей дошкольного возраста, создание условий для развития их уникальных творческих возможностей является сейчас одним из основных направлений модернизации системы дошкольного образования в Российской Федерации. А одна из приоритетных задач национального дошкольного образования – раннее обучение и воспитание детей дошкольного возраста – в частности, развитие их воображения.

Несмотря на длительную историю, изучение феномена воображения по-прежнему остается актуальной задачей научных изысканий как со стороны определения его анатомо-физиологических основ, так и со стороны выявления и научного анализа его психологических механизмов.

Анализ современного состояния исследуемой проблемы показывает, что на теоретическом уровне вопросу развития воображения в целом и на этапе дошкольного онтогенеза в частности особое внимание уделяли: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Дьяченко, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, B. Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, З.М. Новлянська, А.Н. Поддьяков, C. Л. Рубинштейн, Е.Е. Сапогова и др. Однако, несмотря на довольно повышение внимания к вопросам развития творческого потенциала детей дошкольного возраста и в частности, развития воображения как его основы, следует отметить, что в основном достаточно полно разработаны психолого-педагогические же основы сопровождения этого процесса представлены недостаточно подробно.

Одним из устоявшихся в научной психологии выступает представление о формировании воображения в деятельности и взаимосвязи воображения и игры в детском возрасте.

В рамках работы в данном направлении была разработана программа по развитию воображения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Цель программы: систематизировать работу по развитию воображения старших дошкольников по средствам сюжетных игр.

Задачи:

1. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, на гармоничное психосоматическое развитие, совершенствование защитных функций организма, увеличение работоспособности ребенка.

2. Образовательные задачи предполагают следующее: формирование двигательных умений и навыков; совершенствование физических способностей; умения через фантазирование познавать окружающий мир, приобретать необходимые знания; развитие коммуникабельности, уверенности в себе.

3. Воспитательные задачи. Формирование уважения друг к другу, интереса к игре, раскрытию своего творческого потенциала.

Методы: наблюдение, беседа, сюжетно-ролевые игры.

Критерии и показатели эффективности Программы: развитие уровня воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр; развитие оригинальности и новизны, продуманности условий, наличия различных ролей для разных участников игры, наличие определенных правил, точности критериев оценки успешности проведения игры; появление интереса к физическим упражнениям и подвижным играм.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста и воспитатели.

Условия реализации программы: наличие специально оборудованного кабинета; инвентарь.

В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы:

1. Общепедагогические принципы: осознанности и активности; принцип систематичности и последовательности; принцип повторения двигательных навыков; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации.

2. Принципы, отражающие закономерности физического воспитания: принцип непрерывности; принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; принцип цикличности; принцип возрастной адекватности процесса физического воспитания; принцип всестороннего и гармонического развития личности; принцип оздоровительной направленности.

Выбор сюжетно-ролевой игры не случаен, так как в старшем дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму этот особый вид детской игры. Сюжетно-ролевая игра выступает ведущей деятельностью дошкольника и составляет условие его нормального психического и личностного развития; в сюжетно-ролевой игре у ребенка формируется сознательное подчинение общественно принятым правилам и нормам, составляет содержание развития произвольности поведения личности; на основе внешней игровой деятельности у ребенка формируется умственный план действий (создание игровой ситуации, планирование сюжета, распределения ролей); в сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные взаимоотношения, которые выступают основой усвоения ребенком системы взаимоотношений между людьми. Сюжетно-ролевая игра выступает мощным средством развития детей. Моделируя взаимоотношения взрослых в игре, дети одновременно осваивают навыки общения, взаимодействия, сотрудничества, обучающихся выступать друг относительно друга в разных позициях.

Таблица

Программа по развитию воображения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Основная задача

Название

мероприятия

Цель

Место

проведения

Инвентарь

 

Русская народная сказка «Лиса и кот»

Развитие умения проигрывать определенную роль

Группа

детского сада

Сказка для прочтения, маски, обозначающие героев сказки

 

Русская народная сказка «Колобок»

Актовый зал

Сказка для прочтения, маски, обозначающие героев сказки

Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста по средством

Сюжетная ролевая игра «Путешествие»

Игра на сплочение детей в коллективе, развитие умения представлять определенные образы, действовать в соответствии с правилами игры

Спортивный зал

Вырезанные кружки разных цветов; различные коврики, обозначающие плоты; рыбка на длинной веревке; коврики, обозначающие лаву

Сюжетная игра «Дочки-матери»

Развитие умения представлять воображаемую ситуацию, соблюдать правила игры, выполнять определенную роль

Группа

детского сада

Куклы, коляски

Сюжетно-ролевая игра «Зоомагазин»

Группа

детского сада

Коврики, посуда

сюжетных игр

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

Группа

детского сада

-

 

Сюжетно-ролевая игра «Полиция»

 

Спортивный

зал

Фуражки, пистолеты, стулья

 

Сюжетная игра «Доктор»

 

Группа

детского сада

Набор доктора

 

Сюжетная подвижная игра «Поездка в гости»

Развитие умения действовать сообща, в соответствии с правилами игры, умения договариваться друг с другом

Площадка на улице

Поезд, машина (постройки на участке детского сада)

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. В игре ребенок сначала представляет свои действия, их последовательность, их значения для хода игры, а потом действует. Действия начинают чаще проигрываться в уме. Вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности воображения ребенка.

У старших дошкольников развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду.

Таким образом, данная программа способствует организации активной деятельности детей дошкольного возраста, систематизируя работу по развитию воображения детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Текст статьи
  1. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста / И.С. Бухарова. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 119 с.
  2. Карабаева, И.И. Особенности развития воображения детей / И.И. Карабаева, С.А. Ладывир. – М.: Школьный мир, 2008. – 128 с.
  3. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: 60 Академия развития, 2014. – 240 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая