научный журнал «Актуальные исследования» #17 (96), май '22

Дефицит сна у подростков: причины и пути решения

В данной статье рассматривается проблема дефицита сна у подростков как социально опасного явления. Сформулированы основные причины возникновения дефицита сна в подростковом возрасте. Также определены основные пути решения поставленной проблемы.

Аннотация статьи
сон
подростки
дефицит сна
причины дефицита сна
пути решения
Ключевые слова

В возрастающем ритме жизни постиндустриального общества все демографические группы испытывают высокие нагрузки, но именно в подростковом возрасте они могут стать критическими. В 8-11 классах интеллектуальные, психоэмоциональные и физические нагрузки значительно возрастают, увеличивается количество уроков и возрастает их сложность, количество времени, затрачиваемого на выполнение домашнего задания, также растёт. В то же время происходят изменения психологического характера, вызванные пубертатным периодом, заменяется ведущий вид деятельности, что ведёт к увеличению времени, затрачиваемого на общение, расширению круга общения и новым социальным практикам, а также к изменению биоритмов. В связи с этим происходит значительное уменьшение продолжительности сна, выполняющего ряд жизненно важных функций.

Сон – это особое состояние организма, характеризующееся пониженной реакцией на внешние раздражители и минимальным уровнем мозговой активности. Благодаря сну организм человека восстанавливается, консолидируется память, происходит “отчистка” мозга от токсичного бета-амилоида Aβ42, который является продуктом жизнедеятельности нервных клеток головного мозга. У подростков и молодёжи, длительно находящихся в большом школьном или университетском коллективе, сон играет важную роль в психоэмоциональной разгрузке нервной системы, восстановлении работоспособности. Также сон играет важную роль в профилактике сердечно-сосудистых, эндокринных и многих других заболеваний.

Дефицит сна же, которым по данным на 2019 год страдают 89% подростков США [1], негативно сказывается на выполнении названных выше функций, что, в свою очередь, ведёт к возникновению соматических и психических заболеваний, падению образованности населения, а следовательно, к экономическому упадку, замедлению развития науки, снижению продолжительности жизни.

Дефицит сна у подростков обусловлен целым рядом причин.  

Так, одной из них является смещение у подростков циркадного ритма сна-бодрстования на 1-2 часа позднее [2], чем у взрослых людей и детей. Из-за этого время начала и конца фазы сна ритма сна-бодрствования становится позднее – 23:00-24:00 и 8:00-9:00 соответственно, при этом необходимая для сохранения здоровья человека продолжительность сна продолжает оставаться достаточно высокой, в пределах 8-10 часов [3]. Однако время начала учебных занятий не претерпевает никаких изменений, они продолжают начинаться в 8:00 – 9:00 часов, что совпадает с естественным временем пробуждения подростков. Из-за этого им приходится просыпаться раньше, а следовательно, терять часы сна.

Также немаловажным фактором, вызывающим дефицита сна у подростков, является их чрезмерная загруженность. Практически все подростки старшего школьного возраста вынуждены делать большие по объёму домашние работы, которые занимают значительное количество свободного времени, посещать дополнительные занятия, различные кружки и секции. В связи с этим общение с друзьями, отдых, личные дела и домашние обязанности откладываются на более позднее время, от чего значительно сокращается время, отводимое на сон.

Другой причиной возникновения дефицита сна у подростков могут служить различные психические и соматические заболевания, среди них: бессонница, обструктивное апноэ сна, парасомнии, депрессия, тревожные расстройства, биполярное аффективное расстройство.

Использование устройств, испускающих синий свет, тоже может стать причиной недостатка сна. Синий свет блокирует выработку мелатонина – «гормона сна», который необходим для засыпания. 

Также нахождение в комнате, предназначенной для сна, смартфонов, планшетов и других гаджетов может являться причиной такого явления как «прокрастинация сна». Оно заключается в том, что человек откладывает сон на потом, из-за того, что смартфон или другое мобильное устройство позволяет выполнять множество задач, которые могут отвлекать человека от сна. Например, человек, ложась спать, решает проверить электронную почту, купить книгу в онлайн магазине и так далее. Из-за этого время, отводимое на сон, может значительно сокращаться.

Кроме того, существует такое явление как «беспокойство ожидания». Оно заключается в том, что люди постоянно проверяют смартфон на наличие уведомлений и боятся пропустить какую-либо новость или сообщение. Это явление может проявляться и ночью. В ходе некоторых исследований выяснилось, что около 80% американских подростков [3] просыпаются ночью из-за беспокойства что-либо пропустить. Вследствие этого нарушается целостность сна, сокращается его продолжительность.

Проблему дефицита сна у подростков можно решить только применив целый комплекс мер, направленных на устранение причин, вызывающих дефицит сна у подростков. Среди них, как уже было сказано, расписание занятий, несоответствующее смещённому биологическому ритму сна-бодрствования, чрезмерная загруженность подростков заданиями, домашними делами, из-за чего сон остаётся «на втором месте», неинформированность о правилах гигиены сна, а также некачественная или несвоевременная диагностика заболеваний, их неэффективное лечение.

Самым перспективным способом решения проблемы дефицита сна у подростков является изменение времени начала занятий в образовательных организациях на 10:00 вместо привычных 8:00-9:00 часов. Предложенное изменение позволит органично вписать учебный процесс в смещённый на 2 часа по отношению к взрослым биологический ритм сна-бодрствования подростков. Также именно на это время приходится пик умственной активности человека. Благодаря предложенному изменению значительно сократится количество прогулов школьных уроков (иных занятий), повысится степень концентрации школьников на занятиях, новый материал будет лучше усваиваться, также сократится число случаев засыпания на уроках. Также данное изменение позволит подросткам спать рекомендованное ВОЗ количество времени в течение суток (преимущественно ночью), что позитивно отразится на физическом и психическом здоровье подростков: снизится риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями нервной, эндокринной и других систем, а также депрессией и тревожными расстройствами, будет происходить гармоничное физическое и психическое развитие человека. Благодаря смещению времени начала занятий, у учителей и администрации учебных заведений появится возможность выполнять необходимую работу с утра, например, проводить совещания, проверять самостоятельные работы и так далее. Также, в связи с уменьшением случаев заболеваний, сократятся расходы на здравоохранение, следовательно, и нагрузка на налогоплательщиков. Данная практика, пока в ограниченных масштабах, но применятся в Соединённых Штатах Америки: учащиеся школ в один из дней недели (по усмотрению школы) приходят на занятия на 2-3 часа позже, что в свою очередь позволяет школьникам выспаться, а учителям и администрации школы провести совещания. Важно отметить, что подростки в 8-11 классах достаточно самостоятельны, чтобы без помощи родителей и вовремя приходить в школу, но в то же время родители младшеклассников так же, как и раньше, смогут приводить своих детей в школу, ведь в младших классах нет необходимости смещения уроков на более позднее время.

В дополнение к предыдущему способу решения проблемы дефицита сна, необходимо сократить количество задаваемого домашнего задания, что позволит школьникам «не засиживаться» допоздна за его выполнением, а значит, ложится спать вовремя. Также данное изменение позволит школьникам проводить больше свободного времени со сверстниками, что так необходимо для нормальной социализации, тратить его на хобби и другие свои увлечения, что также благоприятно скажется на времени засыпания, так как подростки не будут расходовать время, отведённое на сон, чтобы заняться своими любимыми делами, от которых подростки не могут отказаться даже в ущерб сну.

Необходимым компонентом в комплексе мер по решению данной проблемы является просвещение в области гигиены сна. Соблюдение правил гигиены сна – это залог здоровья. Благодаря школьным занятиям, классным часам, различным общественным мероприятиям, распространению информации о правилах гигиены сна в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе социальных сетях, повысится информированность детей и подростков о важности сна, правилах гигиены сна, необходимости их соблюдения, что позволит им применять полученные знания на практике, а следовательно, сохранять своё здоровье.

Также необходимой частью комплекса мер по решению проблемы дефицита сна у подростков является увеличение финансирования в сфере здравоохранения для своевременной качественной диагностики соматических заболеваний, вызывающих нарушения ритма сна-бодрствования, а также психических расстройств, негативно влияющих на продолжительность и качество сна и их эффективного лечения. Благодаря лечению такого рода нарушений, сократится количество случаев бессонницы, парасомний, обструктивного апноэ сна и других заболеваний, что позволит увеличить продолжительность сна, а также сделать его более качественным.

Таким образом, были рассмотрены основные причины возникновения дефицита сна у подростков и предложены пути решения проблемы.

Текст статьи
  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pediatricsrus.site/prevention/son-podrostka-v-13-18-let/ (дата обращения: 27.04.2022).
  2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pediatricsrus.site/prevention/skolko-dolzhen-spat-rebjonok/ (дата обращения: 27.04.2022).
  3. Jean M. Twenge, Zlatan Krizan, Garrett Hisler, “Decreases in self-reported sleep duration among U.S. adolescents 2009–2015 and association with new media screen time” // Sleep Medicine, Volume 39,2017, P. 47-53.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня