Главная
АИ #17 (96)
Статьи журнала АИ #17 (96)
Лингвистическая и коммуникативная специфика односоставных предложений

Лингвистическая и коммуникативная специфика односоставных предложений

Автор(-ы):

Конькова Марина Юрьевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

урок
специфика
односоставные предложения
саморазвивающее обучение

Аннотация статьи

Статья посвящается рассмотрению обобщённо-личных предложений в курсе изучения односоставных предложений.

Текст статьи

Введение

Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют различные социальные и индивидуальные факторы. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает.

Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки её к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Широкие возможности обогащения речи учащихся и развитие их мышления появляются при изучении темы "Простое односоставное предложение", методическая ценность которой определяется лингвистической и психолингвистической сложностью грамматического материала, важностью раздела для изучения последующих тем, широкой распространённостью данных конструкций в разных стилях речи, богатством семантико-стилистических оттенков в значении предложений, системой синонимических отношений.

В свете этой лингвистической и коммуникативной специфики односоставных предложений представляется необходимым активное введение в речь школьников данных конструкций, обучение правильному использованию названных средств языка.

Исследование посвящено рассмотрению обобщённо-личных предложений в курсе изучения односоставных предложений.

Следует признать, что традиционное изучение данной темы не способно побудить учащихся к эмоциональному восприятию таких предложений, вызвать стремление обогатить свою речь односоставными конструкциями.

Актуальность исследования определяется спецификой среднего школьного возраста, ведущим видом деятельности которого является общение ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Актуальность избранной темы обусловлена:

  • необходимостью совершенствования методики преподавания данной темы восьмиклассникам;
  • значимостью развития у школьников познавательной и речевой активности при анализе односоставного обобщённо-личного предложения на примерах произведений русских классиков;
  • спецификой подросткового возраста, нацеленного на усвоение лингвистических знаний;
  • недостаточной разработанностью данной проблемы в современной методической литературе.

Целью исследования является создание и экспериментальная проверка обоснованной методической системы изучения односоставных обобщённо-личных предложений в средней школе с применением элементов саморазвивающего обучения и ИКТ.

Объектом исследования является процесс овладения знаниями об обобщённо-личных предложениях восьмиклассниками средней общеобразовательной школы.

Предметом исследования – процесс развития и совершенствования устной и письменной речи школьников на основе созданной методической системы.

Гипотеза: эффективность и результативность процесса обучения школьников будет повышена при условии введения в курс изучения групп односоставных предложений обобщённо-личных как самостоятельного типа.

Задачи исследования:

  • теоретически обосновать необходимость изучения обобщённо-личных предложений как самостоятельного типа односоставных предложений;
  • установить уровень практической разработанности проблемы формирования синтаксического понятия с применением элементов саморазвития и ИКТ.

Решение поставленных задач потребовало использования опыта советских и современных методистов, лингвистов, в работах которых имеется теоретическое отражение данной проблемы (В.В.Виноградов, П.А.Лекант, В.В.Бабайцева, Е.С.Скобликова, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.).

Так В.В.Бабайцева считает, что обобщённо-личные предложения совмещают в себе значение обобщения и неопределённости действующего лица. А Е.С.Скобликова вообще не считает обобщённо-личные предложения самостоятельным типом односоставного предложения, она рассматривает их в рамках синтаксической синонимии с определённо-личными предложениями.

Методы исследования:

  • анализ психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы;
  • наблюдение за педагогическим процессом;
  • наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка.

1. Теоретические основы применения элементов саморазвивающего обучения и ИКТ в современном уроке русского языка

1.1. Элементы саморазвития на уроке русского языка

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется её общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся генами. На процесс такого программного развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации [6].

Русским физиологом А.А. Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качество, личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к её осуществлению, изменяя и воспитывая себя.

Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней. Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, определенную деятельность.

Вторая фаза процесса – это психическая деятельность школьника как субъекта учения. Она протекает на внутриличностном уровне. Причем интерпретация этих воздействий, их оценку, способность на этой основе вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии – саморазвитие личности.

Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном, эмоциональном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности.

Потребности – основа, определяющая интенсивность и направление развития личности. Особо выделяются высшие человеческие потребности – социальные и духовные, которые представляют собой источники психического развития человека, потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе познавательной потребности – ориентировочный инстинкт. В своем развитии она проходит такие стадии: любопытство, любознательность, направленный интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине [6].

В 8 классе – это потребность в самоутверждении. Она выражается в стремлении иметь преимущество перед окружающими, занимать достойное место в обществе, быть уверенными в себе, быть не хуже других, становиться всё лучше и лучше, т.е. совершенствоваться. Есть у этой потребности и отрицательные проявления: стремление к обладанию, к власти, деньгам, славе любым путем, даже путем обмана, присвоения чужого [8, с. 14].

Все высшие духовные потребности человека – в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении – это стремление к саморазвитию. Механизм действия этих потребностей – познание, испытание, и реализация своих возможностей – играет роль главного мотивационного фактора в творческой, созидательной деятельности человека, в непрерывном самосовершенствовании. Но поскольку внутренняя мотивация оказывает мощное воздействие на поступки, поведение человека, её надо использовать в учебном процессе.

Использование потребностей самосовершенствования в учебно-воспитательном процессе – важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования внутреннюю, потребностную нравственно-волевую мотивацию.

Как же вызвать к действию эти заложенные природой потребности в саморазвитии?

Решение этой сложной психолого-педагогической проблемы предложено в трудах русского ученого А.А. Ухтомского. Он выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Каким же образом должна быть организована деятельность ученика и учителя, какова должна быть технология формирования самосовершенствующейся личности? Необходимо создать три группы условий:

  1. Осознание личностью целей, задач и возможность своего развития и саморазвития.
  2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности.
  3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды.

В традиционной классно-урочной системе трудно создать для этого условия. Деятельность школьника ограничивается узким каналом требований к освоению знаний, умений и навыков.

Организация учебного процесса в технологии саморазвития носит такие принципиальные черты:

  • акцент переносится с преподавания на учение;
  • педагогическое руководство самовоспитанием, самообразованием становится приоритетом в организации воспитательного процесса;
  • используется не только познавательная и внешняя социальная, но и внутренняя потребностная мотивация школьников;
  • ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся;
  • активизируется и стимулируется осмысление учения, ученик-субъект выходит в рефлексивную позицию;
  • систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.

Реализации концепции саморазвития школьника связана с решением ряда методических проблем.

1.2. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке русского языка

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя всё больше используют современные технологии. Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным.

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообразования, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы развивающего образования.

Информационные технологии не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [1, с. 28].

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темы урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему "учитель-класс-ученик" компьютера меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования.

Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учёту знаний учащихся.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.

Общаясь с ребятами на уроках русского языка, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Главной компетенцией учителя становится его обновленная роль – роль проводника знаний, своего рода "навигатора", помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – "учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. "навигации в образовании…" [7, с. 36]. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. А подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка возможности новейших информационно-коммуникационных технологий, в частности презентации. Главное в презентации – это тезисность и наглядность. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, сделать урок более ярким. Ребенок не только видит, он переживает эмоции.

Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика" [4, с. 105].

Заключение

Совершенствование урока – основной формы процесса обучения – признано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.

В своей практико-значимой работе я постаралась показать, каким образом применяю элементы саморазвивающего обучения на уроках русского языка.

Опыт работы показывает, что поддержанию и развитию интереса учащихся на уроке способствуют информационно-коммуникационные технологии и технология саморазвития личности. А результаты работы свидетельствуют о своевременности обращения к внутренним резервам личности и о больших возможностях этой педагогической технологии.

В свете поставленных задач удалось обосновать необходимость изучения обобщенно-личных предложений как самостоятельного типа односоставных предложений. В современной методике требуется теоретическая разработка проблемы определения места определенно-личных предложений в типологии простого предложения, изучение способов выражения обобщенно-личности на синтаксическом уровне.

Я стараюсь рассматривать данный вид односоставных предложений, конечно, на материале пословиц, поговорок, стихотворений русских и советских поэтов 19-20 веков. Я считаю, что благодаря такому подходу мои ученики повысят оценку своей значимости, их самоутверждение будет происходить на уровне самооценки и в дальнейшем – на уровне самоопределения.

Список литературы

  1. Ахметишина Г.К. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007г.
  3. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Русский язык. 8 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1996.
  5. Методика преподавания русского языка в школе / Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р.. – М.: ИЦ Академия, 2000.
  6. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности // Народное образование, № 8, 1995.
  7. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. – Ярославль: ИПК, 1996.
  8. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя (8 класс). – М.: Народное образование, 2001.
  9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  10. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – М.: Просвещение, 1999.
  11. Ухтомский А.А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002.

Поделиться

1048

Конькова М. Ю. Лингвистическая и коммуникативная специфика односоставных предложений // Актуальные исследования. 2022. №17 (96). С. 47-51. URL: https://apni.ru/article/4025-lingvisticheskaya-i-kommunikativnaya-spetsif

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля