Преодоление речевой патологии у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к моменту перехода в первый класс является главным приоритетом специалистов на поприще коррекционной педагогики. Ведь самым важным инструментом эмоциональности и выразительности в нашем общении является речь. И именно расстройства речи отрицательно влияют на коммуникативные процессы речевого и общего развития детей, а также на формирование их нервно-психического статуса [2].
Как утверждают современные исследования для необходимого овладения старшими дошкольниками письмом и чтением, нужно формировать такие взаимозависимые процессы, как:
- правильно слышать и узнавать звуки, за что отвечает «фонематический слух»;
- образовывать речевые звуки, осуществляемые резонаторным отделами речевого аппарата, за что отвечает «звукопроизношение»;
- применять комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи, за что отвечает «просодический компонент речи» [1].
Особое внимание хотелось бы уделить просодической стороне речи, так как детям-логопатам, чтобы (условно) полноценно овладеть грамотой в начале коррекционного пути, необходимо сформировать именно просодику. Это связано с тем, что нарушение просодического компонента влияет не только на возможность внятно и разборчиво произносить слова, но и на умение вплетать в разговорную канву эмоциональные «кружева». Отсутствие таких возможностей кардинально не совпадает с характеристикой просодики у дошкольников с нормой речевого развития. У детей с ТНР нарушена важная сторона просодического компонента - интонационная выразительность речи, процессы восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Дошкольники, чья «норма» не соответствует возрастному речевому развитию, страдают сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов, что отрицательно сказывается на формировании предпосылок к школьному обучению.
Специалисты, занимающиеся речевыми патологиями (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и Т. В. Туманова) настаивают на важности развития навыков просодической стороны речи. Они утверждают, что просодика является одним из основных направлений в деятельности логопеда, музыкального работника и воспитателя, настаивая на включение работы по развитию просодической стороны речи в самое начало обучения. Например, использование приема повторения слоговых рядов эффективен при автоматизации поставленных звуков, когда слоги произносятся с разной интонацией и вариацией силы голоса. На этом этапе специалистам важно научить детей контролировать темп, плавность, выразительность, ритм и паузацию в собственной речи [4].
В связи с этим в белгородском детском саду № 34 проводится целенаправленная логопедическая работа по совершенствованию просодического компонента, где специалистами решаются задачи по формированию восприятия и понимания основных компонентов просодического оформления высказывания (таблица 1):
Таблица
1 |
Мелодика |
Умение повышать и понижать голос при произнесении фразы |
2 |
Интонация |
Установление смысловых отношений между частями фразы |
3 |
Темп |
Скорость речи (на основании пауз между речевыми отрезками) |
4 |
Ритм |
Умение чередовать ударные и безударные слоги с равномерными отрезками |
5 |
Фразовое и логическое ударения |
Выделение паузами или повышением голоса произносимой фразы |
6 |
Тембр речи |
Умение внедрять экспрессивно-эмоциональные звуковые оттенки в произносимую фразу |
7 |
Пауза |
Временная остановка в речи |
8 |
Сила голоса |
В зависимости от содержания высказывания умение изменять громкость звучания речи |
Благодаря вышеизложенным средствам выразительности мысль приобретает законченность, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания [3].
В процессе коррекционно-развивающей деятельности наши учителя-логопеды на каждом индивидуальном и групповом занятии включают различные игры на развитие просодики речи. Например:
- Слого-музыкальные композиции: на материале автоматизированного изолированного звука используется слоговые рифмовки с музыкальным сопровождением и двигательным оформлением.
- Артикуляционные попевки: произнесение заданного звука произносятся пять раз – вначале в медленном темпе, а затем ускоряя, и наоборот.
- Речедвигательные физминутки: синхронизация звуковых и двигательных действий, также произносятся слова с заданным звуком, одновременно отхлопывая их, где на ударный слог дети хлопают громче, чем на безударный слог.
- Артгимнастические упражнения: автоматизированный звук в словах используется в виде движений губ, языка, щек, гортани.
- Кинестетические чистоговорки: произнесение чистоговорок с заданным звуком в сопровождении с меняющимися движениями всего тела.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать следующие выводы:
- недостаточность развития просодического компонент вызывает специфические затруднения в овладении обучению грамоте, а именно: процессами считывания графических знаков и их изображения на письме;
- просодика совершенствует и развивает слуховую память и эмоциональное восприятие; помогает овладеть тембром голоса, формирует умение интонировать, повышать и понижать силу голоса;
- работа по развитию просодического компонента оказывает положительное влияние на расширение речевых навыков детей;
- использование просодических упражнений, способствует общему речевому развитию старших дошкольников и совершенствует коммуникативную функцию речи.
Таким образом, в результате систематической логопедической работы, направленной на развитие просодического компонента у старших дошкольников с ТНР, повышается мотивация к обучению, развиваются коммуникативные функции речи, а также формируется языковая способность.