научный журнал «Актуальные исследования» #17 (96), май '22

Значение просодического компонента для общего речевого развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Статья аргументирует важность просодической стороны речи для полноценной коррекции звукопроизношения и эффективного овладения грамотой на начальном этапе логопедической работы. Авторы делятся методами и приемами, направленными на формирование языковой способности, раскрывают взаимосвязь просодики и коммуникативных функций речи.

Аннотация статьи
логопедия
тяжелые нарушения речи
коммуникативные функции
дошкольное образование
коррекционно-развивающая деятельность
просодика
Ключевые слова

Преодоление речевой патологии у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к моменту перехода в первый класс является главным приоритетом специалистов на поприще коррекционной педагогики. Ведь самым важным инструментом эмоциональности и выразительности в нашем общении является речь. И именно расстройства речи отрицательно влияют на коммуникативные процессы речевого и общего развития детей, а также на формирование их нервно-психического статуса [2].

Как утверждают современные исследования для необходимого овладения старшими дошкольниками письмом и чтением, нужно формировать такие взаимозависимые процессы, как:

  • правильно слышать и узнавать звуки, за что отвечает «фонематический слух»;
  • образовывать речевые звуки, осуществляемые резонаторным отделами речевого аппарата, за что отвечает «звукопроизношение»;
  • применять комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи, за что отвечает «просодический компонент речи» [1].

Особое внимание хотелось бы уделить просодической стороне речи, так как детям-логопатам, чтобы (условно) полноценно овладеть грамотой в начале коррекционного пути, необходимо сформировать именно просодику. Это связано с тем, что нарушение просодического компонента влияет не только на возможность внятно и разборчиво произносить слова, но и на умение вплетать в разговорную канву эмоциональные «кружева». Отсутствие таких возможностей кардинально не совпадает с характеристикой просодики у дошкольников с нормой речевого развития. У детей с ТНР нарушена важная сторона просодического компонента - интонационная выразительность речи, процессы восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Дошкольники, чья «норма» не соответствует возрастному речевому развитию, страдают сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов, что отрицательно сказывается на формировании предпосылок к школьному обучению.

Специалисты, занимающиеся речевыми патологиями (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и Т. В. Туманова) настаивают на важности развития навыков просодической стороны речи. Они утверждают, что просодика является одним из основных направлений в деятельности логопеда, музыкального работника и воспитателя, настаивая на включение работы по развитию просодической стороны речи в самое начало обучения. Например, использование приема повторения слоговых рядов эффективен при автоматизации поставленных звуков, когда слоги произносятся с разной интонацией и вариацией силы голоса. На этом этапе специалистам важно научить детей контролировать темп, плавность, выразительность, ритм и паузацию в собственной речи [4].

В связи с этим в белгородском детском саду № 34 проводится целенаправленная логопедическая работа по совершенствованию просодического компонента, где специалистами решаются задачи по формированию восприятия и понимания основных компонентов просодического оформления высказывания (таблица 1):

Таблица

1

Мелодика

Умение повышать и понижать голос при произнесении фразы

2

Интонация

Установление смысловых отношений между частями фразы

3

Темп

Скорость речи (на основании пауз между речевыми отрезками)

4

Ритм

Умение чередовать ударные и безударные слоги с равномерными отрезками

5

Фразовое и логическое ударения

Выделение паузами или повышением голоса произносимой фразы

6

Тембр речи

Умение внедрять экспрессивно-эмоциональные звуковые оттенки в произносимую фразу

7

Пауза

Временная остановка в речи

8

Сила голоса

В зависимости от содержания высказывания умение изменять громкость звучания речи

Благодаря вышеизложенным средствам выразительности мысль приобретает законченность, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания [3].

В процессе коррекционно-развивающей деятельности наши учителя-логопеды на каждом индивидуальном и групповом занятии включают различные игры на развитие просодики речи. Например:

  1. Слого-музыкальные композиции: на материале автоматизированного изолированного звука используется слоговые рифмовки с музыкальным сопровождением и двигательным оформлением.
  2. Артикуляционные попевки: произнесение заданного звука произносятся пять раз – вначале в медленном темпе, а затем ускоряя, и наоборот.
  3. Речедвигательные физминутки: синхронизация звуковых и двигательных действий, также произносятся слова с заданным звуком, одновременно отхлопывая их, где на ударный слог дети хлопают громче, чем на безударный слог.
  4. Артгимнастические упражнения: автоматизированный звук в словах используется в виде движений губ, языка, щек, гортани.
  5. Кинестетические чистоговорки: произнесение чистоговорок с заданным звуком в сопровождении с меняющимися движениями всего тела.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать следующие выводы:

  • недостаточность развития просодического компонент вызывает специфические затруднения в овладении обучению грамоте, а именно: процессами считывания графических знаков и их изображения на письме;
  • просодика совершенствует и развивает слуховую память и эмоциональное восприятие; помогает овладеть тембром голоса, формирует умение интонировать, повышать и понижать силу голоса;
  • работа по развитию просодического компонента оказывает положительное влияние на расширение речевых навыков детей;
  • использование просодических упражнений, способствует общему речевому развитию старших дошкольников и совершенствует коммуникативную функцию речи.

Таким образом, в результате систематической логопедической работы, направленной на развитие просодического компонента у старших дошкольников с ТНР, повышается мотивация к обучению, развиваются коммуникативные функции речи, а также формируется языковая способность.

Текст статьи
  1. Емельянова, Л.Ф. «Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией». / ж-л «Школьный логопед» 2 (2), 2004 г.
  2. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы логопедии / Е.В. Лаврова. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 144 с. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы логопедии / Е.В. Лаврова. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 144 с.
  3. Рау, Е.Ю., Казбанова, Е.С. «Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания». // ж. «Логопед» № 6 2004 г.
  4. Филичева, Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) [Электронный ресурс] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Педагогическая библиотека. – 72 с. – URL: http:// pedlib.ru/Books/1/0048/1_0048-1.shtml (Дата обращения 30.04.2022). - 72 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября