Постановка проблемы. Регулирование цен на товары, работы и услуги осуществляется как в развивающихся, так и развитых странах. Это обусловлено потребностью в выравнивании условий ведения бизнеса для всех участников рынка, защитой потребителей от неоправданно высоких цен компаний, занимающих доминирующее положение на рынке или естественных монополий, стимулированием научно-технического развития и снижением капитало-, энерго- и материалоемкости производства товаров и услуг. Решение этой проблемы осуществляется как в рамках принятия регулятором законодательства регламентирующего порядок ценообразования, так и антимонопольного законодательства.
Анализ последних исследований и публикаций. Правовые аспекты теории и методологии антимонопольного регулирования рынка нашли отражение в работах Г.Г. Санько, О.В. Синяк, Г.Н. Москалевич, Е.В. Леонова, А.А. Чукреева и других исследователей. Вопросы государственного управления ценами в рамках антимонопольного законодательства затронуты в исследованиях А.В. Садюка, Е.В. Ганаковой, И.И. Полещук, И.В. Ивановской. Исследования в области становления и развития антимонопольного законодательства Китайской Народной Республики представлены в работах Ш. Лю, Е.В. Леоновой, А.А. Чукреева, Ю.Н. Каткова. Несмотря на то, что Беларусь активно развивает двусторонние отношения с КНР, системные исследования антимонопольного регулирования национального рынка Китая все еще не получили широкого распространения.
Цель статьи. Целью исследования является анализ и оценка системы регламентации порядка формирования цен в рамках антимонопольного законодательства в контексте развития двусторонних отношений Беларуси и Китая.
Изложение основного материала исследования. Начало развитию Белорусско-Китайских торгово-экономических и политических отношений было положено в 1992 году, в момент установления дипломатических отношений между двумя странами. В настоящее время Китайская Народная Республика является одним из главных торговых партнеров Беларуси. Основными, наиболее значимыми позициями экспорта Беларуси являются калийные удобрения, молочная сыворотка, мясная продукция, рапсовое масло. Импорт представлен преимущественно аппаратурой связи и запасными частями для нее, вычислительными машинами для автоматической обработки информации, игрушками и головоломками, и другими товарами [2].
Тенденции развития взаимной торговли между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой, включая Гонконг, Макао и Тайвань, представлены на рис.
Рис. Развитие взаимной торговли между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой, млн. долл. США [1]
Анализ сотрудничества Беларуси и Китая показывает, что несмотря на положительную динамику основных показателей, характеризующих взаимную торговлю, внешнеторговое сальдо остается отрицательным. Это указывает на потребность в получении дополнительной валютной выручки на рынках третьих стран, с тем чтобы компенсировать ее нехватку для оплаты товаров и услуг из Китая. До недавнего времени таковыми были Украина, Великобритания, Литва, Латвия, Польша и ряд других стран, однако с введением экономических санкций в отношении Беларуси, поступление валютной выручки уменьшилось, а, следовательно, возникла необходимость поиска иных источников. Решение этой проблемы может быть обеспечено за счет дальнейшего развития торгово-экономических отношений между двумя странами, что в свою очередь потребует более детального изучения конъюнктуры национального рынка Китая и его специфики.
Антимонопольное законодательство является основным элементом рыночного механизма. Сфера его действия не ограничивается только интересами производителей, а, затрагивает и потребителей, обеспечивая одним возможность реализации своих товаров в условиях конкурентной борьбы, а другим справедливые цены на товары и услуги, утверждает в своих исследованиях Н.В. Чумак [3, с. 200]. Несмотря на то, что рядом крупных компаний антимонопольное законодательство воспринимается как инструмент сдерживания эффективности их деятельности, на самом деле оно основываясь на принципе стимулирования эффективности и самоокупаемости побуждает их к поиску механизмов снижения затрат и внедрению низкозатратных методов организации производства, при которых участники рынка товаров и услуг будут мотивированы снижать расходы, учитываемые при формировании отпускной цены [4. с. 204].
В основу антимонопольного законодательства Китая положены лучшие мировые практики. Формирование национальной системы антимонопольного регулирования связано с принятием в 1980 году «Временного положения о развитии и защите социалистической конкуренции», известного также как «Десять статей о конкуренции» [5, с. 342]. Его введение способствовало снятию региональных торговых барьеров, расширению самостоятельности и повышению эффективности ведения бизнеса, активизации инновационной деятельности и маркетинга. Кроме того, предприятиям было дано право самостоятельного принятия ценовых решений в отношении отдельных групп промышленных товаров в соответствии с национальной политикой и складывающейся конъюнктурой рынка [6].
В 2008 году в КНР вступил в силу новый «Антимонопольный закон Китайской Народной Республики». Его действие направлено на предотвращение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение условий формирования добросовестной конкуренции на рынке, повышение эффективности экономической деятельности, защиту интересов потребителей и общества, содействие здоровому развитию социалистической рыночной экономики [7]. В тоже время, как указывают в своих исследованиях Ш. Лю и Ю. Н. Катков, антимонопольное регулирование в КНР имеет ряд недостатков, главным из которых является допущение от пояснений по многим важным решениям, принимаемым в рамках данного или иных законов [8, с. 561]. Данное утверждение является спорным, поскольку полное раскрытие информации по расследуемой сделке может нанести ущерб не только интересам контрагентов, но и национальным интересам. Порядок раскрытия информации в КНР определен «Положением Китайской Народной Республики о раскрытии правительственной информации», ограничения касаются лишь информации распространение которой регламентируется ст. 14–16 указанного Положения [9].
Надзор и регулирование цен в Китае осуществляется в соответствии с национальным законодательством и направлено на защиту интересов потребителей и содействие экономическому прогрессу.
В соответствии с п.1 ст. 13 Антимонопольного закона Китайской Народной Республики, субъектам рынка запрещено заключение картельных соглашений в части координации действий по установлению или изменению рыночных цен на товары и услуги [7]. Заключение подобных соглашений в Китае, как и в других странах, как правило, осуществляется негласно – в устной форме, что затрудняет проведение расследований. Однако, как показывает практика, выявленные факты установления монопольных цен ведут к высоким штрафам и ограничению свободы для топ-менеджмента участвующих в картельных соглашениях компаний.
Кроме того, ст. 14 антимонопольного закона запрещает заключение монопольных соглашений между контрагентами, направленных на установление цены перепродажи товаров третьей стороне, равно как и установление минимальной цены для третьей стороны [7]. Из этого следует, что ни производитель, ни поставщик товаров на китайский рынок не имеют права влиять на принимаемые ценовые решения дилера или дистрибьютера, после перехода прав собственности на товар к последнему, в отношении третьих лиц.
Также, в соответствии с действующим законодательством, предпринимателям, занимающим доминирующее положение на национальном рынке Китая, которые могут контролировать цену, количество или другие условия торговли товарами, а также препятствовать или влиять на способность других компаний входить на рынок, запрещается продавать товары по несправедливо высоким ценам или покупать по несправедливо низким, продавать товары по низким ценам без уважительной на то причины, применять дифференцированные цены без законных на то оснований для контрагентов с одинаковыми условиями [7].
В дополнение к действующему антимонопольному законодательству Китая, в 2016 году Государственным советом по построению рыночной системы разработаны и приняты предложения по созданию системы проверки добросовестной конкуренции. Согласно этому документу, стандарты свободного движения товаров и факторов производства исключают дискриминационную ценовую и дискриминационную политику субсидирования к иностранным и импортным товарам и услугам, ограничивают государственное вмешательство в ценообразование пределами компетенций государственного органа, принимающего ценовые решения, запрещают незаконное вмешательство в регулирование рыночных цен со стороны государственных органов и иных лиц [10].
Нарушение порядка формирования цен, в рамках антимонопольного законодательства Китая, влечет за собой ответственность всех участников сделки. Несмотря на это, в КНР действует норма терпимости к нарушению антимонопольного законодательства в части установления монопольных цен, явившихся результатом картельного соглашения. Если такое нарушение установлено впервые и виновное лицо признало неправомерность установления цены и готово к устранению выявленного нарушения, а введенные санкции определены в юанях, то может быть применена 100 % скидки на штраф за первое признание вины, как то, имело место в отношении тайваньской компании AU Optronics в 2013 году. Необходимо признать, что большинство выявляемых нарушений антимонопольного законодательства устраняется еще до вынесения решения, то есть китайским компаниям присущи законопослушность и уважительное отношение к государственным институтам, явившимся следствием ужесточения административно-карательной политики в отношении нарушителей, вплоть до применения смертной казни за коррупционные преступления, возникшие как результат нарушения антимонопольного законодательства [11, с. 160].
Выводы. В Китайской Народной Республике внедрены рыночные инструменты антимонопольного регулирования цен на товары и услуги. Ответственность за нарушения порядка формирования цен и антимонопольного законодательства возлагается на всех участников сделки. Информация о выявленных нарушениях и примененных санкциях публикуется открыто в соответствии с действующим законодательством. В целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства при установлении цен на товары и услуги поставляемые и реализуемые на рынке КНР рекомендуется руководствоваться основными положениями Соглашения по применению статьи VI генерального соглашения по тарифам и торговли 1994 и официальными данными или результатами вторичных исследований о конъюнктуре рынка.