Главная
Конференции
Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации
Загадка как инструмент формирования выразительного чтения в младших классах

Загадка как инструмент формирования выразительного чтения в младших классах

Автор(-ы):

Сайфутдинова Алия Ильсуровна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

загадка
компоненты выразительного чтения
методические рекомендации
методическая работа
приёмы
литературное чтение

Аннотация статьи

В статье представлены приемы формирования навыков выразительного чтения с помощью загадок. В наше время возможности данного жанра для развития детей все более возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным «малым» произведением, ныне заняла почетное место в литературе. Так как форма загадок небольшая, ей присущи ритмика и образность, то данный жанр очень любим младшими школьниками, и вполне подходит для отработки навыков правильной, выразительной речи (чтения).

Текст статьи

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время не все обучающиеся владеют навыками выразительного чтения. Данная проблема является сложной методической задачей, для решения которой необходима систематическая и системная, целенаправленная работа, которую необходимо проводить в начальной школе [1, 2].

Из многообразных аспектов применения загадок для отработки выразительного чтения выбрали работу по развитию умений управлять дыханием, выбирать нужную интонацию, необходимый темп, пользоваться логическими паузами и ударениями.

Уроки литературного чтения начинали с выполнения упражнений по технике речи. Смысл и целесообразность таких упражнений состоит в том, чтобы провести своего рода произносительную гимнастику, подготовить речевой аппарат к работе, настроить детей на активную деятельность.

В качестве упражнений использовали хоровое и индивидуальное произнесение скороговорок. На материале скороговорок дети учатся четкости и правильности произношения. «Эти малые формы художественной речи, – писала М. А. Рыбникова, – показывающие высокое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз, дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики» [3, с. 97].

Каждая скороговорка произносится не менее чем с двумя разными намерениями (подтекстами). Мы взяли скороговорку: «Проворонила ворона вороненка». Ее можно произнести с такими намерениями:

1. Пожалеть вороненка: «Ах, как жалко, пропал вороненок из-за вороны».

2. Упрекнуть ворону: «Эх ты, растяпа, что ты наделала!»

3. Выразить недоумение: «Что вы говорите? Этого не может быть, чтобы ворона проворонила вороненка» [4].

Или возьмем такую скороговорку: «Из-под топота копыт пыль по полю летит».

Здесь возможны такие варианты произношения:

1. Любуемся тем, как красиво скачет конница: «Мне нравится, как мчится конница».

2. Выражаем недовольство: «Фу, как напылили».

Работа над скороговорками превращается в увлекательную, полезную, обучающую игру. Она не стоит особняком на данных уроках, а в какой-то мере подводит к теме. Загадки тоже следует читать с разными подтекстами, находить разные варианты произношения их.

Например, возможно несколько вариантов произношения загадки С. Я. Маршака:

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела

Дуб, дуб.

Поломала

Зуб, зуб.

1. Пожалеть, что сломалась пила.

2. Выразить удовлетворение («Хорошо, что поломалась пила: надоело слушать ее визг»).

3. Полюбоваться тем, как здорово, старательно работает пила («Аж зуб поломала») [4].

На выполнение упражнений по технике речи отводится 4-5 минут.

Основная часть наших занятий – работа над загадками. Проводится беседа с учащимися, цель которой состоит в том, чтобы дети вспомнили известные им загадки. Учащиеся задают загадки; могут сразу же давать отгадки. Можно сделать и так: один загадывает, остальные отгадывают. Учитель отмечает наиболее удачные ответы, пояснения, интересные загадки.

После этого проводится чтение и разбор загадок.

  • Прочитайте про себя загадку: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки на нее воют, а достать не могут». Отгадайте ее. Что это такое?
  • Это месяц.
  • С чем сравнивается месяц?
  • С краюшкой хлеба.
  • Почему он сравнивается с краюшкой хлеба?
  • Потому, что он походит на краюшку хлеба.
  • Что в этом сравнении есть необычного?
  • Краюшка хлеба на столе лежит, а месяц висит в небе.
  • Почему собаки лают?
  • Они видят месяц, думают, что это краюшка хлеба, и злятся, что не могут достать.
  • В загадке нарисована целая картина: мы видим звездное небо, среди звезд золотой месяц, слышим лай собак; можем представить деревню, темные избы со светящимися окошками, темнеющий вдали лес и т. д. Читая такие загадки, надо представлять в своем воображении нарисованные в них картины.

Будем читать вслух эту загадку. Но прежде чем читать вслух, найдите в ней наиболее важные по смыслу слова (логические ударения). При чтении их нужно выделять голосом. Подумайте, где нужно будет сделать паузы.

Текст загадки записывается на доске. Ученики находят логические ударения, паузы; делается логическая разметка текста, логические ударения подчеркиваются горизонтальной чертой, паузы обозначаются вертикальными черточками.

Над бабушкиной избушкой | Висит хлеба краюшка. || Собаки лают, | А достать не могут.

Прочитайте загадку с разными намерениями. Первый раз так, как будто вы, читая загадку, сами себя спрашиваете: «Что же это такое? Никак не могу догадаться». Второй раз – вы уже знаете отгадку: это месяц, и любуетесь картиной звездной ночи в деревне [4].

Учитель показывает, как читается загадка в том и в другом случае. Затем эту загадку читают учащиеся.

Приблизительно такая же работа была проведена и на второй день. Детям была предложена работа над следующей загадкой:

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Учитель обращает внимание детей на то, что особенность этой загадки заключается в передаче движения («летит», «крылья распластала», «солнышко застлала»). Можно поставить вопросы:

1. Чем эта загадка отличается от той, которую мы отгадывали вчера?

В первой загадке рисуется относительно неподвижная картина, во второй – картина в движении.

2. В чем сходство тучи с орлицей?

Само движение тучи напоминает полет птицы, по форме туча походит на птицу.

Внимание детей обращается и на величину тучи. Это большая туча. «Крылья распластала», «солнышко застлала». Учитель спрашивает учеников:

  • Какая картина представляется вам, когда вы слышите эту загадку?
  • Мы видим голубое небо, а по нему плывет туча. Края тучи похожи на крылья огромной птицы. Туча, как грозная птица, летит, закрывает солнце [4].

После беседы проводится чтение загадки. Предварительно делается логический разбор, обозначаются логические ударения и паузы. Определяется задача чтения: нарисовать картину движения тучи, ее грозный полет.

Особо выделяется группа загадок, в которых предметы описываются с помощью звукоподражания.

Загадки эти следует использовать для отработки выразительного чтения. На эту сторону обращала внимание М. А. Рыбникова. Она писала: «Нужно приучить ученика не только видеть картины, которые рисует поэт, но и слышать звучание стиха, его инструментовку, звукоподражание и звукозапись» [3, с. 98] – и отмечала, что при чтении загадок необходимо, чтобы в детской речи четко воспроизводилась их звуковая инструментовка: «Если загадка рисует картину с помощью звукозаписи или звукоподражания, то учитель подчеркивает своим произношением этот звуковой эффект и требует от детей такого же сознательного и четкого произнесения» [3, с. 101].

Научив детей воспроизводить звукозапись средствами устной речи, учитель будет развивать эти навыки дальше, в работе над художественными текстами, где встречаются специальные звуко-подборы, звукоподражания как элементы изображения картины, действия и т. д.

На третьем уроке выбрали именно такую загадку:

Кто на улице гуляет

От ворот недалеко?

Лапкой землю разрывает

И кудахчет: «Ко-ко-ко»?

Учитель выбирает хорошо читающего ученика и просит его прочитать загадку.

  • Ребята, вы уже догадались, кто это?
  • Курица.
  • Как вы это определили?
  • По последней строчке. Только курица издает такие звуки.
  • После беседы делается логический разбор, обозначаются логические ударения и паузы. Далее проводится выразительное чтение загадки.
  • На четвертом занятии проводится разбор загадки, которая представляет собой короткое стихотворение:
  • Маленький мальчишка
  • В сером армячишке
  • По дворам шныряет,
  • Крохи собирает.
  • По содержанию этого стихотворения учитель проводит беседу.
  • О какой птице идет речь?
  • О воробье, у него оперение серого цвета, он часто добывает пищу вблизи жилища людей.
  • С кем сравнивается воробей?
  • Воробей сравнивается с маленьким мальчишкой в сером армячишке.
  • Какие рифмующиеся слова вы заметили?
  • Мальчишка – в сером армячишке, шныряет – собирает, ночует – ворует.
  • Что такое «армячишко»?

Дети затрудняются, учитель показывает рисунок и объясняет значение слова: армяк – вид верхней одежды крестьян из толстого сукна.

Выясняется, как характеризует воробья такое сравнение, какая картина при этом рисуется в воображении. Затем эти загадки-стихотворения выразительно читаются.

На следующем уроке дети, разбирают и готовятся к выразительному чтению загадок, работая в парах. Каждой паре раздаются карточки с загадками, где они делают логические разметки текста, подчеркивают логические ударения, паузы обозначают вертикальными черточками. После разбора загадок, дети самостоятельно объясняют их и выразительно читают. Учитель отмечает наиболее удачное чтение.

Работа по формированию навыков выразительного чтения не является оконченной и требует дальнейшего продолжения. И учитель, безусловно, может применять загадку для отработки техники чтения и основных компонентов выразительного чтения.

Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников – очень важная часть работы учителя начальных классов, так как именно в начальной школе формируются первые умения, связанные с выразительным чтением.

Список литературы

  1. Грахова, С.И. Развитие словесного творчества младших школьников на основе фольклорных произведений / С.И. Грахова, О.А. Тихонова, З.Г. Шарафетдинова // European Social Science Journal. – 2018. – № 3. – С. 245-250.
  2. Грахова, С.И., Пономарева, Т.А. Детский фольклор как учебный материал для чтения и первичного анализа в начальных классах / С.И. Грахова, Т.А. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып.62. – Ч.III. – С. 60-64.
  3. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – М.: Просвещение, 1963. – 146 с.
  4. Формирование навыка чтения у младших школьников. Режим доступа URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-formirovanie-navika-chteniya-u-mladshih-shkolnikov-1260082.html

Поделиться

4951

Сайфутдинова А. И. Загадка как инструмент формирования выразительного чтения в младших классах // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 173-177. URL: https://apni.ru/article/403-zagadka-kak-instrument-formirovaniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля