Автор(-ы):
Сайфутдинова Алия Ильсуровна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье представлены приемы формирования навыков выразительного чтения с помощью загадок. В наше время возможности данного жанра для развития детей все более возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным «малым» произведением, ныне заняла почетное место в литературе. Так как форма загадок небольшая, ей присущи ритмика и образность, то данный жанр очень любим младшими школьниками, и вполне подходит для отработки навыков правильной, выразительной речи (чтения).
Текст статьи
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время не все обучающиеся владеют навыками выразительного чтения. Данная проблема является сложной методической задачей, для решения которой необходима систематическая и системная, целенаправленная работа, которую необходимо проводить в начальной школе [1, 2].
Из многообразных аспектов применения загадок для отработки выразительного чтения выбрали работу по развитию умений управлять дыханием, выбирать нужную интонацию, необходимый темп, пользоваться логическими паузами и ударениями.
Уроки литературного чтения начинали с выполнения упражнений по технике речи. Смысл и целесообразность таких упражнений состоит в том, чтобы провести своего рода произносительную гимнастику, подготовить речевой аппарат к работе, настроить детей на активную деятельность.
В качестве упражнений использовали хоровое и индивидуальное произнесение скороговорок. На материале скороговорок дети учатся четкости и правильности произношения. «Эти малые формы художественной речи, – писала М. А. Рыбникова, – показывающие высокое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз, дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики» [3, с. 97].
Каждая скороговорка произносится не менее чем с двумя разными намерениями (подтекстами). Мы взяли скороговорку: «Проворонила ворона вороненка». Ее можно произнести с такими намерениями:
1. Пожалеть вороненка: «Ах, как жалко, пропал вороненок из-за вороны».
2. Упрекнуть ворону: «Эх ты, растяпа, что ты наделала!»
3. Выразить недоумение: «Что вы говорите? Этого не может быть, чтобы ворона проворонила вороненка» [4].
Или возьмем такую скороговорку: «Из-под топота копыт пыль по полю летит».
Здесь возможны такие варианты произношения:
1. Любуемся тем, как красиво скачет конница: «Мне нравится, как мчится конница».
2. Выражаем недовольство: «Фу, как напылили».
Работа над скороговорками превращается в увлекательную, полезную, обучающую игру. Она не стоит особняком на данных уроках, а в какой-то мере подводит к теме. Загадки тоже следует читать с разными подтекстами, находить разные варианты произношения их.
Например, возможно несколько вариантов произношения загадки С. Я. Маршака:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела
Дуб, дуб.
Поломала
Зуб, зуб.
1. Пожалеть, что сломалась пила.
2. Выразить удовлетворение («Хорошо, что поломалась пила: надоело слушать ее визг»).
3. Полюбоваться тем, как здорово, старательно работает пила («Аж зуб поломала») [4].
На выполнение упражнений по технике речи отводится 4-5 минут.
Основная часть наших занятий – работа над загадками. Проводится беседа с учащимися, цель которой состоит в том, чтобы дети вспомнили известные им загадки. Учащиеся задают загадки; могут сразу же давать отгадки. Можно сделать и так: один загадывает, остальные отгадывают. Учитель отмечает наиболее удачные ответы, пояснения, интересные загадки.
После этого проводится чтение и разбор загадок.
Будем читать вслух эту загадку. Но прежде чем читать вслух, найдите в ней наиболее важные по смыслу слова (логические ударения). При чтении их нужно выделять голосом. Подумайте, где нужно будет сделать паузы.
Текст загадки записывается на доске. Ученики находят логические ударения, паузы; делается логическая разметка текста, логические ударения подчеркиваются горизонтальной чертой, паузы обозначаются вертикальными черточками.
Над бабушкиной избушкой | Висит хлеба краюшка. || Собаки лают, | А достать не могут.
Прочитайте загадку с разными намерениями. Первый раз так, как будто вы, читая загадку, сами себя спрашиваете: «Что же это такое? Никак не могу догадаться». Второй раз – вы уже знаете отгадку: это месяц, и любуетесь картиной звездной ночи в деревне [4].
Учитель показывает, как читается загадка в том и в другом случае. Затем эту загадку читают учащиеся.
Приблизительно такая же работа была проведена и на второй день. Детям была предложена работа над следующей загадкой:
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
Учитель обращает внимание детей на то, что особенность этой загадки заключается в передаче движения («летит», «крылья распластала», «солнышко застлала»). Можно поставить вопросы:
1. Чем эта загадка отличается от той, которую мы отгадывали вчера?
В первой загадке рисуется относительно неподвижная картина, во второй – картина в движении.
2. В чем сходство тучи с орлицей?
Само движение тучи напоминает полет птицы, по форме туча походит на птицу.
Внимание детей обращается и на величину тучи. Это большая туча. «Крылья распластала», «солнышко застлала». Учитель спрашивает учеников:
После беседы проводится чтение загадки. Предварительно делается логический разбор, обозначаются логические ударения и паузы. Определяется задача чтения: нарисовать картину движения тучи, ее грозный полет.
Особо выделяется группа загадок, в которых предметы описываются с помощью звукоподражания.
Загадки эти следует использовать для отработки выразительного чтения. На эту сторону обращала внимание М. А. Рыбникова. Она писала: «Нужно приучить ученика не только видеть картины, которые рисует поэт, но и слышать звучание стиха, его инструментовку, звукоподражание и звукозапись» [3, с. 98] – и отмечала, что при чтении загадок необходимо, чтобы в детской речи четко воспроизводилась их звуковая инструментовка: «Если загадка рисует картину с помощью звукозаписи или звукоподражания, то учитель подчеркивает своим произношением этот звуковой эффект и требует от детей такого же сознательного и четкого произнесения» [3, с. 101].
Научив детей воспроизводить звукозапись средствами устной речи, учитель будет развивать эти навыки дальше, в работе над художественными текстами, где встречаются специальные звуко-подборы, звукоподражания как элементы изображения картины, действия и т. д.
На третьем уроке выбрали именно такую загадку:
Кто на улице гуляет
От ворот недалеко?
Лапкой землю разрывает
И кудахчет: «Ко-ко-ко»?
Учитель выбирает хорошо читающего ученика и просит его прочитать загадку.
Дети затрудняются, учитель показывает рисунок и объясняет значение слова: армяк – вид верхней одежды крестьян из толстого сукна.
Выясняется, как характеризует воробья такое сравнение, какая картина при этом рисуется в воображении. Затем эти загадки-стихотворения выразительно читаются.
На следующем уроке дети, разбирают и готовятся к выразительному чтению загадок, работая в парах. Каждой паре раздаются карточки с загадками, где они делают логические разметки текста, подчеркивают логические ударения, паузы обозначают вертикальными черточками. После разбора загадок, дети самостоятельно объясняют их и выразительно читают. Учитель отмечает наиболее удачное чтение.
Работа по формированию навыков выразительного чтения не является оконченной и требует дальнейшего продолжения. И учитель, безусловно, может применять загадку для отработки техники чтения и основных компонентов выразительного чтения.
Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников – очень важная часть работы учителя начальных классов, так как именно в начальной школе формируются первые умения, связанные с выразительным чтением.
Список литературы
Поделиться
Сайфутдинова А. И. Загадка как инструмент формирования выразительного чтения в младших классах // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 173-177. URL: https://apni.ru/article/403-zagadka-kak-instrument-formirovaniya