Теория умственных действий и этапы их формирования у младших школьников

Данная статья посвящена понятию и этапам формирования «учебных действий», которые дают возможность учащемуся успешно самостоятельно формировать у себя новые знания, умения, так как учебные действия выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

Аннотация статьи
младшие школьники
учебные умственные действия
Ключевые слова

Младший школьник, являясь субъектом учебной деятельности, сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы синтеза, анализа, обобщения и классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения это формирование осуществляется эффективнее и быстрее посредством обобщенности и системности освоения знаний.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, переходом к принципиально новому образу жизни и условиям деятельности, новым положением в обществе, наличием новых взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Самое главное, что меняется в данный период времени – это новая система требований, предъявляемых к ребенку в соответствии с новыми обязанностями, которые важны не только для него самого, но и для его семьи, а также для общества в целом.

Исследования данного возрастного этапа демонстрируют в большинстве случаев желание маленьких школьников учиться, осваивать новую социальную роль и новые требования. Характерно и то, что учащиеся начальной школы характеризуются высоким уровнем социальной мотивации к учению. Зачастую это выражается в том, что они не всегда стремятся понять, с какой целью нужно выполнять то или иное задание, если оно дано учителем или в рамках урока, выполняя его как можно тщательнее [4, c. 19].

Ведущая деятельность в данном возрасте – учебная. Ее выполнение младшими школьниками определяет развитие у них главных психических новообразований и прежде всего основ теоретического сознания и мышления, нацеленных на раскрытие закономерностей развития предметов. Именно поэтому освоение новых знаний для учащихся начальной школы выступает основной целью и главным результатом деятельности [6, c. 31].

Новая социальная ситуация развития учащиеся начальной школы требует особой, новой ведущей деятельности, т. е. того вида деятельности, которая определяет развитие ключевых психологических новообразований на данном возрастном этапе. Ведущей деятельностью учащиеся начальной школы является учебная деятельность. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.  Д.Б. Эльконин определил учебную деятельность как деятельность, имеющую своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, которая должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [8, c. 74].

Сопоставляя между собой игровую деятельность, которая была ведущей в дошкольном возрасте, и учебную деятельность учащегося начальной школы, можно выделить основные различия между ними. Главные из них заключаются в обязательном характере учебной деятельности, ее произвольности и результативности. Учебная деятельность должна быть результативной, направленной на достижение определенной цели, которую необходимо осознать ребенку. В связи с этим в рамках учебной деятельности создаются условия для развития умения самостоятельно формулировать цель деятельности. Наряду с этим учебная деятельность отличается произвольностью, обеспечивающей произвольное управление своими эмоциональными состояниями, двигательной активностью, познавательными процессами, отношениями с другими людьми и др. Произвольный характер учебной деятельности возможен при произвольности всех психических процессов, что обеспечивает самостоятельное формулирование цели и ее успешное достижение. Произвольность психических процессов является одним из главных психологических новообразований младшего школьного возраста, формирующихся под влиянием учебной деятельности как ведущей деятельности на данном этапе онтогенеза и способствующих поэтапному формированию умственных действий младших школьников.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий была сформулирована П.Я. Гальпериным в 1959 году в его работе «Развитие исследований по формированию умственных действий» и стала одним из фундаментальных открытий в общей и в педагогической психологии. Суть теории поэтапного формирования заключается в том, что психическая деятельность – есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий. Эту деятельность можно описать с помощью набора условий, обеспечивающих правильное выполнение нового действия – схемой полной ориентировочной основы действия [7, c. 311].

П.Я. Гальперин считал, что действие складывается из 3 частей: ориентировочной, исполнительной и контрольной. Таким образом, схема раскрывает объективную структуру материала и действия, выделяя в материале ориентиры, а в действии – последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволяли обучаемому субъекту с первого и до последнего шага правильно выполнить всё действие. В самом начале такой схемы помещается цель действия. Именно её роль определяет и объясняет те его свойства, которыми этот продукт должен обладать и которые он должен приобрести в результате обработки исходного материала. Затем следуют указания на отдельные части этого продукта (в порядке их выполнения) и отдельные действия, с помощью которых они производятся. В материале выделяются ориентиры, и все действие выполняется замедленно и настолько развернуто, чтобы для обучающегося ясно выступили связи между отдельными действиями и теми изменениями материала, которые ими производятся [2, c. 17].

Гальперин П. Я. выделял шесть пунктов формирования умственных действий:

  • мотивационный этап;
  • этап составления схемы ориентировочной основы действия;
  • формирование действий в материальной или материализованной форме;
  • формирование действия в громкой речи;
  • формирование действия во внешней речи «про себя»;
  • формирование действия во внутренней речи [3, c. 54].

Учебная деятельность способствует формированию умственных действий и других важных новообразований младшего школьника в структуре психики. В процессе решения учебной задачи перед младшим школьником встает необходимость представить результаты своих действий, предусмотреть будущий конечный результат деятельности, запланировать последовательность действий, средства достижения цели. Это осуществляется в процессе мысленной разработки плана достижения желаемой цели деятельности с помощью способности к планированию своих действий в уме. На предыдущем возрастном этапе способность к планированию действий во внутреннем плане у детей практически отсутствовала, имелись только предпосылки к ее развитию в виде эгоцентрической речи, сопровождающей действия ребенка. Под влиянием учебной деятельности способность к внутреннему планированию очень интенсивно развивается [1, c. 11].

Учебная деятельность способствует развитию аналитических способностей младших школьников:

  • способности выделять главные, существенные свойства предметов и явлений, абстрагируясь при этом от второстепенных признаков;
  • способности выделять среди всех условий учебной задачи существенные условия, от которых зависит успешное решение не только данной учебной задачи, но и сходных с ней;
  • способности анализировать собственные действия. Планирование во внутреннем плане и аналитические способности лежат в основе еще одного важнейшего психологического новообразования младшего школьного возраста, формирующегося под влиянием учебной деятельности – рефлексии. Сущность рефлексии заключается в самоанализе, осмыслении человеком своих действий, при котором выясняются их основания. О наличии рефлексивных действий могут свидетельствовать умение ребенка дать развернутое объяснение им алгоритма решения учебной задачи, приведшее к необходимому результату; умение наглядного отображения, обобщения и типизации собственных умственных (скрытых) действий. При наличии рефлексии умственные действия ребенка носят осмысленный, а не случайный характер, он осознает и понимает, почему он сначала сделал одно действие и почему, затем необходимо было сделать другое [4, c. 22].

Для развития познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте свойственно то, что они, из непроизвольных действий, которые совершаются непреднамеренно в контексте практической или игровой деятельности, превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свой мотив, цель и способы выполнения.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения [5, c. 260].

Таким образом, к основным психологическим новообразованиям младшего школьного возраста, складывающимся под влиянием учебной деятельности, относятся: планирование в уме, умение анализировать и рефлексия. Под их влиянием перестраиваются и совершенствуются основные психические процессы ребенка (внимание, восприятие, память и мышление), возрастает их произвольность, осознанность и контролируемость. В этом заключается основное влияние учебной деятельности на интеллектуальное развитие младшего школьника.

Текст статьи
  1. Братчикова Ю.В. Успешность младшего школьника в учении [Текст]: (по материалам психол.-пед. исслед.) / Ю.В. Братчикова // Журнал практического психолога. 2008. № 2. C. 8-14.
  2. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин - М. : Изд. Московского университета, 1985. – 45 с.
  3. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Р.А. Дунилова // Управление начальной школой. – 2013. – №5.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
  5. Киселева Ю. В. Дидактические условия и этапы формирования учебной деятельности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 1. - С. 259-262.
  6. Козлова В. В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования, – Москва: Просвещение, 2014. - 79 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 720 с.;ил.
  8. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ. вузов. - М., 2011.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября