Постоянные изменения и периодические реформы в системе образования привели к перестановке ролей «обучающих» и «обучаемых». Под понятием «обучающих» стоит понимать воспитателей ДОУ, учителей, преподавателей профессионального образования средней и высшей ступеней, педагогов дополнительного образования и людей, занимающихся частной практикой – репетиторов. Термин «обучаемые» говорит сам за себя и подразумевает лиц, на которых направлена педагогическая деятельность, то есть воспитанники детских садов, ученики, студенты и т.д.
Роль педагога в учебно-воспитательном процессе изменилась, предусматривается более гуманное отношение к своим подопечным. В то время, как обучаемые стали менее уважительно относиться к педагогическому составу, что иногда объясняется копированием поведения и взглядов родителей относительно воспитания и обучения. Всё чаще обучаемые пытаются диктовать условия воспитания и обучения своими действиями, а обучающие стараются придерживаться программы и искать подход к своим воспитанникам, ученикам, студентам, чтобы продолжать придерживать главного принципа образования – гуманизации. К сожалению, это не всегда представляется возможным. Таким образом, недовольство со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса растет и является одной из основных проблем усвоения программы.
Стоит отметить, что учебно-воспитательный процесс является синонимом педагогического процесса и представляет собой целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания, по мнению Ю. К. Бабанского [1, с.126].
Также предполагается рассматривать педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие «обучающий-обучаемый». Однако в последнее время, все больше жалоб со стороны родителей и возмущений среди «обучаемых» о некомпетентности «обучающих», а в свою очередь, от педагогических работников критика мотивации, уровня знаний и воспитанности «обучаемых». Профессионализм сотрудников от воспитателей до преподавателей высшего образования обсуждается на форумах в интернете, в различных телепередачах на ТВ, на встречах в радиоэфирах и при повседневном общении. Изучая вопрос неудовлетворенности родителей и их детей своими «обучающими», к основным причинам относят отсутствие желания воспитуемых посещать данные учреждения (детские сады, школы, колледжи, дополнительное образование и т.д.), неуспеваемость, отсутствие результатов образовательной деятельности. Если детально исследовать данную проблему в конкретной социальной группе – группе детского сада, отдельно взятого класса, секции, то выясняется, что полное единство мнения среди «обучаемых» отсутствует, а их взгляды отличаются противоположностью. То есть присутствуют дети от очень довольных своим наставником, до крайне недовольных.
На самом деле в большинстве ситуаций неправильно говорить о неспособном ребенке или некомпетентном педагогическом работнике. Все дело в несовместимости участников учебно-воспитательного процесса, что приводит к проблемам с усвоением программы.
Вопрос совместимости «обучающего с обучаемым» как фактор, влияющий на успеваемость, является малоизученным и рассматривается в контексте индивидуализации обучения и ограничивается рамками школьного обучения. Во многих учениях предусматривается индивидуальный подход одного и того же учителя к разным ученикам, при этом не делается акцент на тот факт, что психологические особенности педагога и его «обучаемых» могут сильно отличаться и остаются неизменчивыми.
Так в статье Е. В. Логутовой «Личностная совместимость участников образовательного процесса как условие его эффективности» рассматривается как психолого-педагогическое взаимодействие, которое может регулироваться определенными действиями, а не как имеющиеся личностные характеристики участников процесса от рождения. Автором отмечается, что противоречия участников процесса можно разрешить с помощью планомерной работы с «обучаемыми». При этом речь идет о высоком уровне эмпатии к ученикам, и критики лишь от воспитанников, не представлены возможные ситуации недовольства своими «обучаемыми» и возможности их разрешения. Спорным представляется и исследование Е. В. Логутовой, которое дает общую оценку отношения участников педагогического процесса друг к другу, которое может характеризоваться как положительное или отрицательное по причинам, несвязанным с совместимостью. При этом не выявлялись обучающиеся, которые несовместимы по психологическим показателям с учителем [3, c.3-5].
Педагог является тем же человеком, со своим темпераментом, скоростью и интонацией речи, манерами поведения и общения, которые не всегда схожи с тем, которыми обладает «обучаемый». Так, например, активный, импульсивный, высокоэмоциональный воспитатель может показаться неинтересным, а иногда и пугающим для ребенка интроверта, который привык спокойно играть, не очень любит подвижные игры и участвовать в сценках на утренниках. В этом случае проводить коррекционную работу или пытаться перевоспитать его, чтоб он соответствовал остальным детям, которые вписываются в «активную» группу, нет необходимости, поскольку, во-первых, это со временем вызовет у ребенка нежелание посещать детский сад, а во-вторых, это путь к уничтожению индивидуальности ребенка.
Или тот случай, когда учитель одного класса постоянно организовывает для своих «обучаемых» внеклассные мероприятия научной направленности: круглые столы, конференции, вечера памяти, а другой – развлекательной: КВН, викторины, или творческие мероприятия: конкурсы рисунков, танцев, пения, то будет уместным, не проводить работу с юным ученым по его перевоплощению в актера школьного театрального кружка или пытаться его замотивировать петь и танцевать, если ему это не интересно, и он бы хотел посветить это время изучению какой-то литературы или моделированию.
Стиль преподавания педагогических работников, методы работы репетиторов влияют на усвоение учебной программы тем или иным «обучаемым». То, что может быть понятным одному ребенку у одного учителя, может вызвать затруднения у другого, но если им поменять «обучающего», то ситуация может измениться наоборот.
А. В. Афониной предложены такие критерии совместимости, которые должны совпадать и у «обучаемого» и у «обучающего». Среди них уровень самооценки, самостоятельности и самоконтроля, экспрессивность, темперамент, скорость реакции, эмоциональная устойчивость, экстравертность или интравертность, мотивация, общие взгляды и оценка окружающей действительности. Однако данные критерии раскритикованы из-за их большого разброса Ю. А. Балуевой в работе «Проблема совместимости субъектов учебной деятельности» [2, с.4].
Таким образом, для того, чтобы повысить уровень успеваемости конкретного ребенка, необходимо достичь совместимости участников учебно-воспитательного процесса «обучающего-обучающегося». Для этого можно учитывать особенности воспитателя при определении ребенка в группу и при возможности выбора, определить его к тому, который наиболее подходит. Выбрать можно и учителя начальных классов, который по типу схож с будущим первоклассником. Также стоит учитывать характер, психологические особенности, манеру общения при выборе наставника или репетитора в учреждениях дополнительного образования, досуговых организациях для получения наилучшего результата деятельности. Сложнее подобрать учителей старших классов, преподавателей СПО и ВО, которые будут совместимы с «обучаемым» в рамках учебно-воспитательного процесса, поэтому для лучшего усвоения программы стоит давать возможность выбора преподавателя или учителя старших классов, комплектуя группы или классы, исходя из желания «обучаемого».