Совместимость участников учебно-воспитательного процесса «обучающий-обучаемый» как условие усвоения программы

В статье рассматривается совместимость участников учебно-воспитательного процесса как одно из условий усвоения программы на разных ступенях обучения. Совместимость конкретного обучаемого в группах, классах на разных ступенях образования и его обучающего влияет на усвоение программы.

Аннотация статьи
совместимость
обучающий
обучаемый
СПО
ВО
успеваемость
учебно-воспитательный процесс
профессиональное образование
ДОУ
школа
Ключевые слова

Постоянные изменения и периодические реформы в системе образования привели к перестановке ролей «обучающих» и «обучаемых». Под понятием «обучающих» стоит понимать воспитателей ДОУ, учителей, преподавателей профессионального образования средней и высшей ступеней, педагогов дополнительного образования и людей, занимающихся частной практикой – репетиторов. Термин «обучаемые» говорит сам за себя и подразумевает лиц, на которых направлена педагогическая деятельность, то есть воспитанники детских садов, ученики, студенты и т.д.

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе изменилась, предусматривается более гуманное отношение к своим подопечным. В то время, как обучаемые стали менее уважительно относиться к педагогическому составу, что иногда объясняется копированием поведения и взглядов родителей относительно воспитания и обучения. Всё чаще обучаемые пытаются диктовать условия воспитания и обучения своими действиями, а обучающие стараются придерживаться программы и искать подход к своим воспитанникам, ученикам, студентам, чтобы продолжать придерживать главного принципа образования – гуманизации. К сожалению, это не всегда представляется возможным. Таким образом, недовольство со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса растет и является одной из основных проблем усвоения программы.

Стоит отметить, что учебно-воспитательный процесс является синонимом педагогического процесса и представляет собой целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания, по мнению Ю. К. Бабанского [1, с.126].

Также предполагается рассматривать педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие «обучающий-обучаемый». Однако в последнее время, все больше жалоб со стороны родителей и возмущений среди «обучаемых» о некомпетентности «обучающих», а в свою очередь, от педагогических работников критика мотивации, уровня знаний и воспитанности «обучаемых». Профессионализм сотрудников от воспитателей до преподавателей высшего образования обсуждается на форумах в интернете, в различных телепередачах на ТВ, на встречах в радиоэфирах и при повседневном общении. Изучая вопрос неудовлетворенности родителей и их детей своими «обучающими», к основным причинам относят отсутствие желания воспитуемых посещать данные учреждения (детские сады, школы, колледжи, дополнительное образование и т.д.), неуспеваемость, отсутствие результатов образовательной деятельности. Если детально исследовать данную проблему в конкретной социальной группе – группе детского сада, отдельно взятого класса, секции, то выясняется, что полное единство мнения среди «обучаемых» отсутствует, а их взгляды отличаются противоположностью. То есть присутствуют дети от очень довольных своим наставником, до крайне недовольных.

На самом деле в большинстве ситуаций неправильно говорить о неспособном ребенке или некомпетентном педагогическом работнике. Все дело в несовместимости участников учебно-воспитательного процесса, что приводит к проблемам с усвоением программы.

Вопрос совместимости «обучающего с обучаемым» как фактор, влияющий на успеваемость, является малоизученным и рассматривается в контексте индивидуализации обучения и ограничивается рамками школьного обучения. Во многих учениях предусматривается индивидуальный подход одного и того же учителя к разным ученикам, при этом не делается акцент на тот факт, что психологические особенности педагога и его «обучаемых» могут сильно отличаться и остаются неизменчивыми.

Так в статье Е. В. Логутовой «Личностная совместимость участников образовательного процесса как условие его эффективности» рассматривается как психолого-педагогическое взаимодействие, которое может регулироваться определенными действиями, а не как имеющиеся личностные характеристики участников процесса от рождения. Автором отмечается, что противоречия участников процесса можно разрешить с помощью планомерной работы с «обучаемыми». При этом речь идет о высоком уровне эмпатии к ученикам, и критики лишь от воспитанников, не представлены возможные ситуации недовольства своими «обучаемыми» и возможности их разрешения. Спорным представляется и исследование Е. В. Логутовой, которое дает общую оценку отношения участников педагогического процесса друг к другу, которое может характеризоваться как положительное или отрицательное по причинам, несвязанным с совместимостью. При этом не выявлялись обучающиеся, которые несовместимы по психологическим показателям с учителем [3, c.3-5].

Педагог является тем же человеком, со своим темпераментом, скоростью и интонацией речи, манерами поведения и общения, которые не всегда схожи с тем, которыми обладает «обучаемый». Так, например, активный, импульсивный, высокоэмоциональный воспитатель может показаться неинтересным, а иногда и пугающим для ребенка интроверта, который привык спокойно играть, не очень любит подвижные игры и участвовать в сценках на утренниках. В этом случае проводить коррекционную работу или пытаться перевоспитать его, чтоб он соответствовал остальным детям, которые вписываются в «активную» группу, нет необходимости, поскольку, во-первых, это со временем вызовет у ребенка нежелание посещать детский сад, а во-вторых, это путь к уничтожению индивидуальности ребенка.

Или тот случай, когда учитель одного класса постоянно организовывает для своих «обучаемых» внеклассные мероприятия научной направленности: круглые столы, конференции, вечера памяти, а другой – развлекательной: КВН, викторины, или творческие мероприятия: конкурсы рисунков, танцев, пения, то будет уместным, не проводить работу с юным ученым по его перевоплощению в актера школьного театрального кружка или пытаться его замотивировать петь и танцевать, если ему это не интересно, и он бы хотел посветить это время изучению какой-то литературы или моделированию.

Стиль преподавания педагогических работников, методы работы репетиторов влияют на усвоение учебной программы тем или иным «обучаемым». То, что может быть понятным одному ребенку у одного учителя, может вызвать затруднения у другого, но если им поменять «обучающего», то ситуация может измениться наоборот.

А. В. Афониной предложены такие критерии совместимости, которые должны совпадать и у «обучаемого» и у «обучающего». Среди них уровень самооценки, самостоятельности и самоконтроля, экспрессивность, темперамент, скорость реакции, эмоциональная устойчивость, экстравертность или интравертность, мотивация, общие взгляды и оценка окружающей действительности. Однако данные критерии раскритикованы из-за их большого разброса Ю. А. Балуевой в работе «Проблема совместимости субъектов учебной деятельности» [2, с.4].

Таким образом, для того, чтобы повысить уровень успеваемости конкретного ребенка, необходимо достичь совместимости участников учебно-воспитательного процесса «обучающего-обучающегося». Для этого можно учитывать особенности воспитателя при определении ребенка в группу и при возможности выбора, определить его к тому, который наиболее подходит. Выбрать можно и учителя начальных классов, который по типу схож с будущим первоклассником. Также стоит учитывать характер, психологические особенности, манеру общения при выборе наставника или репетитора в учреждениях дополнительного образования, досуговых организациях для получения наилучшего результата деятельности. Сложнее подобрать учителей старших классов, преподавателей СПО и ВО, которые будут совместимы с «обучаемым» в рамках учебно-воспитательного процесса, поэтому для лучшего усвоения программы стоит давать возможность выбора преподавателя или учителя старших классов, комплектуя группы или классы, исходя из желания «обучаемого».

Текст статьи
  1. Бабанский Ю. К. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1988. – 479 с.
  2. Балуева Ю. А. Проблема совместимости субъектов учебной деятельности // Научные исследования в образовании. – 2007. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sovmestimosti-subektov-uchebnoy-deyatel nosti.
  3. Логутова Е. В. Личностная совместимость участников образовательного процесса как условие его эффективности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. – №5. – С.3-9.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября