Главная
АИ #17 (96)
Статьи журнала АИ #17 (96)
Реализация метапредметных связей на уроках литературного чтения в начальной школ...

Реализация метапредметных связей на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор(-ы):

Деребенец Алёна Евгеньевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

метапредметность
начальная школа
литературное чтение
метапредметных подход
младший школьник

Аннотация статьи

На сегодняшний день, определение «метапредмет», «метапредметность» обладает высокой популярностью. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Метапредметные технологии позволяют эффективно решать задачу обновления образования и выводить его на передовые позиции наук. В данной статье рассматривается роль метапредметного подхода и его реализации на уроках литератрного чтения в начальной школе.

Текст статьи

В современных условиях развития общества, в том мире, для которого характерна быстрая смена и преобразование информации особенно важным, в развитии и воспитании, является обучения ребенка, способного к саморазвитию и самообучению. Во многих современных исследованиях подчеркивается такой момент: «плоха та школа, которая учит чужим мыслям». Действительно, на наш взгляд, такое высказывание не является бессмысленным, ведь в условиях, когда правила, законы преобразовываются каждый день, способность мыслить самостоятельно является востребованным качеством. Задача развития самостоятельности детей решаема и осуществима даже на ранних этапах обучения. В нашем исследовании рассмотрим ее решение посредством реализации метапредметных связей и технологий.

На сегодняшний день, на основе образовательных стандартов, образовательные учреждения должны ориентировать учебный процесс именно на развитие метапредметных способностей обучающихся. Исходя из анализа научных работ, можно подчеркнуть, что в практике обучения в начальной школе все чаще педагог осуществляет свою деятельность посредством метапредметных технологий, которые включены в предметное преподавание и преобразуют деятельность педагога и обучающихся в целом [3].

Говоря о необходимости реализации метапредметных связей в образовательном процессе, отметим, что технологии позволяют формировать у обучающихся несколько другой тип сознания, при котором ребенок развивается не только в определенной области, а всесторонне. Полноценная реализация метапредметных связей возможно при использовании данных технологий и выведения педагога и обучающихся к надпредметному основанию, которой является сама деятельность всех участников образовательного процесса. В «метапредмете» ребенок больше ориентирован на познание нескольких типов содержания – содержание предметной области и самой деятельности. А параллельное включение ребенка в различные типы деятельности предоставляет возможности для создания условий, стимулирующих личностный рост [4].

В условиях современности, человек должен быть способным свободно ориентироваться и действовать в нестандартных жизненных ситуациях, конструктивно строить диалог, решать проблемы. Только в этом случае, ему гарантирован успех. Современная система образования выдвигает требования, связанные с изменениями ориентации образовательного процесса, с традиционного накопления знаний к освоению различных способов мышления. Именно поэтому, перед педагогом возникает задача, связанная с изменением подходов, методов и средств обучения. Учебный процесс, сегодня, должен основываться на деятельностном подходе, основная цель которого – развитие активности обучающихся при освоении учебного предмета. Отсюда и вытекает главная задача педагога – создание необходимых условий, способствующих развитию детской активности и действия [1].

Деятельностный подход, который является одним из ведущих методологической основы образовательного стандарта, позволяет развить у обучающихся те качества личности, которые будут соответствовать требованиям современного общества, а также формировать тебе навыки и умения, которые будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Реализация метапрдметного подхода в образовании, позволяет формировать универсальные учебные действия, а именно, способность к самостоятельному обучению, самосовершенствованию и саморазвитию. Основная роль метапрдметного подхода, и в частности условий и технологий, заключается в необходимости решения проблемы расколотости и оторванности друг от друга различных научных дисциплин, в нашем случае, учебных предметов.

Рассматривая преподавание литературного чтения и использование метапрдметных связей и технологий, выделим, что данная работа напрямую связана с общим развитием мировоззрения обучающихся. Современные условия таковы, что ценностный кризис, присущий современному обществу, довольно сложен для ребенка, у которого возникают трудности в процессе выбора правильного решения, определения собственных ценностей. В начальной школе в этом могут помочь уроки литературного чтения.

Уроки литературного чтения и подача учебного материала предполагает различную структуру. При использовании метапредметных связей, урок литературного чтения для младших школьников следует начинать с прочтения произведения, при этом, не оглашая автора, название произведения и его краткое содержание. В ходе слушания дети должны сами определить, о чем оно, в каком жанре написано. После прочтения, предполагается беседа, в ходе которой педагог предлагает детям закрасить различные предметы, соответствующие наводящим вопросам. Далее педагог знакомит обучающихся с автором, содержанием произведения. Следующим шагом, целесообразным будет работа детей непосредственно с самим текстом и повторное прослушивание отдельные частей произведения. Реализация метапредметных связей на уроках литературного чтения целесообразна при обучении детей грамоте, правописанию [2]. Использование данной технологии способствует развитию читательских умений, обогащению словаря, общему развитию компетенций.

Учебный предмет «Литературное чтение» способствует формированию следующих метапредметных результатов:

  • формирования смыслообразования через прослеживание «судьбы главного героя», собственных ценностей и идеалов, ориентации в системе личностных смыслов;
  • способствует самоопределению, самосовершенствованию путем индивидуального сравнения своего Я и образа главных героев произведения;
  • развитию эстетических ценностей путем подражания героям произведения;
  • формированию эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с главными героями произведения;
  • формирование умения планировать, делать выводы, принимать правильные решения в сложных ситуациях;
  • развитие способностей выстраивать логическую цепочку при принятии решений.

При реализации метапредметного подхода на уроках литературного чтения педагогу необходимо придерживаться педагогическому сценированию, и попытаться отказаться от планирования. Основное отличие сценирования и планирования заключается в возможности свободы действия, а именно, сценирование предполагает варьирование действиями, а урок, построенный строго по плану – нет. В случае сценирования, педагогу открываются огромные возможности к импровизации, использованию нетривиальных методических приемов. В случае планирования урока, реализация и успех метапредметного приема сводится к минимуму, так как разрабатывается план действий, предполагающий некоторый результат. Такую схему, которая предполагает заранее подготовленный алгоритм действий, современные исследователи называют «мертвой схемой», за осуществление которой педагог готов пожертвовать мышлением детей [1].

В заключении хотелось бы отметить, что использование метапрдметного подхода и реализация его связей позволяет вывести качество образования на новый уровень. Условия реализации данного подхода является предоставление обучающимся, в первую очередь, реальной возможности взаимодействия с объектов, и только потом работа со знаниями. Метапредметные связи способствуют развитию индивидуальности личности, которая открывает нечто новое у каждого человека. В образовании, метапредметный подход позволяет обогатить содержание образовательного процесса и расширить его возможности. Внедрение метапредметного подхода в образовательный процесс, его контроль и грамотное сопровождение, обеспечит более качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблем в дальнейшей, уже взрослой жизни.

Список литературы

  1. Богданова Л. Я. Особенности реализации метапредметных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. №13.
  2. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Вишнякова Е.Е. // Библиотека в школе. – 2004. – № 17. – С.14-18.
  3. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009.
  4. Кокоулина, С. В. Стратегии смыслового чтения в начальной школе для достижения метапредметных результатов обучения / С. В. Кокоулина. – Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. – С. 48-51.

Поделиться

1393

Деребенец А. Е. Реализация метапредметных связей на уроках литературного чтения в начальной школе // Актуальные исследования. 2022. №17 (96). С. 38-40. URL: https://apni.ru/article/4036-realizatsiya-metapredmetnikh-svyazej-na-uroka

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля