Реализация метапредметных связей на уроках литературного чтения в начальной школе

На сегодняшний день, определение «метапредмет», «метапредметность» обладает высокой популярностью. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Метапредметные технологии позволяют эффективно решать задачу обновления образования и выводить его на передовые позиции наук. В данной статье рассматривается роль метапредметного подхода и его реализации на уроках литератрного чтения в начальной школе.

Аннотация статьи
начальная школа
метапредметность
метапредметных подход
литературное чтение
младший школьник
Ключевые слова

В современных условиях развития общества, в том мире, для которого характерна быстрая смена и преобразование информации особенно важным, в развитии и воспитании, является обучения ребенка, способного к саморазвитию и самообучению. Во многих современных исследованиях подчеркивается такой момент: «плоха та школа, которая учит чужим мыслям». Действительно, на наш взгляд, такое высказывание не является бессмысленным, ведь в условиях, когда правила, законы преобразовываются каждый день, способность мыслить самостоятельно является востребованным качеством. Задача развития самостоятельности детей решаема и осуществима даже на ранних этапах обучения. В нашем исследовании рассмотрим ее решение посредством реализации метапредметных связей и технологий.

На сегодняшний день, на основе образовательных стандартов, образовательные учреждения должны ориентировать учебный процесс именно на развитие метапредметных способностей обучающихся. Исходя из анализа научных работ, можно подчеркнуть, что в практике обучения в начальной школе все чаще педагог осуществляет свою деятельность посредством метапредметных технологий, которые включены в предметное преподавание и преобразуют деятельность педагога и обучающихся в целом [3].

Говоря о необходимости реализации метапредметных связей в образовательном процессе, отметим, что технологии позволяют формировать у обучающихся несколько другой тип сознания, при котором ребенок развивается не только в определенной области, а всесторонне. Полноценная реализация метапредметных связей возможно при использовании данных технологий и выведения педагога и обучающихся к надпредметному основанию, которой является сама деятельность всех участников образовательного процесса. В «метапредмете» ребенок больше ориентирован на познание нескольких типов содержания – содержание предметной области и самой деятельности. А параллельное включение ребенка в различные типы деятельности предоставляет возможности для создания условий, стимулирующих личностный рост [4].

В условиях современности, человек должен быть способным свободно ориентироваться и действовать в нестандартных жизненных ситуациях, конструктивно строить диалог, решать проблемы. Только в этом случае, ему гарантирован успех. Современная система образования выдвигает требования, связанные с изменениями ориентации образовательного процесса, с традиционного накопления знаний к освоению различных способов мышления. Именно поэтому, перед педагогом возникает задача, связанная с изменением подходов, методов и средств обучения. Учебный процесс, сегодня, должен основываться на деятельностном подходе, основная цель которого – развитие активности обучающихся при освоении учебного предмета. Отсюда и вытекает главная задача педагога – создание необходимых условий, способствующих развитию детской активности и действия [1].

Деятельностный подход, который является одним из ведущих методологической основы образовательного стандарта, позволяет развить у обучающихся те качества личности, которые будут соответствовать требованиям современного общества, а также формировать тебе навыки и умения, которые будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Реализация метапрдметного подхода в образовании, позволяет формировать универсальные учебные действия, а именно, способность к самостоятельному обучению, самосовершенствованию и саморазвитию. Основная роль метапрдметного подхода, и в частности условий и технологий, заключается в необходимости решения проблемы расколотости и оторванности друг от друга различных научных дисциплин, в нашем случае, учебных предметов.

Рассматривая преподавание литературного чтения и использование метапрдметных связей и технологий, выделим, что данная работа напрямую связана с общим развитием мировоззрения обучающихся. Современные условия таковы, что ценностный кризис, присущий современному обществу, довольно сложен для ребенка, у которого возникают трудности в процессе выбора правильного решения, определения собственных ценностей. В начальной школе в этом могут помочь уроки литературного чтения.

Уроки литературного чтения и подача учебного материала предполагает различную структуру. При использовании метапредметных связей, урок литературного чтения для младших школьников следует начинать с прочтения произведения, при этом, не оглашая автора, название произведения и его краткое содержание. В ходе слушания дети должны сами определить, о чем оно, в каком жанре написано. После прочтения, предполагается беседа, в ходе которой педагог предлагает детям закрасить различные предметы, соответствующие наводящим вопросам. Далее педагог знакомит обучающихся с автором, содержанием произведения. Следующим шагом, целесообразным будет работа детей непосредственно с самим текстом и повторное прослушивание отдельные частей произведения. Реализация метапредметных связей на уроках литературного чтения целесообразна при обучении детей грамоте, правописанию [2]. Использование данной технологии способствует развитию читательских умений, обогащению словаря, общему развитию компетенций.

Учебный предмет «Литературное чтение» способствует формированию следующих метапредметных результатов:

  • формирования смыслообразования через прослеживание «судьбы главного героя», собственных ценностей и идеалов, ориентации в системе личностных смыслов;
  • способствует самоопределению, самосовершенствованию путем индивидуального сравнения своего Я и образа главных героев произведения;
  • развитию эстетических ценностей путем подражания героям произведения;
  • формированию эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с главными героями произведения;
  • формирование умения планировать, делать выводы, принимать правильные решения в сложных ситуациях;
  • развитие способностей выстраивать логическую цепочку при принятии решений.

При реализации метапредметного подхода на уроках литературного чтения педагогу необходимо придерживаться педагогическому сценированию, и попытаться отказаться от планирования. Основное отличие сценирования и планирования заключается в возможности свободы действия, а именно, сценирование предполагает варьирование действиями, а урок, построенный строго по плану – нет. В случае сценирования, педагогу открываются огромные возможности к импровизации, использованию нетривиальных методических приемов. В случае планирования урока, реализация и успех метапредметного приема сводится к минимуму, так как разрабатывается план действий, предполагающий некоторый результат. Такую схему, которая предполагает заранее подготовленный алгоритм действий, современные исследователи называют «мертвой схемой», за осуществление которой педагог готов пожертвовать мышлением детей [1].

В заключении хотелось бы отметить, что использование метапрдметного подхода и реализация его связей позволяет вывести качество образования на новый уровень. Условия реализации данного подхода является предоставление обучающимся, в первую очередь, реальной возможности взаимодействия с объектов, и только потом работа со знаниями. Метапредметные связи способствуют развитию индивидуальности личности, которая открывает нечто новое у каждого человека. В образовании, метапредметный подход позволяет обогатить содержание образовательного процесса и расширить его возможности. Внедрение метапредметного подхода в образовательный процесс, его контроль и грамотное сопровождение, обеспечит более качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблем в дальнейшей, уже взрослой жизни.

Текст статьи
  1. Богданова Л. Я. Особенности реализации метапредметных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. №13.
  2. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Вишнякова Е.Е. // Библиотека в школе. – 2004. – № 17. – С.14-18.
  3. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009.
  4. Кокоулина, С. В. Стратегии смыслового чтения в начальной школе для достижения метапредметных результатов обучения / С. В. Кокоулина. – Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. – С. 48-51.
Список литературы