Главная
АИ #17 (96)
Статьи журнала АИ #17 (96)
Смысловое чтение как фактор достижения метапредметных результатов на уроках лите...

Смысловое чтение как фактор достижения метапредметных результатов на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор(-ы):

Деребенец Алёна Евгеньевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

смысловое чтение
культура
метапредметные результаты
начальная школа
младший школьник
литературное чтение

Аннотация статьи

Перед современной педагогикой стоит очень важная задача – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно влиться в современное информационное общество. Человек, живущий в информационном обществе, должен обладать определенным уровнем информационной культуры и умением целенаправленно работать с информацией. В свою очередь, современные школьники имеют слабую способность к осмыслению текстов различного содержания и формата, их рефлексии. В данной статье рассматривается роль смыслового чтения, как фактора достижения метапредметных результатов в начальной школе.

Текст статьи

Образовательные стандарты нового поколения ставят перед образовательными учреждениями такую задачу, выполнение которой требует общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Решение такой задачи позволяет в некоторой степени достичь главной цели – способности учиться. Современная реальность такова, что все изменения, новшества и нововведения для нее является нормой. Знания, получаемые в школе, в связи со стремительными изменениями в жизни общества, с годами устаревают. Возникает острая необходимость в их корректировке, а сами результаты обучения, должны быть представлены не в виде конкретных знаний, а в виде умений и способностей учиться, что на сегодняшний день является более востребованным. Одним из способов решения этой задачи является, на наш взгляд, формирование универсальных учебных действий, что позволяет обеспечить и предоставить возможность обучающимся для саморазвития и самосовершенствования.

Сегодня, жизнь протекает в огромном информационном потоке. С информацией мы сталкиваемся каждый день, и представляется она в самом разнообразном виде, при этом, ее качество не всегда отвечает потребностям общества в целом, а в частности каждой отдельно взятой личности. Отсюда возникает тенденция необдуманного полностью, либо бездумного восприятия информации, попадающей в поле зрения любого человека. В таких условиях возникает необходимость в воспитании и обучении духовно развитых личностей, способных свободно ориентироваться и приспосабливаться к современным реалиям. Для достижения данной цели необходимо: развитие способностей у подрастающего поколения полноценно воспринимать, извлекать и осмысливать получаемую информацию; формирование умений осознанно принимать решения, делать выводы, подводить итоги в той или иной ситуации. В связи с этим актуальным становится вопрос формирования навыков смыслового чтения.

В современном мире возрастает дефицит знаний и конструктивных идей, что во многом связано со снижением интереса к чтению у подрастающего поколения. Ситуация складывается таким образом, что наблюдается системный кризис читательской культуры, связанный с пренебрежением читательской деятельностью. Осознавая всю остроту проблемы, был разработан «Национальный проект поддержания и развития чтения», основная задача которого заключается в продвижении идеи популяризации чтения и необходимости развития читательской компетентности в соответствии с потребностями общества [1].

Умение читать, не должно сводиться к элементарному овладению техникой чтения. Образовательные стандарты, сегодня, заставляет по-новому взглянуть на само определение и значение читательского процесса. Сегодня, литературное чтение можно рассматривать как одно из качеств личности человека, развитие которого должно происходить на протяжении всей жизни [4].

Основной, общей чертой всего образовательного процесса является непосредственная работа с текстом, что позволяет достичь наиболее оптимального результата в результате всего процесса обучения. Как было отмечено выше, проблема чтения является наиболее актуальной в свете модернизации образовательного процесса. Обучение в начальной школе должно сводиться не только к изучению алфавиту и навыков читательской деятельности, но и к пониманию текста и осознанию прочитанного.

Учебный предмет литературное чтение, его изучение в начальной школе, является благоприятной основой для формирования навыков смыслового чтения, так как согласно стандартам нового поколения, основные приоритеты определены в развитие универсальных учебных действиях ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Сам процесс литературного чтения предполагает осмысленную, духовную ценность, которая формируется в результате освоения литературы [2].

Литературное чтение на этапе начального обучения в школе позволяет сформировать грамотность обучающихся, навыки и умения работать с текстом, что вызывает интерес к художественно литературе, способствует общему развитию и воспитанию обучающихся. Существует множество способов развития смыслового чтения как фактора достижения метапредметных результатов младших школьников. На основе анализа исследований, выделим наиболее действенные, на наш взгляд, методы и приемы работы с текстом [3].

  1. Планирование учебной деятельности. На данном этапе обучающиеся делают предположения о деятельности, которая их ждет на конкретном уроке. В качестве стимулирования и мотивирования к активной работе учитель может использовать прием «Корзина идей». Суть данного приема заключается в выдвижении предположений о целях и задачах учебного занятия. Этот прием позволяет обучающимся делать некоторые предположения, составлять гипотезы, планировать свою деятельность, что является очень важным моментом при развитии у детей исследовательской деятельности.
  2. Чтение и работа с текстом. Педагог в рамках данного этапа может использовать прием «Ромашка», которые состоит из 6 лепестков, наводящих вопросов. Простые вопросы предполагают вспоминание и проговаривание определенных фактов, общих впечатлений от прочитанного, воспроизведении наиболее запомнившихся моментов. Уточняющие вопросы обычно используются в качестве рефлексивного материала, для повтора своего ответа, понимания и осознания его сути. Объясняющие вопросы необходимы для установления причинно-следственных связей, что позволяет ребенку более глубже проникнуться в смысл прочитанного текста. Также используются творческие, оценочные и практические вопросы, которые позволяют развить творческие способности обучающихся, навыки сравнения и анализа, сопоставления художественных ситуаций с собственной жизнью.
  3. Работа после текста. На данном этапе педагог может использовать различные приемы, для проверки усвоения и понимания насколько текст, либо полный рассказ был понятен детям. Довольно часто педагоги используют приемы тезирования для того, чтобы предоставить ребенку возможность сделать определенные выводы, основные положения. Этот прием позволяет обучающимся научиться работать с текстом, вычленять главное из него. Прием реферативного пересказа направлен на понимание самого текста и его краткое изложение.

Все перечисленные выше этапы позволяют развить смысловое чтение у младших школьников и достичь необходимых метапредметных результатов. Многие исследователи отмечают, что одной из основных задач процесса обучения в начальной школе, является обучение детей выделять и отмечать для себя необходимую информацию в тексте. Также было установлено, что качество обучения, успеваемость школьников во многом зависит от уровня сформированности читательской компетентности [4].

Подводя итоги, отметим, что смысловое чтение является одним из главных факторов достижения метапредметных результатов обучения. Для достижения всех планируемых результатов необходимо уделять особое внимание формированию навыков смыслового чтения, так как именно этот навык является метапредметным результатом обучения.

Список литературы

  1. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. … д-ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. – Москва, 2012. – 299 с.
  2. Коновалова, Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информции / Е.Ю. Коновалова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. – №3. – С. 67-71.
  3. Шейкина, С.А. В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. [Текст] / Шейкина С.А. – М. Планета, 2016.
  4. Современные педагогические технологии и достижение метапредметных результатов // Сборник материалов областных педагогических чтений (Белгород, 19 мая 2016 г.) / Под общ. ред. Е.В. Посохиной, Н.В. Немыкиной, Е.В. Прокопенко. – Белгород : БелИРО, 2018. – 458 с.

Поделиться

1236

Деребенец А. Е. Смысловое чтение как фактор достижения метапредметных результатов на уроках литературного чтения в начальной школе // Актуальные исследования. 2022. №17 (96). С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/4037-smislovoe-chtenie-kak-faktor-dostizheniya-met

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля