Работа над пересказом и изложением с использованием приёмов развития творческого воображения

Работа над пересказом и изложением с использованием приёмов развития творческого воображения

В статье автор рассказывает о низком уровне развития связной речи, что ведет к снижению овладения системой русского языка. Говорит о преобладании у школьников ведущего анализатора – зрительного. Благодаря этому ведущему анализатору структуру урока можно выстраивать, используя многообразные специальные коррекционно-логопедические приёмы визуального подкрепления речевых операций. Автор предлагает при написании изложений и сочинений вводить в классическую методику элементы методики развития творческого воображения, так как первичное чтение текста с одновременным графическим изображением вербальных единиц облегчает процесс пересказа и написания изложения.

Аннотация статьи
связная речь
русский язык
литература
специальные логопедические приемы
изложение
сочинение
развитие творческого воображения
Ключевые слова

Хорошо развитая речь – средство успешного обучения в школе. Однако, анализ речевых умений первоклассников общеобразовательных школ показывает низкий уровень развития у них связной речи. Очень часто речевые навыки детей, накопленные ими в дошкольный период, оказываются недостаточными для овладения системой русского языка. У многих обучающихся диагностируется низкий уровень сформированности словаря, навыков языкового анализа и синтеза, упрощение речевых конструкций. Такие дети чаще нуждаются и в коррекционно-логопедической помощи.

Известно, что более восьмидесяти процентов всей информации человек получает с помощью органов зрения, поэтому эту закономерность необходимо использовать при формировании связной речи. С другой стороны, при исследовании модальности анализаторов выявляется преобладающее число младших школьников с ведущим зрительным анализатором. Это, в свою очередь, также вызывает необходимость дополнительной опоры на зрительные сигналы при обучении конструированию речевого высказывания.

В коррекционно-логопедической практике работа по развитию речи ведется с использованием многообразных специальных приёмов визуального подкрепления речевых операций. В начальных классах при обучении детей связной речи целесообразно интегрировать в общеобразовательные методики специальные приёмы, позволяющие повысить эффективность этой работы. Так при обучении детей написанию изложений и сочинений рекомендуем вводить в классическую методику, помимо специальных приемов, элементы методики развития творческого воображения (РТВ).

Наибольшую трудность в пересказе и изложении для младших школьников представляет то, что в этой работе сталкиваются две противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Обучение пересказу перенасыщено вербальными методами, которые не обеспечивают достаточной связи речевых функций с предметно-практической деятельностью и зрительно-образным восприятием. Первичное чтение текста с одновременным графическим изображением вербальных единиц облегчает процесс пересказа и написания изложения. Поскольку для детей важно связать представление со словом, рекомендуем использовать «рисование текста». Рисунок учителя, самостоятельный рисунок, натуральные предметы, модели оказывают большую помощь в активизации знаний и представлений детей, облегчают понимание и запоминание текста.

На первом этапе учитель на доске «зарисовывает» текст. Главная задача этого этапа – добиться, чтобы обучающиеся написали изложение близко к тексту, сохранили последовательность и стиль автора. Например, работа над изложением с элементами рассуждения по всем известному рассказу Ю.Дмитриева «Вот чудеса-то!» включает в себя графическую кодировку речевого материала. На доске как бы создаётся зрительная матрица, позволяющая ребёнку восстановить содержание текста. В первом прямоугольнике учитель рисует солнце, гнездо, молоток (предложение «В весеннее и летнее время птицы трудятся»). В следующем прямоугольнике педагог «рисует» второе предложение, например, птиц в виде галочек и ели. Между прямоугольниками с опорными сигналами зашифрованных предложений записывается ключевая фраза «И только…» (предложение «И только клесты спокойно перелетают с ели на ель…»). Опираясь на зрительные образы, вербализируется первая часть текста. Основная часть содержит рассуждение. На доске можно условно изобразить птиц, зиму («Клесты выводят своих птенцов зимой»), двор (песочница, дерево), стужу (ветер, снежинки), гнездо, перечеркнутое пальто, птенцов («На дворе стужа, а в гнезде голенькие птенчики»). Важную фразу «Но почему же так?» нужно записать на доске, как обязательную для передачи основного смысла текста. Далее записывается слово «Ведь…», после которого продолжается «рисование текста»: гнездо, вилка («Ведь малышей надо хорошо кормить»), шишки, ель («Пища клестов – еловые шишки»), елки, зима («Они созревают на ёлках в конце года, зимой»), птенцы, яйцо, листья и снежинки («Поэтому и птенцы у этих птиц выводятся осенью и зимой»). Финальное слово «Поэтому…» должно быть тоже записано на доске.

Дети или учитель в период совместного рассуждения могут показывать указкой рисунки-сигналы, восстанавливая содержание текста. Данный вид работы предусматривает активное использование интерактивной доски, дающей возможность все необходимые операции осуществлять многократно, создавая и корректируя визуальные сигналы новыми, интересными для детей способами. Такая графическая работа с текстом позволяет тренировать удержание зрительного образа в памяти и помогает детям переводить зрительные образы в устную и письменную речь. Заранее пишется на доске словарь трудных слов, позже более сильные дети выделяют из текста и разбирают трудные слова сами, предлагают учителю записать их. Совместно со словарной работой проводится и орфографическая подготовка к письму. В зависимости от возраста обучающихся и их подготовленности к написанию изложения этот приём можно усложнить:

– передвинуть или сдвинуть рисунки;

– деформировать рисунки («рваные части»);

– убрать некоторые рисунки;

– деформировать словарь по вертикали;

– убрать словарь.

Работы детей на первом этапе обучения написанию изложения очень похожи и сильно приближены к тексту образца.

На втором и третьем этапе следует активизировать возможности детей. Рисунки дети могут выполнять самостоятельно в тетради или на персональных компьютерах. Однако и на этом этапе обучающимся ещё сложно соблюдать связность, последовательность и образность письменной речи. На помощь приходит классическое коллективное (а на последующих этапах самостоятельное) составление плана. По пунктам плана мы проводим краткую зарисовку сюжетных частей. Обязательным условием и на этом этапе является предварительная лексическая работа: умение находить нужные слова, использовать синонимы, правильные словоформы для связи слов в предложениях, умение варьировать лексико-грамматическими конструкциями. На втором этапе изложения ещё приближены к основному тексту, однако уже отличаются в зависимости от уровня РТВ у обучающихся.

Третий этап предполагает достаточное умение понимать смысл читаемого, передавать содержание своими словами, самостоятельно строить предложения, используя лексико-грамматические конструкции и распространяя словарь синонимами, выражать различные эмоциональные оттенки. Обучающимся уже достаточно сделать несколько схематичных зарисовок по ходу самостоятельного прочтения или прослушивания текста, на которые затем они будет опираться при написании изложения. Поскольку зрительный образ рисунка уже может длительно сохраняться в памяти, то перед началом написания изложения рисунок можно убрать.

Четвёртый этап – изложение текста, приближенное к сочинению. Подготовительная работа дополнительно предполагает умение использовать слова и фразы, имеющие переносное значение, способность перефразировки предложений, изложение с изменением лица (с первого на третье), дополнение авторского текста. Словесное, а затем наглядное иллюстрирование в итоге создаёт краткий или развёрнутый план из схематичных изображений. Таким образом, использование рисунков, как опорных зрительных ориентиров, в значительной мере может оказать помощь детям в написании изложений и пересказе текстов.

Такая работа над изложением с применением специальных коррекционно-логопедических приёмов и элементов методики развития творческого воображения используется нами на практике, и полученные результаты дают основание говорить о высокой эффективности этих приёмов в развитии связной письменной речи обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.

Текст статьи
  1. Дмитриев Ю.Д. Кто в лесу живет и что в лесу растет. – М.: Детская литература, 1965.
  2. Шрагина Л.И. Творческое воображение. Формирование и развитие. – М.: Солон-пресс, 2019.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 2 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня