О некоторых особенностях дистанционного обучения в морском вузе

Дистанционное обучение ныне стало реальностью. Оно приобрело должный авторитет у большинства преподавателей и учащейся молодежи. Эта новая форма обучения завоевало свое должное место и в практике профессиональной подготовки будущих морских специалистов. Статья посвящена рассмотрению сущности, содержания и характерных особенностей процесса дистанционного обучения как новой образовательной практики с учащимися морского вуза.

Аннотация статьи
образование
вуз
дистанционное обучение
форма обучения
обучение
информационно-коммуникационные технологии
курсанты
Ключевые слова

Дистанционное обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь и все прочнее занимает подобающее ему место. И надо признать, что с каждым днем эта новая форма образовательной практики приобретает все больше сторонников как среди учащихся, так и среди преподавателей высшей профессиональной школы. О данной форме обучения говорили давно, приводили в пример опыт западных стран, некоторый опыт отдельных российских учебных заведений. Однако, призывы активизироваться в этой сфере образовательной деятельности натыкались на глухую стену молчания и недоверия со стороны многих преподавателей. Надо признать, что преподаватели-консерваторы полагали, что дистанционная форма обучения целиком и полностью присуща для заочного освоения учебной программы. Всем «противникам» дистанционного обучения думалось, что для заочников такая форма обучения актуальна, важна и полезна. Но для очного обучения – ни в коем случае!

Проведенные беседы с коллегами, сотрудниками других вузов, позволяет утверждать, что профессионалов пугало отсутствие необходимого опыта, слабые навыки и умения применения соответствующих технологий, подозрение, что учащиеся будут имитировать участие на занятиях и заниматься посторонними делами, сложности с аттестацией и др.

Кроме того, организация процесса дистанционного обучения предъявляла определенные требования и к самому учебному заведения, включающие разработку необходимой документации, обладание потребными ресурсами, приобретения дорогостоящей техники, обучающих программ и платформ, что позволить себе мог не каждый вуз или суз.

От преподавателей требовалось наличие информационной грамотности, проявление творчества, конструтивизма, умения разработки содержательных и интересных презентаций, продумывания всего алгоритма и логики проведения каждого занятия в условиях дистанта и т.д. Для этого необходимо были не только знания, воля, старание, но и время, которого ныне катастрофически не хватает. Следует признать, к этому были готовы далеко не все.

Эти причины и торпедировали все попытки раньше приступить к реализации возможностей дистанционного обучения в образовательные практики современных профессиональных учебных заведений.

Именно свалившаяся на нас короновирусная пандемия и стала тем катализатором, ускорителем массового приобщения педагогического сообщества к дистанционной форме обучения и воспитания.

На основе изучения руководящих документов, публикаций отечественных ученых [1, 2, 5, 10, 12] подчеркнем, что актуальность рассмотрения данной темы вызвана следующими факторами:

  • высокими требованиями государства и социума к профессионально-компетентностной подготовки выпускников высшей морской школы;
  • активным и последовательным распространением дистанционной формы обучения, как в нашей стране, так и за рубежом во всех морских образовательных организациях;
  • творческим применением преподавателями и курсантами морских вузов возможностей виртуальной информационно-образовательной среды;
  • изменением принципов организации образовательного процесса, в интересах конструирования инновационных условий реализации гибкого, индивидуализированного обучения будущих специалистов морского транспорта;
  • возрастающим интересом преподавателей и учащейся молодежи к использованию новых информационно-коммуникационных технологий, создающих новые возможности для дидактического взаимодействия.

Задача применить в практике профессиональной подготовки учащейся молодежи в морских учебных заведениях возможностей дистанционного обучения четко обозначена в Законе «Об образовании в РФ», который гласит: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти...» [11].

Указанный Федеральный закон ориентирует на реализацию образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий. Только для этого необходимо создать комплекс организационных и педагогических условий «для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [11].

Что же такое дистанционное обучение?

Для уяснения сущности данного феномена обратимся к академическим словарям и справочникам. С этой целью был проведен контент-анализ многих научных изданий, итоги которого сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Итоги контент-анализа термина «дистанционное обучение»

Источник

Дефиниция

Педагогический энциклопедический словарь

[4]

– технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра.

Профессиональное образование. Словарь [6]

– процесс обучения, протекающий без постоянного прямого контакта между педагогом и субъектом учебной деятельности.

Справочник технического переводчика

[8]

– обучение, которое осуществляется с помощью средств информационной сети. Дистанционное обучение является очень удобной формой получения знаний.

Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике

[9]

– новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.

Как видим из данной таблицы, дистанционное обучение характеризуется составителями академических словарей разнообразно, а именно как «технология», «процесс обучения», «обучение», проводимое с помощью Интернета, «новый способ» обучения. При этом отмечается, что такое обучение не предусматривает прямого и непосредственного контакта с преподавателем; базируется на применение возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий; расстояние между обучающим и обучаемыми не является препятствием для процесса обучения.

Выделяется не только современность, полезность, но и удобность такой формы обучения для всех обучающихся.

Для более углубленного уяснения сущности рассматриваемого термина обратимся к взглядам отечественных ученых и молодых исследователей (таблица 2).

Таблица 2

Авторские определения термина «дистанционное обучение»

Автор

Дефиниция

А.А. Андреев

[1]

– синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Е. С. Полат

[5]

– форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В.В. Симаков

[7]

– форма обучения, которая базируется на самостоятельном получении учащимися необходимого объема и требуемого качества знаний по профессии и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий.

Л.Б. Осипова, О.М. Горева

[2]

– новая организация образовательного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения, при котором обучающиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени. Однако имеют постоянную возможность поддерживать с ним диалог в виртуальном пространстве.

З.О. Козырь

[3]

– новая, творческая, интерактивная форма обучения студенческой молодежи, разделяющая студента и преподавателя определенным расстоянием, предусматривающую создание специальной дидактической системы с использованием возможностей Интернета, социальных сетей.

Из второй таблицы следует, что современные авторы видят дистанционное обучение как новую, современную форму обучения; как синтетическую, интегральную гуманистическую форму обучения; новую организацию образовательного процесса; творческую, новую и интерактивную форму обучения учащейся молодежи.

По мнению отечественных ученых, такая форма обучения базируется на комплексном и созидательном применении традиционных и новых информационных технологий, возможностях Интернета и социальных сетей, активности и творчестве преподавателей, желании, интересе, самостоятельности и настойчивости учащейся молодежи в получении потребного объема и нужного качества знаний по избранной специальности.

Анализ таблиц №1 и №2 позволяют вычленить следующие характерные особенности данного феномена:

  • осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий;
  • по методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса – к очной форме;
  • разделяет преподавателя и учащающуюся молодежь во времени и пространстве;
  • требует активного участия вуза в планировании и подготовке учебных материалов, контроле за системой дистанционного обучения, качеством проведения занятий;
  • предусматривает творческое использование технических средств преподавателями и курсантами, наличия знаний и навыков работы с компьютером, другими гаджетами;
  • обеспечивается двухсторонней связью;
  • осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчинённости по всем реализуемым ими образовательным программам;
  • базируется на самостоятельном получении учащейся молодежью необходимого объема и требуемого качества знаний по профессии;
  • предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий.

Следовательно, дистанционное обучение в морском вузе это новая, современная форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе активно-творческого самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки учащейся молодежи основного учебного материала и интерактивное взаимодействие курсантов и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения компетенций, знаний, навыков и умений.

Особенностями дистанционного обучения в морском вузе являются:

  • субъектами дистанционного обучения являются курсанты, студенты-заочники и преподавательский состав вуза;
  • образовательные программы дистанционного обучения полностью соответствуют обязательному минимуму содержания образовательных программ соответствующего уровня подготовки, устанавливаемого государственными образовательными стандартами, а также требованиям ИМО, изложенных в Международной конвенции ПДНВ-78 с поправками;
  • содержит все виды учебной деятельности: лекции, лабораторные работы, практические занятия, семинары, консультации, курсовые и дипломные работы и т.д.;
  • предусматривает активное применение тематических и авторских презентаций по изучаемому материалу;
  • позволяет применить тестирование как форму промежуточного контроля качества получаемых знаний курсантами, а также итоговой аттестации по учебной дисциплине;
  • процесс обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во взаимодействии преподавателя и курсанта, а также учащихся между собой.

Вместе с тем, следует отметить и ряд сложностей и трудностей при организации дистанционного обучения с курсантами морского вуза, а именно:

  • в процессе обучения в морском вузе каждый курсант получает не только необходимые профессиональные компетенции и знания, но и вырабатывает у себя определенные навыки и умения, которые формируются и развиваются только на практических занятиях, проводимых на тренажерах и береговом учебно-тренировочном центре (БУТЦ). Без посещения тренажеров и БУТЦ выработать такие навыки и умения не представляется возможным;
  • по окончании изучения конвенционных дисциплин каждый курсант получает сертификат установленного образца Международной морской организации, который выдается только если курсант посетил все теоретические занятия (их можно провести дистанционно) и практические занятия, предусматривающие к примеру, прыжки в воду с индивидуальными спасательными средствами (спасательный круг, спасательный жилет, гидрокостюм), спуск на воду коллективных спасательных средств (дежурная шлюпка, спасательный плот, спасательная шлюпка). Отсутствие отработки курсантами практических занятий на специализированной базе не позволяет произвести выдачу им требуемых сертификатов. И тут возникают очень серьезные проблемы. Без сертификатов о завершении конвенционной подготовки ни одна судовладельческая компания не возьмет курсантов на практику и не примет выпускников на работу.

Таким образом, дистанционное обучение представляет собой современную форму, включающую традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Образовательный процесс при дистанционном обучении базируется на планомерной, систематизированной деятельности преподавателей, активно-творческой самостоятельной работе учащихся вуза, строгом контроле и итоговом тестировании.

Однако, дистанционная форма обучения в морском вузе не позволяет в полной мере пройти все практические занятия и получить необходимые практические навыки и умения.

Текст статьи
  1. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс] /http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html (дата обращения: 26.04.2022).
  2. Осипова Л. Б., Горева О. М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5 [Электронный ресурс] /https://science-education.ru/ru/article/view?id=14612 (дата обращения: 30.04.2022).
  3. Козырь З. О. Дистанционное обучение: сущность, дефиниции, тенденции и перспективы // Символ науки. – 2021. - №12-1. – С. 83-85.
  4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – М.: Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.
  5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
  6. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
  7. Симаков В. В., Никитина Л. В., Ефанова В. В., Михайлова А. М. Дистанционное обучение студентов-заочников. – Cб. Управление самостоятельной познавательной деятельностью студентов. – Саратов, 2002. С. 94-95.
  8. Справочник технического переводчика [Электронный ресурс] / http://www.find-info.ru/doc/dictionary/technical-translator/index.htm (дата обращения: 26.04.2022).
  9. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике [Электронный ресурс] / http://www.find-info.ru/doc/dictionary/technical-translator/index.htm (дата обращения: 26.04.2022).
  10. Томилин А. Н. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для аспирантов и магистрантов. В 2-х ч. Ч. 1. Педагогика высей колы / А.Н. Томилин, С.Н. Томилина, Е.В. Хекерт. – Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2018. – 184 с.
  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / http://www.find-info.ru/doc/dictionary/technical-translator/index.htm (дата обращения: 26.04.2022).
  12. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование: монография. - М.: Наука, 2002. - 527 с.
Список литературы