Автор(-ы):
Томилин Александр Николаевич
Дорофеев Алексей Михайлович
Дорофеев Евгений Михайлович
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Дистанционное обучение ныне стало реальностью. Оно приобрело должный авторитет у большинства преподавателей и учащейся молодежи. Эта новая форма обучения завоевало свое должное место и в практике профессиональной подготовки будущих морских специалистов. Статья посвящена рассмотрению сущности, содержания и характерных особенностей процесса дистанционного обучения как новой образовательной практики с учащимися морского вуза.
Текст статьи
Дистанционное обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь и все прочнее занимает подобающее ему место. И надо признать, что с каждым днем эта новая форма образовательной практики приобретает все больше сторонников как среди учащихся, так и среди преподавателей высшей профессиональной школы. О данной форме обучения говорили давно, приводили в пример опыт западных стран, некоторый опыт отдельных российских учебных заведений. Однако, призывы активизироваться в этой сфере образовательной деятельности натыкались на глухую стену молчания и недоверия со стороны многих преподавателей. Надо признать, что преподаватели-консерваторы полагали, что дистанционная форма обучения целиком и полностью присуща для заочного освоения учебной программы. Всем «противникам» дистанционного обучения думалось, что для заочников такая форма обучения актуальна, важна и полезна. Но для очного обучения – ни в коем случае!
Проведенные беседы с коллегами, сотрудниками других вузов, позволяет утверждать, что профессионалов пугало отсутствие необходимого опыта, слабые навыки и умения применения соответствующих технологий, подозрение, что учащиеся будут имитировать участие на занятиях и заниматься посторонними делами, сложности с аттестацией и др.
Кроме того, организация процесса дистанционного обучения предъявляла определенные требования и к самому учебному заведения, включающие разработку необходимой документации, обладание потребными ресурсами, приобретения дорогостоящей техники, обучающих программ и платформ, что позволить себе мог не каждый вуз или суз.
От преподавателей требовалось наличие информационной грамотности, проявление творчества, конструтивизма, умения разработки содержательных и интересных презентаций, продумывания всего алгоритма и логики проведения каждого занятия в условиях дистанта и т.д. Для этого необходимо были не только знания, воля, старание, но и время, которого ныне катастрофически не хватает. Следует признать, к этому были готовы далеко не все.
Эти причины и торпедировали все попытки раньше приступить к реализации возможностей дистанционного обучения в образовательные практики современных профессиональных учебных заведений.
Именно свалившаяся на нас короновирусная пандемия и стала тем катализатором, ускорителем массового приобщения педагогического сообщества к дистанционной форме обучения и воспитания.
На основе изучения руководящих документов, публикаций отечественных ученых [1, 2, 5, 10, 12] подчеркнем, что актуальность рассмотрения данной темы вызвана следующими факторами:
Задача применить в практике профессиональной подготовки учащейся молодежи в морских учебных заведениях возможностей дистанционного обучения четко обозначена в Законе «Об образовании в РФ», который гласит: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти...» [11].
Указанный Федеральный закон ориентирует на реализацию образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий. Только для этого необходимо создать комплекс организационных и педагогических условий «для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [11].
Что же такое дистанционное обучение?
Для уяснения сущности данного феномена обратимся к академическим словарям и справочникам. С этой целью был проведен контент-анализ многих научных изданий, итоги которого сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Итоги контент-анализа термина «дистанционное обучение»
Источник |
Дефиниция |
---|---|
Педагогический энциклопедический словарь [4] |
– технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. |
Профессиональное образование. Словарь [6] |
– процесс обучения, протекающий без постоянного прямого контакта между педагогом и субъектом учебной деятельности. |
Справочник технического переводчика [8] |
– обучение, которое осуществляется с помощью средств информационной сети. Дистанционное обучение является очень удобной формой получения знаний. |
Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике [9] |
– новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. |
Как видим из данной таблицы, дистанционное обучение характеризуется составителями академических словарей разнообразно, а именно как «технология», «процесс обучения», «обучение», проводимое с помощью Интернета, «новый способ» обучения. При этом отмечается, что такое обучение не предусматривает прямого и непосредственного контакта с преподавателем; базируется на применение возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий; расстояние между обучающим и обучаемыми не является препятствием для процесса обучения.
Выделяется не только современность, полезность, но и удобность такой формы обучения для всех обучающихся.
Для более углубленного уяснения сущности рассматриваемого термина обратимся к взглядам отечественных ученых и молодых исследователей (таблица 2).
Таблица 2
Авторские определения термина «дистанционное обучение»
Автор |
Дефиниция |
---|---|
А.А. Андреев [1] |
– синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению. |
Е. С. Полат [5] |
– форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. |
В.В. Симаков [7] |
– форма обучения, которая базируется на самостоятельном получении учащимися необходимого объема и требуемого качества знаний по профессии и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий. |
Л.Б. Осипова, О.М. Горева [2] |
– новая организация образовательного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения, при котором обучающиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени. Однако имеют постоянную возможность поддерживать с ним диалог в виртуальном пространстве. |
З.О. Козырь [3] |
– новая, творческая, интерактивная форма обучения студенческой молодежи, разделяющая студента и преподавателя определенным расстоянием, предусматривающую создание специальной дидактической системы с использованием возможностей Интернета, социальных сетей. |
Из второй таблицы следует, что современные авторы видят дистанционное обучение как новую, современную форму обучения; как синтетическую, интегральную гуманистическую форму обучения; новую организацию образовательного процесса; творческую, новую и интерактивную форму обучения учащейся молодежи.
По мнению отечественных ученых, такая форма обучения базируется на комплексном и созидательном применении традиционных и новых информационных технологий, возможностях Интернета и социальных сетей, активности и творчестве преподавателей, желании, интересе, самостоятельности и настойчивости учащейся молодежи в получении потребного объема и нужного качества знаний по избранной специальности.
Анализ таблиц №1 и №2 позволяют вычленить следующие характерные особенности данного феномена:
Следовательно, дистанционное обучение в морском вузе это новая, современная форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе активно-творческого самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки учащейся молодежи основного учебного материала и интерактивное взаимодействие курсантов и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения компетенций, знаний, навыков и умений.
Особенностями дистанционного обучения в морском вузе являются:
Вместе с тем, следует отметить и ряд сложностей и трудностей при организации дистанционного обучения с курсантами морского вуза, а именно:
Таким образом, дистанционное обучение представляет собой современную форму, включающую традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Образовательный процесс при дистанционном обучении базируется на планомерной, систематизированной деятельности преподавателей, активно-творческой самостоятельной работе учащихся вуза, строгом контроле и итоговом тестировании.
Однако, дистанционная форма обучения в морском вузе не позволяет в полной мере пройти все практические занятия и получить необходимые практические навыки и умения.
Список литературы
Поделиться
Томилин А. Н., Дорофеев А. М., Дорофеев Е. М. О некоторых особенностях дистанционного обучения в морском вузе // Трансформация науки и образования в условиях цифрового общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 90-96. URL: https://apni.ru/article/4040-o-nekotorikh-osobennostyakh-distantsionnogo