Для того чтобы обеспечить развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии или ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в развитии их самостоятельности, неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ученика. Свои отношения с учащимися строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, толерантности, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для ученика. Цель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – овладение основами доступной профессии. Поэтому необходимо обеспечить включение ребенка во все доступные виды трудовой деятельности:
- уроки трудового образования;
- трудовая практика;
- самообслуживание;
- различные формы общественно-полезного и производительного труда в процессе внеклассной работы;
- трудовое воспитание на уроках по общеобразовательным предметам;
- кружковая деятельность;
- различные тематические внеклассные мероприятия (выставки, конкурсы);
- организация профориентационной работы.
Каждому ребёнку необходима педагогическая поддержка в учебном процессе. Чтобы этого добиться, необходимо выполнение следующих принципов:
- «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг» (В.Солоухин). Это высказывание – об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий перед ним в классе – личность.
- «Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям». (Н.Крупская) Нельзя требовать от всех учеников знания всего материала, так как всегда есть ученики, которые не могут освоить весь материал, усваивают лишь базовые знания, поэтому я стараюсь не принуждать, а обеспечиваю дифференциацию обучения в соответствии их потребностями и интеллектуальными возможностями.
- Обеспечение ученикам ситуации успеха в учении. На уроках создаю условия для того, чтобы все ученики усвоили учебный материал не хуже, чем на минимальную положительную оценку.
- Доверительный контроль и «тактичность» оценки. Систематический контроль стимулирует добросовестность, при этом ученики имеют право на ошибку и «тактичное» оценивание результатов своей учебной деятельности.
- Обеспечение каждого ученика на уроке «полем деятельности». Всё, что происходит на уроке, должно касаться каждого ученика. Поэтому на каждом уроке работают все учащиеся.
- Сотрудничество в обучении. Каждый ученик мне интересен, я искренне заинтересован в его успехе, готов прийти на помощь, в то же время помогу выявить проблемы в знаниях и добиться их устранения.
- Развитие интереса к уроку до него, во время урока и после его окончания.
Для самостоятельного выполнения задания учащемуся требуется не только владение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных действий и т. п. Умственные действия являются обязательными компонентами в структуре трудовой деятельности человека и придают труду характер целесообразной деятельности, присущей только человеку.
Умственные действия, входящие в состав трудовой и учебной деятельности, проявляются в различных умениях:
а) умении пользоваться инструкциями различного рода (устные, письменные, технологические карты, рисунки и чертежи, образцы, модели изделий т. п.);
б) умении спланировать порядок рабочих операций, определить технологически процесс изготовления изделия;
в) умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления;
г) умении постоянно контролировать свою работу (непосредственный контроль, например глазомерный; опосредованный – с помощью контрольных инструментов);
д) умении устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия (например, установление причины брака в изделии, причин неполадок в работе машинного оборудования, установление возможности ускорения хода работы и т. п.).
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
- обучающие,
- тренировочные,
- закрепляющие,
- повторительные,
- развивающие,
- творческие,
- контрольные.
С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание; групповой – для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной – например, при проведении опытов, при сборке изделий, конструировании моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.
При постановке целей и задач самостоятельной работы учитывать следующие дидактические требования:
- Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.
- Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряжённо.
- На первых порах нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.
- Самостоятельная работа не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.
- Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес у учащихся.
- В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями, навыками различным учащимся требуется разное время.
- Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.
- При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Активизация познавательных интересов и творческих способностей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья зависит в большей степени от методов обучения, которые мы используем на уроках.
Наглядные пособия в школе создают оптимальные условия для творческого характера учения, активизации умственной деятельности школьников. «Предмет, стоящий перед глазами ученика, сам собой, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она не полна, приводит её в естественную, т.е. правильную систему, если она расположена не логически...», – писал Ушинский.
Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, раздаточного материала, карточек-заданий, различных по степени трудности. Компьютер в школьных кабинетах – это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство, позволяющее развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ, повысить уровень мотивации учащихся, применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, проводить словарную работу, активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе. Использование компьютерных технологий помогает организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод.
Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.
Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока: конкурс, викторина, деловая игра, пресс-конференция, диспут, турнир, эстафета, семинар, путешествие, зачет, игра.
Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является ее содержание. Для того, чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее).
За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических, а также усложнением форм патологических отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Наибольшая сложность обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений – способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции, самооценки и самоконтроля.