научный журнал «Актуальные исследования» #18 (97), май '22

Формирование самостоятельности у учащихся с проблемами в развитии в процессе обучения

Статья посвящена особенностям формирования самостоятельности у учащихся с проблемами в развитии в процессе обучения.

Аннотация статьи
дети с ограниченными возможностями
педагогическая поддержка
учебный процесс
урок
Ключевые слова

Для того чтобы обеспечить развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии или ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в развитии их самостоятельности, неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ученика. Свои отношения с учащимися строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, толерантности, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для ученика. Цель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – овладение основами доступной профессии. Поэтому необходимо обеспечить включение ребенка во все доступные виды трудовой деятельности:

  • уроки трудового образования;
  • трудовая практика;
  • самообслуживание;
  • различные формы общественно-полезного и производительного труда в процессе внеклассной работы;
  • трудовое воспитание на уроках по общеобразовательным предметам;
  • кружковая деятельность;
  • различные тематические внеклассные мероприятия (выставки, конкурсы);
  • организация профориентационной работы.

Каждому ребёнку необходима педагогическая поддержка в учебном процессе. Чтобы этого добиться, необходимо выполнение следующих принципов:

  1. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг» (В.Солоухин). Это высказывание – об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий перед ним в классе – личность.
  2. «Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям». (Н.Крупская) Нельзя требовать от всех учеников знания всего материала, так как всегда есть ученики, которые не могут освоить весь материал, усваивают лишь базовые знания, поэтому я стараюсь не принуждать, а обеспечиваю дифференциацию обучения в соответствии их потребностями и интеллектуальными возможностями.
  3. Обеспечение ученикам ситуации успеха в учении. На уроках создаю условия для того, чтобы все ученики усвоили учебный материал не хуже, чем на минимальную положительную оценку.
  4. Доверительный контроль и «тактичность» оценки. Систематический контроль стимулирует добросовестность, при этом ученики имеют право на ошибку и «тактичное» оценивание результатов своей учебной деятельности.
  5. Обеспечение каждого ученика на уроке «полем деятельности». Всё, что происходит на уроке, должно касаться каждого ученика. Поэтому на каждом уроке работают все учащиеся.
  6. Сотрудничество в обучении. Каждый ученик мне интересен, я искренне заинтересован в его успехе, готов прийти на помощь, в то же время помогу выявить проблемы в знаниях и добиться их устранения.
  7. Развитие интереса к уроку до него, во время урока и после его окончания.

Для самостоятельного выполнения задания учащемуся требуется не только владение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных действий и т. п. Умственные действия являются обязательными компонентами в структуре трудовой деятельности человека и придают труду характер целесообразной деятельности, присущей только человеку.

Умственные действия, входящие в состав трудовой и учебной деятельности, проявляются в различных умениях:

а) умении пользоваться инструкциями различного рода (устные, письменные, технологические карты, рисунки и чертежи, образцы, модели изделий т. п.);

б) умении спланировать порядок рабочих операций, определить технологически процесс изготовления изделия;

в) умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления;

г) умении постоянно контролировать свою работу (непосредственный контроль, например глазомерный; опосредованный – с помощью контрольных инструментов);

д) умении устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия (например, установление причины брака в изделии, причин неполадок в работе машинного оборудования, установление возможности ускорения хода работы и т. п.).

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

  • обучающие,
  • тренировочные,
  • закрепляющие,
  • повторительные,
  • развивающие,
  • творческие,
  • контрольные.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание; групповой – для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной – например, при проведении опытов, при сборке изделий, конструировании моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.

При постановке целей и задач самостоятельной работы учитывать следующие дидактические требования:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.
  2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряжённо.
  3. На первых порах нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.
  4. Самостоятельная работа не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.
  5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес у учащихся.
  6. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями, навыками различным учащимся требуется разное время.
  7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.
  8. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

Активизация познавательных интересов и творческих способностей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья зависит в большей степени от методов обучения, которые мы используем на уроках.

Наглядные пособия в школе создают оптимальные условия для творческого характера учения, активизации умственной деятельности школьников. «Предмет, стоящий перед глазами ученика, сам собой, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она не полна, приводит её в естественную, т.е. правильную систему, если она расположена не логически...», – писал Ушинский.

Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, раздаточного материала, карточек-заданий, различных по степени трудности. Компьютер в школьных кабинетах – это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство, позволяющее развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ, повысить уровень мотивации учащихся, применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, проводить словарную работу, активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе. Использование компьютерных технологий помогает организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод.

Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока: конкурс, викторина, деловая игра, пресс-конференция, диспут, турнир, эстафета, семинар, путешествие, зачет, игра.

Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является ее содержание. Для того, чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее).

За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических, а также усложнением форм патологических отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Наибольшая сложность обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений – способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции, самооценки и самоконтроля.

Текст статьи
  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006.
  2. Тихомирова Л.В. Развитие познавательных способностей детей, Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002.
  3. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2000. – 210 с.
Список литературы