Главная
АИ #18 (97)
Статьи журнала АИ #18 (97)
Картели – прямая угроза экономической безопасности страны: дестабилизация основ ...

Картели – прямая угроза экономической безопасности страны: дестабилизация основ честного соревнования, конкуренции

Автор(-ы):

Леонов Владислав Олегович

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

конкуренция
недобросовестная конкуренция
монополия
картель
синдикат
уголовное судопроизводство
органы ФАС

Аннотация статьи

В статье проанализировано антимонопольное законодательство РФ о защите конкуренции. Объектом исследования является понятие недобросовестной конкуренции, создание монополизаций в виде злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов. Особое внимание уделено понятию картель как наиболее опасной формы ограничения конкуренции. В статье рассмотрены виды наказания, предусмотренные за нарушения антимонопольного законодательства через призму уголовного судопроизводства. Приведены статистические данные по 178 статье уголовного кодекса РФ.

Текст статьи

За всю свою многовековую историю Россия претерпела достаточно много изменений и преобразований в сфере её экономического роста и развития. Из истории эволюции развития мировых экономических систем, наиболее успешными оказываются те системы, фундаментом которых является рыночная конкуренция, т.е. «честное соревнование» хозяйствующих субъектов. Рыночная конкуренция, как сердце человека определяет «здоровье» всей экономической системы, являясь своеобразным «двигателем», обеспечивающим прогресс в различных сферах экономики и прикладной науки, а также гарантирует потребителю оптимальный уровень цены, качества и количества товара в условиях нерегулируемого спроса и предложения.

В Российской Федерации законодателями в области защиты и охраны основ рыночной экономики разработан ряд специальных мер, по раскрытию и недопущению недобросовестной конкуренции. Одним из таковых является антимонопольное законодательство, которое регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». На сегодняшний день в юридической литературе и официальных продуктах законотворческого процесса есть четко сформулированное определение термину «недобросовестная конкуренция». Так в вышеупомянутом Федеральном законе сказано, что под недобросовестной конкуренцией понимается любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности и справедливости и причинили убытки другим хозяйствующим субъектам конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Исходя из этого определения можно подчеркнуть, что именно действия, противоречащие антимонопольному законодательству, будут являться актом недобросовестной конкуренции.

Федеральной Антимонопольной службой отмечается, что одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства на рынке спроса и предложения является злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, чьи незаконные действия способны привести к негативным последствиям, как для рядовых потребителей, так и для экономической дестабилизации в стране. Искусственный рост цен, снижение качества товара, исчезновение с прилавков определенной категории товаров, стагнации рынка, падение уровня жизни населения — вот тот не полный перечень возможных последствий в связи с искусственным удержанием зоны торговли в руках одного «монополиста».

Для выявления и пресечения недобросовестной конкуренции в России разработана система мер антимонопольного регулирования. В структуру этой системы вошли законодательные и экономические меры. Экономические меры подразделяются на косвенное и прямое регулирование, включающие в себя налогообложение продукции, налогообложение сверхприбыли, регулирование государственными органами ценовой политики на товары повседневного спроса и первой необходимости. Законодательные меры подразумевают под собой запрет на установление розничных цен, контроль за слияниями, запрет соглашений о разделе рынков, ограничение контроля над рынком.

Антимонопольное законодательство предупреждает и о более изощрённом способе ведения недобросовестного бизнеса, создание монополии, например, в определенном регионе, округе. К примеру, несколько крупных компаний конкурентов, чья доля на рынке значительно преобладает в конкретной нише оказания услуг, заключают между собой соответствующие формальные или неформальные соглашения, дающие возможность контролировать ценообразования, количество поставляемой продукции в угоду собственного кошелька в обход государственных норм и предписаний. Исходя из позиции отечественного конкурентного права и судебной практики такая, коллизия порождает наиболее общественно опасные для легализованной и чистой конкуренции «компанейские» связи, которые на законодательном уровне закреплены как Картели и Синдикаты.

Картели – наиболее опасная форма ограничения конкуренции, представляет собой взаимовыгодный союз предпринимателей на заранее обговоренных условиях взаимодействия и содружества, с целью увеличения притока доходов. При заключении картельного договора (соглашения), сторонами устанавливаются обязательные для всех сторон условия, как по отношению к ценовой политике, объёму производства, условиях найма рабочего персонала, так и доле на рынке сбыта. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, такой сговор способствует повышению цен на товары и услуги массового потребления от 15 до 20%. Монополисты, получая сверх прибыли снижают качество производимого товара, отказываясь от развития и новых инноваций, не допуская новые компании конкуренты на рыночную площадку. За 2017 год 80% возбужденных дел органами ФАС отнесены к сговорам на торгах.

Картельные организации распространены во всех экономически развитых странах мира, невзирая на антимонопольное законодательство. Обращаясь к исторической хронологии зарождение первых национальных картелей относят к 18 столетию, после кризиса 1873 года. Так первые соглашения были заключены между английскими владельцами каменноугольных предприятий. В Соединенных Штатах Америки первые прообразы картелей, которые именовались как «пул» отнесены к 1860 году. Россия столкнулась с таким явлением к концу 18 века, где обозначило такое проявление термином «синдикат». Экономический подъём конца 19 столетия и экономический кризис 1900-1903 гг. привели к массовому образованию картелей. Владимир Ильич Ленин в 4 и 5 главе книги «Империализм, как высшая стадия капитализма» выявил, что союз капиталистов, картелей, синдикатов, трестов приведут к разрушающим последствиям для всей мировой экономики. Для заключения обоюдного соглашения между участниками таких «нелегальных» объединений оформлялся договор в письменном виде. Сегодня же зачастую достаточно устной договоренности в форме «джентельменского соглашения».

С распространением недобросовестной конкуренции законодатель в каждом из пострадавших от теневого сговора государств стал разрабатывать ряд мер по установлению и ужесточению политики в отношении антимонопольного законодательства. Так в 1845 году действующая власть Российской империи опубликовало «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», где глава 13 «о нарушении торговых уставов» устанавливала наказание в виде уголовной ответственности для торговцев и промышленников, намеренно поднимающих или занижающих цены с целью оттеснения конкуренции и установления монополизации.

На сегодняшний день в Российской Федерации за картельный сговор, если это будет доказано соответствующими государственными органами установлено наказание в виде административного либо уголовного судопроизводства. В частности, статья 178 Уголовного кодекса РФ «Ограничение Конкуренции» предусматривает не только финансовые санкции, но и реальное лишение свободы. Одним из оснований возбуждения уголовного дела может стать результат рассмотрения заявления о преступлении, поданного должностными лицами антимонопольного органа. Как видно из графика 1 приведенного ниже, в последние годы отмечается существенный рост количества материалов, которые были направлены ФАС России в правоохранительные органы (по признакам преступлений, предусмотренных статьей 178 УК РФ).

Рис. 1. Количество заявлений о преступлении (статья 178 УК РФ и иные составы), направленных антимонопольными органами

Безусловно, картели оказывают весьма негативное влияние как на экономическую, так и на социальную сферы жизни. Достаточно вспомнить нашумевшую историю между известными компаниями по продаже горючего топлива, произошедшего на территории Северной столицы в 1999 году. Это был первый доказанный случай картельного сговора на территории России. Розничные цены за сутки подскочили вдвое на бензин вопреки государственному ценообразованию у девяти компаний трейдеров. В процессе годового расследования соответствующими органами был доказан сговор с целью повышения цен и установления монополизации. Незаконно полученная прибыль была взыскана в установленном законе порядке.

Судебная практика выделяет множество отрицательных последствий подобных соглашений. Во-первых, это дискриминация различных участников рынка. Особенно такая картина проявляется в тех случаях, когда производителей на рынке не так уж и много. Объединившиеся в картель компании давят на другие предприятия – все для того, чтобы они также вошли в сделку. Налицо прямое нарушение прав. Во-вторых, это навязывание каких-то определенных условий компаниям, что решили войти в сговор. Здесь можно наблюдать отсутствие самостоятельности производителей. И в-третьих, это создание чрезмерно завышенной цены и, как правило, некачественного продукта. В этом случае картель напрямую вредит простым гражданам потребителям.

Ежегодный ущерб составляет сотни миллиардов рублей. Ущерб от всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав) с учетом их латентности может достигать до 1,5-2% ВВП. Разработка сметных индексов для строительства космодрома "Восточный", строительство дорог и больниц, добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и медицинского оборудования, обеспечение населения продуктами питания – это еще не полный список примеров стратегически важных отраслей отечественной экономики, в которых были выявлены картели. Картели проникли в сферу государственного оборонного заказа. В списке "потерпевших" от сговоров на торгах оказались такие ведомства, как ФСБ, МВД, Счетная палата, таможня, Федеральная налоговая служба, Центризбирком. Картели стали одной из угроз экономической безопасности государства. Картели начали меняться качественно: "срок жизни" картеля увеличился в среднем до двух, трёх лет и если раньше количество аукционов, охватываемых деятельностью одного картеля, исчислялось единицами и в редких случаях десятками, то сейчас "нормой" стали десятки и сотни аукционов, поглощаемых одним картелем.

К наиболее подверженным картелям и иным антиконкурентным соглашениям относятся рынки поставок лекарственных средств и медицинских изделий, а также рынки строительных и ремонтных работ, включая строительство, ремонт и обслуживание автомобильных дорог, что представлено в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2

Деятельностью картелей охвачено 85 субъектов Российской Федерации. Комиссия Ингушского УФАС России завершила расследование картельного сговора, которое продолжалось почти 2 года и затронуло около 7 тысяч закупок по всей стране. Сотрудники ведомства выявили в действиях ООО «МЕДСПБ», ООО «Оптомед», ООО «Прайм» и двух индивидуальных предпринимателей картельный сговор на общую сумму порядка 9 млрд рублей. Это только статистика одной республики, и это лишь вершина айсберга.

На 15% возросло количество дел о нарушении статьи 16 закона о защите конкуренции – об антиконкурентных соглашениях с участием органов государственной власти. Общественная опасность антиконкурентных соглашений, в которых участвуют чиновники, облеченные властью, очень высока, так как ущерб в подобных случаях наносится не только конкуренции, и интересам государственной службы, но и в плане общего финансового состояния Российской федерации, как во внутреннем, так и на внешнем уровне развития.

На рынке конкурируют две фирмы (ситуация дуополии), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции, фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки (МС1=МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис 3.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/370/6ebbaeb264.jpg

Рис. 3. Модель картеля

Если фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, то наименьшая возможная цена равна конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.

Если же рассматриваемые фирмы сформируют картель и ограничат свой выпуск для максимизации общей прибыли объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это максимально возможная цена при данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль.

Сегодня в 2022 году Российская Федерация сделала серьёзный рывок в развитии и совершенствовании антимонопольного законодательства. Усиление государственной политики в области защиты конкуренции через призму неотвратимости наказания в области административного и уголовного законодательства является значимым фактором в поддержании укрепления и процветания российской экономической системы. Ликвидация недобросовестной конкуренции, картелей и синдикатов на отечественном рынке спроса и предложения позволит создать доступные условия деловой справедливости и взаимоуважение в предпринимательском кругу, привлечение новых производителей и инвестиций в различные секторы экономики, ограждение рядовых потребителей от незаконного повышение цен на товары как повседневного спроса, так и на товары первой необходимости.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации ст.178: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст.14.33: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  4. Дикая А.С. Картели и их влияние на экономическую безопасность страны// научный журнал Молодой учёный №23 (209) июнь 2018.
  5. Кинёв А.Ю. Борьба с картелями в России// Научный сборник Современная конкуренция №6 (24) 2010.
  6. Федеральная Антимонопольная служба (ФАС России)//https://fas.gov.ru

Поделиться

1120

Леонов В. О. Картели – прямая угроза экономической безопасности страны: дестабилизация основ честного соревнования, конкуренции // Актуальные исследования. 2022. №18 (97). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/4048-karteli-pryamaya-ugroza-ekonomicheskoj-bezop

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля