Безусловно, технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах. В планах Министерства просвещения – создать к 2024 году сто центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тысяч мастерских, оборудованных по последнему слову техники.
Начиная с 2019-2020 учебного года, преподавание технологии осуществляется по программе на основе предметной линии учебников под редакцией В. М. Казакевича, Г. В. Пичугиной и Г. Ю. Семеновой. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Технологическое образование – это процесс приобщения учащихся к средствам, формам и методам реальной деятельности и развития ответственности за её результаты. Объектами изучения курса являются окружающая человека техносфера, её предназначение и влияние на преобразовательную деятельность человека. В основу методологии структурирования содержания учебного предмета «Технология» положен принцип блочно-модульного построения информации.
Основная идея блочно-модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов – блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания.
Содержание учебного предмета «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов.
Авторы программы предлагают уйти от гендерного деления обучающихся и рекомендуют деление класса на подгруппы без учета пола.
В этом учебном году мы еще применяли старую схему деления класса на мальчиков и девочек, хотя программа, по которой они обучаются одна. Но учитывая специфику оборудования мастерских у мальчиков преобладает техническое направление, а у девочек – декоративно-прикладное. В следующем учебном году мы планируем создать взаимосвязь блоков таким образом, чтобы все обучающиеся были в равных условиях и могли пройти практику в различных мастерских, попробовав работу с разными материалами, инструментами и приспособлениями.
Кроме решения методических проблем, возникает и проблема неправильного понимания сути предмета «Технология», как детьми и их родителями, так и коллегами. До сих пор многие называют наш предмет «Труд», но любую деятельность можно так называть (умственный труд, физический труд, тяжелый труд и т.д.). Убирать класс, мыть окна, сгребать листья на приусадебном участке – это труд. Учебный предмет «Технология» более глубокое понятие. Этот предмет является обязательным компонентом образования школьников. Он направлен на овладение обучающимися знаниями и умениями в предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, на возможную инженерную деятельность. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
И в тоже время нельзя списывать со счетов то положительное, что было наработано в преподавании такой дисциплины, как «труд». В процессе обучения необходимо знакомить детей не только с различными видами деятельности, инструментами и материалами, но и показать все плюсы современных методов работы с использованием инновационных технологий. Оценить работу шуруповертом, возможно только когда ты работал отверткой!
Задача учителя технологии познакомить обучающихся с одной и той-же деятельностью в динамике, от простого к сложному. Только тогда, сравнив утомительный, не интересный, малоэффективный труд с использованием устаревшего оборудования, с работой на современной высокопроизводительной и многофункциональной технике, можно заинтересовать современных детей и подростков.
Для всех не секрет, что сегодня не многие хотят выбрать профессию, связанную с физическим трудом. И наша задача показать обучающимся и их родителям, что физический труд может быть не так утомителен и монотонен, как многие думают. Применение современных технологий в производстве заинтересовывает молодое поколение, но в то же время требует образованности и технической грамотности, не смотря на то, что это рабочая профессия. Сегодня одним молотком и зубилом не решить проблемы на производстве. Хотя умение работать этими примитивными инструментами не кто не отменял. Не имея представления как это работает, трудно осуществлять более высокоинтеллектуальную деятельность.
Всё это интересно и оправдано, но сегодняшние реалии заставляют нас вернуться в наши кабинеты технологии…
Благодаря нашему директору, в отличие от многих других школ, не ликвидированы кабинеты технологии с различной направленностью. У нас существуют техническая мастерская и кабинет, оснащенный под кулинарные и швейные работы. Не могу сказать, что мы не мечтаем усовершенствовать мастерские, но и сегодня на базе нашей школы мы можем давать обучающимся возможность ознакомиться с новыми технологиями обработки различных материалов с применением современных машин и механизмов.
На базе одной из соседних школ созданы кабинеты технологии с различной направленностью (робототехника с усложняющейся линейкой «Лего», «3-D принтеры», принтер по ткани, современные швейные машины, оверлок и вышивальная машина с программным управлением). Это очень интересно, но, к сожалению, посещать эту школу возможно только ученикам 8 классов 1 раз в неделю 45 мин., только в 4 четверти. Конечно же этого катастрофически мало! За это время возможно только увидеть, что такое «чудо» есть. А ведь каждый ребенок хотел бы попробовать поработать с этим инновационным оборудованием, но к сожалению временные рамки делают это возможным. Есть надежда, что рано или поздно, так будут оборудованы все школы!
Но и сегодня, используя имеющуюся в школе материальную базу возможно заинтересовать детей! Самое главное, чтоб учитель смог своим примером увлечь за собой современных, но все таких же, готовых к исследованию мира детей!