Главная
АИ #18 (97)
Статьи журнала АИ #18 (97)
Особенности формирования альтернативных способов коммуникации в работе с дошколь...

Особенности формирования альтернативных способов коммуникации в работе с дошкольниками с тяжелыми множественными нарушениями развития

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

альтернативные способы коммуникации
тяжелые множественные нарушения развития

Аннотация статьи

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты особенностей формирования альтернативных способов коммуникации в работе с дошкольниками с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Текст статьи

Усиление гуманистических тенденций в современном обществе, закрепленное в международных документах и Законе об образовании Российской Федерации, привело к тому, что одним из главных направлений специальной педагогики стала необходимость подключения в систему образования тех детей, которые из-за тяжести нарушений не были охвачены процессом обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дает гарантию каждому ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) на реализацию права на образование и предполагает вариативность в организации коррекционно-образовательной деятельности. Дети с ТМНР, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся – разнородная группа по возможностям психологического, эмоционального, двигательного и речевого развития. В этой группе у детей присутствует сочетание двух и более тяжелых психофизических нарушений, например: сочетание тяжелых нарушений слуха и зрения, интеллектуальных нарушений и опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и интеллектуальных нарушений и другие.

Проблемам обучения и воспитания детей с ТМНР посвящены работы отечественных ученых (Г.П. Бертынь, Е.М. Мастюкова, А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, И.А. Соколянский, В.Н. Чулков и др.) и зарубежных исследователей (Х. Барта, Р. Блаха, Я. ван Дайк, М. Затта, Д. Лолли, Тон ван Дер Меер, Д. Фишер). В последние годы проведен ряд исследований (Т.А. Басилова, М.Г. Блюмина, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, И.Ф. Марковская, Т.Н. Симонова, А.М. Царев, Л.М. Шипицына), раскрывающих вопросы диагностики высших психических функций у детей данной категории, включению их в образовательных процесс, обучению навыкам самообслуживания.

У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития много проблем и направлений для формирования. Особенно актуален вопрос развития коммуникативных навыков в отношении детей дошкольного возраста с ТМНР. Коммуникация, в широком смысле, это сочетание вербального и невербального общения. Зачастую дети данной категории не могут овладеть вербальной коммуникации, в связи с этим необходимо обучение дополнительной альтернативной коммуникации.

Дополнительная альтернативная коммуникация предполагает использование невербальных средств как приложение, или замена языку. Целью такой коммуникации является использование ручных и графических коммуникационных систем связи в общении людей с недостатками в развитии речи и языка.

Нарушение коммуникации у дошкольников с ТМНР является препятствием во взаимодействии с окружающим миром. У детей, имеющих множественные нарушения имеется развернутый спектр предметно-действенных средств, служащих для коммуникации.

М.В. Жигорева в своих работах отмечала: «На этапе раннего детства дети с ТМНР выражают себя нетрадиционными путями. Их общение строится на мимике, двигательных реакциях, вокализациях, плаче». Таким образом ребенок будет обращать на себя внимание, громко плакать, даже кричать, проявлять элементы самоагрессии, одним словом, будет любыми доступными способами обращать на себя внимание, добиваться того, что ему необходимо в данную минуту. Окружающие ребёнка взрослые склоны видеть в этом поведении только негативную сторону и стараются это устранить, не задумываясь о том, что ребёнок таким образом пытается общаться, транслируя свои потребности.

Задача взрослого заключается в оценке поведения и определении целей этого поведения, и распознавании потенциальных коммуникативных навыков. Например, плач ребенка можно трактовать по-разному. «Расшифровав» причину плача, педагог может понять, что ребёнка что-то беспокоит, либо он таким образом говорит окружающим: «Хочу на ручки», «Дайте игрушку». Взрослый, понимая, что означает крик ребёнка, начинает с ним «осторожно» взаимодействовать.

«Дети с ТМНР имеют низкую мотивацию к речевому общению с окружающими» – было отмечено в ходе исследований М. В. Жигоревой. Указательный жест, мимика преобладает в коммуникации и служат для выражения получения бытовых потребностей, таких как пища, игрушки. Эти дети плохо взаимодействуют со взрослыми и другими детьми. У них снижено понимание речи окружающих, и их поведение не соответствует правилам и нормам, это обуславливает наличие неадекватных коммуникативных реакций, они не умеют связно высказать свои предложения или просьбы, не могут поддержать диалог, верно ответить на заданный им вопрос.

Недоразвитие коммуникативных навыков является одной из основных проблем психического развития дошкольников с ТМНР.

Затруднение коммуникации происходит из-за отличительных черт в эмоциональной сфере, низкого уровня самоконтроля и самоорганизации, неадекватной самооценки, низкой способности к эмоциональным контактам, которая в некоторых случаях может доходить до полного отсутствия стремлений к взаимодействию.

Из-за неумения усваивать навыки общения, ребёнок с ТМНР не идёт на контакт со взрослым и сверстниками. Жесты – тот инструмент, при помощи которого дети вступают в контакт между собой или со взрослым. Взаимодействие стереотипно, истощаемо, не имеет содержания.

Эмоциональный контакт с матерью или взрослым ее заменяющим у ребенка с множественным нарушениям редуцирован. Может полностью отсутствовать интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках у взрослого. Совместные действия с игрушками не вызывают интерес, и как следствие не возникает переход к общению со взрослым свойственному младенческому возрасту в норме – нет не только гуления, но и лепета. В.Г. Петрова отмечает, что дети с нарушениями интеллекта не имеют навыков коммуникации даже к 6-7 летнему возрасту.

Предметно-практическая деятельность, знания об окружающем мире, фонематическая компетенция, являющиеся предпосылками речевого развития, также не сформированы.

Дошкольники с ТМНР – очень разнородная группа с точки зрения языкового развития. Среди них есть невербальные дети; дети, чей словарный запас состоит из повседневных слов и идиом; дети с формализованным «хорошим» языком, но привязанные к определенной ситуации. В то же время все они связаны сниженным объемом устной речи и языковой изоляцией от деятельности. Речь не является индикатором реальных интеллектуальных способностей детей, не может передавать им новые знания и опыт. Если они и общаются, то только при помощи хорошо заученных, стандартных фраз.

Помощь и поддержка в организации коммуникации постоянно необходима детям с ТМНР, особенно при наличии аутистического компонента. Они испытывают трудности в понимании того, что их окружает, а окружающие в свою очередь, не понимают их. Они являются слабыми партнерами по коммуникации, они либо уходят от контакта, либо испытывают страх, беспокойство, агрессию.

Практика отмечает, что даже самые трудные дети при правильном обращении предрасположены к общению и активности. Дети, которые не могут говорить, неправильно осознают язык других, они с интересом смотрят на окружающих их детей и взрослых и интересуются игрушками, в которые играют их ровесники. Простое действие в их распоряжении приводит к взаимодействию с учителем и обучает ребенка навыкам, которые впоследствии потребуются для его или ее успешной социализации.

В работе с детьми, имеющими множественные нарушения, на первый план выходит взаимодействие ребенка со взрослым. Педагогу необходимо устанавливать партнерские отношения с детьми, уходить от роли «няньки», чтобы не задерживать и без того замедленное развитие ребенка.

Список литературы

  1. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 160 с.
  2. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение / М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
  3. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра [Текст] : методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. И. А. Филатова, Е. В. Каракулова. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 287 с.
  4. Педагогика инклюзивного образования : учебник для студ. высш. учеб. завед. / Т. Г. Богданова, А. М. Гусейнова, Н. М. Назарова и др. // Под ред. Н. М. Назаровой. – М. : ИНФРА–М, 2017. – 335 с.

Поделиться

1556

Иванова Е. А. Особенности формирования альтернативных способов коммуникации в работе с дошкольниками с тяжелыми множественными нарушениями развития // Актуальные исследования. 2022. №18 (97). С. 105-107. URL: https://apni.ru/article/4057-osobennosti-formirovaniya-alternativnikh-spos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января