Главная
Конференции
Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации
Аттестация и повышение квалификации педагогических работников

Аттестация и повышение квалификации педагогических работников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

аттестация
повышение квалификации
супервайзерство
персонифицированная модель повышения квалификации

Аннотация статьи

В статье авторы рассказывают о процедуре и особенностях аттестации и повышения квалификации педагогических работников в России и мире, а также проекте персонифицированной модели повышения квалификации для учителей.

Текст статьи

Учитель – это одна из тех профессий, обучение которым не заканчивается стенами училища, колледжа или университета. Педагог повышает квалификацию в течение всего периода работы в системе образования. Регулярно появляются новые методики, совершаются научные открытия, обновляется база знаний, которыми должен обладать любой современный человек. Кроме того, уровень квалификации педагогического работника является одним из критериев профессиональной деятельности учителя, а достижение высокого уровня профессионализма возможно, в том числе, благодаря обучению на курсах повышения квалификации. Прохождение аттестации с одной стороны позволяет проверить уровень квалификации педагогического работника, а с другой – имеет целью стимулировать педагогов регулярно повышать свою квалификацию, готовить учеников к олимпиадам и конкурсам, делиться накопленным методическим опытом во время выступлений на конференциях и семинарах, а также при помощи написанных учителем статей.

Проблема повышения квалификации и аттестации педагогических работников является актуальной для большинства развитых стран. Приобретение учителем новых знаний, умений и навыков, освоение новых методик отражает как интересы самого учителя, так и потребности государства в квалифицированных работниках образования.

Вопрос повышения квалификации и аттестации педагогических работников поднимается не только в Российской Федерации. Проанализировав систему повышения квалификации учителей в разных странах мира Н.Н. Джемилева приходит к выводу, что подход к подготовке учителей в основном ведется дифференцированно: существует обучение для 1) начинающих учителей, 2) опытных, но неквалифицированных педагогов, 3) не имеющих педагогического опыта дипломированных специалистов, 4) квалифицированных педагогов, имеющих педагогическое образование и опыт работы [2, с. 209]. Повышение квалификации педагогических работников осуществляется на базе школ, специальных центров, вузов и других учреждений образования взрослых.

Так, в США учителя повышают квалификацию в рамках краткосрочных и долгосрочных курсов при школах, колледжах и университетах как с отрывом, так и без отрыва от работы. А.А. Хатюшина отмечает, что в американской системе повышения квалификации активно применяется супервайзерство, профессиональные тренинги и модульные технологии [4, с. 7]. Для аттестации учителей, руководителей школ и преподавателей высших учебных заведений применяется так называемая «служебная оценка». Также для соблюдения объективности учитываются шесть параметров успешности педагогического работника: качество учебных занятий, самооценка учителя, мнение учеников, мнение родителей, оценка коллег и оценка администрации образовательного учреждения.

Повышение квалификации учителей Германии по утверждению О.С. Гладковой берет начало в XIX веке, когда университеты и союзы учителей работали над углублением полученных педагогами первичных знаний и приведением их в соответствие с актуальным развитием общества [3]. Современное повышение квалификации педагогических работников в Германии включает посещение очных курсов и участие в дистанционных программах, семинарах, мастер-классах и мастерских. В ходе аттестации оценивающие лица знакомятся с заранее подготовленным «блоком данных», включающим документацию учителя (планы уроков, отчеты о проделанной работе) и фактический материал (наблюдение и общение с аттестуемым педагогом) [1]. При проверке учитываются итоги предыдущей аттестации учителя, внутришкольные служебные перемещения, поощрения и участие в научной и административной сферах деятельности. Кроме того, сотрудник, назначенный руководителем школьного отдела, посещает от одного до трех уроков аттестуемого учителя. Важно отметить, что в немецкой процедуре аттестации педагогического работника участвует «доверенное лицо» (например, коллега), как гарант соблюдения прав и интересов учителя.

По утверждению Н.Н. Джемилевой полноценная система повышения квалификации педагогических работников, имеющая государственную поддержку, начала свое существование в нашей стране в 20-х годах XX века [2, с. 209]. В настоящее время самой распространенной организационной формой повышения квалификации учителей в России можно назвать курсы в разной форме: очной, очно-заочной, заочной, вечерней, дистанционной, а также в виде стажировок. Во многих государствах, в том числе в России, система повышения квалификации обладает тремя функциями: адаптационной, компенсаторной и инновационной [2, с. 213]. Адаптационная функция подразумевает в адаптации педагогических работников к ситуациям в современном образовательном пространстве, компенсаторная функция заключается в компенсации пробелов, недостатка знаний, умений, навыков, методической подготовки учителя, в свою очередь инновационная функция отражает необходимость психологической подготовки педагога к использованию в обучении результатов научно- технического прогресса, а также готовность к творческому осмыслению преподаваемого предмета. Н.Н. Джемилева выделяет общие проблемы системы повышения квалификации педагогических работников, к которым можно отнести проблему сознательности и мотивации, зависимость учителей от профессионализма обучающих их специалистов, отсутствие разнообразия курсов, а также отсутствие равного доступа педагогических работников к программам повышения квалификации [2, с. 213]. Последняя проблема частично решается введением дистанционных курсов, удобных для учителей как в плане доступа к содержанию программы, так и в плане отсутствия жестких ограничений по времени.

Схема прохождения аттестации педагогическими работниками в нашей стране менялась несколько раз в связи с изменениями в системе образования. Кроме того, процедура аттестации несколько отличается в разных регионах Российской Федерации, в целом подчиняясь положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, а также нормативным документам Министерства образования и науки Российской Федерации и Комитетов по образованию конкретных регионов.

Приказ Минобрнауки от 7 апреля 2014 года №276 определяет основные задачи проведения аттестации, состоящие в стимулировании регулярного повышения квалификации педагогических работников, профессионального, личностного роста, и, как результат, повышение эффективности и качества работы педагогов, а также обеспечение дифференциации размеров заработной платы в зависимости от категории и объема педагогической работы.

Аттестация на соответствие занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательной организацией. По результатам аттестационных испытаний может быть принято одно из двух решений: соответствует или не соответствует занимаемой должности. Необходимо отметить, что в приказе перечислены категории педагогических работников, не проходящие процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности. К таким педагогическим работникам относятся те, кто имеет присвоенные квалификационные категории, проработал в занимаемой должности в данной организации менее двух лет, беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (могут пройти аттестацию спустя два года после выхода из соответствующего отпуска), отсутствовавшие на рабочем месте в связи с заболеванием более четырех месяцев подряд (могут пройти аттестацию не ранее года после выхода на работу).

Аттестация педагогических работников с целью присвоения квалификационной категории проводится по желанию работников комиссиями, которые формируются федеральными органами исполнительной власти. Квалификационная категория устанавливается сроком на пять лет, действует при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе находящееся в другом субъекте Российской Федерации и не продлевается автоматически. Педагогические работники могут подать заявление на установление квалификационной категории все зависимости от продолжительности работы в образовательной организации, в том числе во время отпуска по уходу за ребенком. В приказе Минобрнауки от 7 апреля 2014 года №276 указаны требования, предъявляемые к кандидатам на получение квалификационных категорий, в целом заключающихся в достижении учениками стабильных положительных результатов или положительной динамики в обучении и независимых мониторингах, выявлении и развитии учителем способностей к научной, творческой или физкультурно-спортивной деятельности, личном активном участии в работе методических объединений, профессиональных конкурсах и транслировании своего методического опыта. По результатам прохождения аттестации комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию или отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории. Важно отметить, что если срок действия первой категории не окончен, а по решению аттестационной комиссии педагогическому работнику отказано в установлении высшей категории, первая категория сохраняется за работником.

Повышение квалификации педагогических работников в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом об образовании проводится минимум раз в три года в учебных заведениях, имеющих соответствующие лицензии и аккредитации на ведение подобного рода деятельности. В том случае, если образовательное учреждение направляет педагога на курсы, обучение оплачивается из средств школы, заложенных на повышение квалификации. Кроме того, учитель вправе самостоятельно выбрать курсы по интересующей его тематике и пройти обучение за свой счет. Отметим, что решение по выбору коммерческих курсов, оплачиваемых из личного бюджета, является правом педагогического работника, а не его обязанностью.

Согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.01.2014 №189-р, а также распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 31.10.2016 №3072-р вводится персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений. К преимуществам такой модели можно отнести адресное финансирование курсов повышения квалификации для конкретного педагогического работника; создание условий конкуренции учреждений дополнительного профессионального образования (далее – ДПО); создание условий свободного выбора учителем учреждения, где он будет проходить повышение квалификации; оптимальное использование региональных учреждений ДПО, университетов, а также государственных и частных образовательных организаций. Персонифицированная модель повышения квалификации состоит из шести этапов. Первый этап включает проведение мониторинга и анализа с целью выявления актуальных направлений и квот на повышение квалификации учителей. Второй этап подразумевает привлечение организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности, к реализации персонифицированной модели. На третьем этапе необходимо определить состав экспертной комиссии, занимающейся вопросами повышения квалификации. На четвертом этапе осуществляется сбор заявок образовательных организаций и проведение экспертизы программ. Пятый этап подразумевает сбор заявлений педагогических работников на курсы повышения квалификации и прохождение обучения в соответствии с программами. Наконец, шестой этап представляет собой рефлексию в форме анкетирования учителей, прошедших курсы повышения квалификации, а также обучающих организаций. Отметим, что на современном этапе количество заявок от школ в разы превышает возможности организаций, осуществляющих обучение педагогических работников по программам ДПО.

Список литературы

  1. Алферов Ю.С., Курдюмова И.М., Писарева Л.И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  2. Джемилева Н.Н. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей за рубежом. / Н.Н. Джемилева // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №1. – Том II.
  3. Гладкова О.С. О профессиональной подготовке и повышении квалификации педагогических работников в Германии. / О.С. Гладкова // Историко-педагогический журнал. – 2011. – №1.
  4. Хатюшина А.А. Теория и практика повышения квалификации учителей США: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Анна Андреевна Хатюшина; РГСУ – М., 2009.

Поделиться

7614

Черепанова В. М., Присталова И. А. Аттестация и повышение квалификации педагогических работников // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 164-168. URL: https://apni.ru/article/406-attestatsiya-i-povishenie-kvalifikatsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря