Экологические преступления всегда были одними из самых распространенных. Это связано с природным богатством нашей страны и ее значительной территорией, на которой имеется большое разнообразие как растительных, так и животных ресурсов. В связи с этим у лиц возникает желание на противозаконное посягательство на биоресурсы, подрывающее экологическую безопасность всего общества в целом.
Стоит отметить, что количество экологических преступлений из года в год возрастает. Так, согласно данным МВД РФ, за 2021 год зарегистрировано более 22 тысяч такого рода преступлений, что свидетельствует о росте на 3,6 % по сравнению с предыдущим, 2020 годом. Конечно, наиболее распространёнными из них являются незаконная рубка и незаконная охота, но с каждым годом увеличивается число преступлений, предусмотренных ст. 258.1 УК РФ. Так за 2021 год было зарегистрировано порядка 700 случаев данного преступления, а годом ранее около 650 [2].
Не стоит забывать, что все эти статистические данные усредненные и представляют собой не иначе как определённую выборку правоприменительной деятельности. Она несет в себе по большей части не реальные данные о состоянии преступлений в сфере экологии, а перспективную действенную работу следственно-судебных органов по борьбе с ними.
Если говорить о количественных параметрах преступности следует акцентировать внимание на динамике. Общее число зарегистрированных преступлений в сфере экономики от общего количества преступлений по состоянию на 2021 год составляет около 1,1 %, при этом годом ранее, в 2020 этот показатель равнялся 0,95 % от общего числа. Как видим прирост составил 0,15 %, что может показаться на первый взгляд незначительным, но, если учесть при этом общее количество совершенных преступлений на территории России за 2020 год – 2 044 221, против 2 004 404 преступлений в 2021 году, становится очевидным о значительном росте экологических преступлений. К тому же показателен этот рост если обратиться к данным начала 2000 годов, где экологические преступления составляли всего 0,45 % от всего числа преступлений [2].
Процентное соотношение совершения преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ, практически пропорционально к числу всех преступлений в сфере экологии, а потому остается примерно на одном и том же уровне, варьируясь в диапазоне 3-5%, с незначительным их уменьшением. Однако это не свидетельствует о том, что данного рода преступлений становится меньше и люди становятся более осознанными в плане обеспечения экологической безопасности, просто правоохранители уделяют наибольшее внимание совершению именно тяжких и особо тяжких преступлений, которых, к сожалению, с каждым годом становится все больше. Поэтому борьба с браконьерством на фоне этого менее приоритетна в работе, чем с теми же насильственными преступлениями [4].
Следует не забывать о таком явлении как латентная преступность. Применительно к ст. 258.1 УК РФ к факторам малого количества его совершения можно также отнести трудности с обнаружением преступления, в силу удаленности на месте его совершения, высокой степени скрытости добычи и оборота, возможный подкуп правоохранителей или их личная причастность. В любом случае вариантов множество, но все они в значительной степени занижают официальную статистику.
В целом в стране наблюдается достаточно высокий уровень латентной преступности по разным данным от 85% и может доходить до 98%. Это значит, что в официальную статистику попадает только от 2 до 15 % официально зарегистрированных преступлений от числа вообще всех совершенных на территории Российской Федерации. То есть для того, чтобы понять сколько на самом деле совершается того или иного преступления, нужно 2-15% довести до 100%. Исходя из этого если за 2021 год было зарегистрировано 700 случаев совершения преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ эту цифру необходимо умножить на 50 и 7, и получаем, что фактически их количество варьируется от 35000 до 4900 случаев [1].
Как видим, получается крайне весомое расхождение, которое несет в себе априори негативные последствия. Урон особо ценным животным объектам наносится непоправимый, и куда более значительный от официальных данных, а виновные лица не несут абсолютно никакой ответственности, причиняя огромный вред животному миру, посягая в еще более значительной степени на экологическую безопасность всего общества, и при этом получая незаконные заработки невиданных масштабов.
Стоит также обратить внимание на динамику числа осужденных по ст. 258.1 УК РФ. В 2020 году в общей сложности было осуждено 240 человек, в то время как в 2021 уже 366 человек, причем большая часть – 204 по ч.1 и 155 по ч.3, то есть мы видим увеличение количества осужденных лиц по данному составу. Получается, что в половине из них расследование преступлений прекращается, и они переходят также в состояние латентности [1].
Если обратить внимание на наказания по ст. 258.1 УК РФ, тут тоже не все так однозначно. К реальному лишению свободы в 2021 году было осуждено всего 46 человек, против 55 в 2020, и каждый год этот показатель снижается. Вместо этого назначают условное лишение свободы – 154 человека и обязательные работы 109. Нам кажется, что слишком мягкое наказание за данное преступление приводит к тому, что его распространение расширяется [3].
Важно рассмотреть криминологическую характеристику личности преступника, совершающего незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, отнесенных к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ, то есть браконьера. Как правило, это лица именно мужского пола, что обусловлено природными инстинктами «охотника и добытчика» в целом, повышенным интересом к обладанию редким трофеем, то есть самоутверждение и проявление своих способностей. Что практически не свойственно женщинам, ввиду отсутствия у них заинтересованности к данному ремеслу, нежеланию причинять вред животным и по иным причинам.
Наиболее активной криминогенной группой являются лица мужского пола в возрасте 25-50 лет на которые приходятся порядка до 85 %, при этом на лица 18-24 лет составляют всего 5 %, соответственно старше 50 лет – 10%.
Низкий процент криминогенности среди молодежи 18-24 лет, скорей всего обусловлен отсутствием интереса к добыче животных ресурсов, ввиду экологической сознательности и отсутствие пренебрежительно, потребительского отношения животным и водным биоресурсам. Чем старше мужчина становится, тем больше происходит смена приоритетов, изменяется социальная роль, статус, привычки, пристрастия, все это влияет на экологическое и правовое сознание, подталкивающее к переориентации хобби, взглядов, направленных на пренебрежительный потребительский курс, касающийся, в том числе объектов животного мира.
Таким образом, можем прийти к выводу, что возраст прямо влияет на возможность совершения мужчиной преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ, ввиду смены интересов, круга общения, реализации жизненных целей и удовлетворения внутренних потребностей. Лица среднего возраста наиболее предприимчивы, более опытны, физически способны, финансово заинтересованы для реализации своих намерений по посягательству на особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов [3].
В то же время более юные лица мужского пола в возрасте 18-24 в принципе имеют куда меньше опыта по добыче животных ресурсов, меньше возможностей на приобретение оружия, удочек и прочего оборудования для добывания, а также для получения того же охотничьего билета. Мужчины более старшего возраста от 50 лет, имеют больше физических ограничений, в связи с которыми сложнее осуществлять преступные намерения по добыче и обороту особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.