При отправлении правосудия судьи руководствуются не только положениями действующего законодательства, но и основополагающими положениями, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность на всех стадиях современного уголовного процесса. Так, под принципами уголовного судопроизводства понимают закрепленные в нормах права основные положения, определяющие сущность и характер судопроизводства, а также объем прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
Безусловно, каждый из правоведов трактует определение по-своему, что и обуславливает множество существующих мнений на этот счет. Каждый стремится выделить именно ту специфическую черту, которую он считает самой важной для данного определения. Несмотря на это, все они сходятся в том, что принципы – это первооснова, фундамент, на котором выстраивается вся уголовно-процессуальная деятельность [7].
Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Этот принцип, предусматривающий исключительное право суда осуществлять правосудие, не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства.
Так, рассматриваемый принцип гласит, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено УПК РФ [4].
Отметим, что правосудие - емкое понятие, которое не сводится лишь к деятельности в судебном разбирательстве по первой инстанции. По смыслу конституционных норм, посвященных судебной власти (глава 7 Конституции РФ), термином «правосудие» обозначается содержание судебной деятельности по конкретным юридическим делам, соответствующей всем требованиям закона [2]. Кроме того, в понятие правосудия включен в новом Кодексе и такой вид деятельности, как судебный контроль на досудебных стадиях процесса в тех случаях, когда он осуществляется в судебных заседаниях (п. 50 ст. 5) [4].
Появление этого принципа связано с распространением в 20-х и 40-х, а также в 50-х годах XX века в России практики применения особыми, специально создаваемыми органами уголовного наказания к ни в чем не повинным гражданам. Многочисленные репрессии стали возможны благодаря созданию «квазисудебных» органов («особых совещаний», «двоек», «троек», ВЧК), которые вне предусмотренной процедуры разрешения уголовных дел признавали граждан виновными в совершении преступлений и применяли к ним уголовные наказания, вплоть до смертной казни. Ужас репрессий привел к необходимости нормативного закрепления указанного принципа, гарантирующего гражданам, что все споры между ними и государством будут разрешаться уполномоченными на то компетентными органами - судами, созданными на основании закона [7, с.188].
Сегодня принцип осуществления правосудия только судом следует рассматривать в нескольких аспектах [6, с.175]. Во-первых, особую деятельность, именуемую «правосудием», может осуществлять только суд. Это означает, что на какой-либо другой государственный орган не может быть возложена обязанность по осуществлению правосудия. Ни один другой орган государства не наделен такими процессуальными возможностями для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного принятия решения по делу, как суд. Деятельность государственных и иных органов, помимо суда, нельзя назвать правосудием.
Во-вторых, судом, имеющим полномочия по осуществлению правосудия, может быть признан только тот орган, который создан исключительно на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» [2]. В связи с этим судебная система России определена исчерпывающим перечнем судов. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанные выше нормативные акты. Следует отметить, что в настоящее время в России специализированные суды не созданы. От специализированных судов следует отличать чрезвычайные суды, т. е. суды, которые создаются либо вне закона, либо на непостоянной основе, либо для проведения репрессивной, карательной политики государства, либо создание которых обусловлено какими-либо экстремальными обстоятельствами, например чрезвычайным положением [3, с.134]. Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации запрещено.
В-третьих, правосудие может осуществляться лишь тем судом, который отвечает требованиям законности, компетентности и беспристрастности. Это означает, что если судебный орган не отвечает хотя бы одному из указанных выше требований, то его деятельность и решения нельзя признать законными, отвечающими предназначению правосудия.
В-четвертых, только суд может отменять или изменять акты правосудия. Это означает, что при осуществлении правосудия правом отмены или изменения судебных актов могут быть наделены исключительно суды, а не какие-либо иные государственные органы и должностные лица. Причем отменять или изменять судебные акты могут только вышестоящие суды [1, с.2].
В целом, принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых данной стадии задач. Принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по уголовным делам. Ни одно судебное решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в т. ч. высшей государственной властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, не исключая высшие органы власти.