Терроризм в его наиболее современном понимании приобрел характер широко распространенного явления социально-политико-экономического характера, встав в один ряд с такими явлениями, как распространение оружия массового поражения, мировые войны, то есть угроза, представляющая опасность для всего человечества. В теоретических источниках по криминологии, политологии, праву и др. – терроризм рассматривается как комплексное преступное деяние, несущее опасность для личной, общественной и государственной безопасности. Деятельность международных террористических организаций приобретает все более изощренные формы, направленные на ассиметричный ответ, осуществление несопоставимо большего ущерба в экономическом, социальном, политическом, физическом и моральном аспектах. Идеологами терроризма используются все более усложненные, информационные технологии: и в сетевом терроризме, и в создании подавленного морального настроя в обществе, и в вербовочной деятельности.
Семантически близкие понятия «терроризм», «теракт», «террористический акт», «террористическая организация» стали постоянной составляющей средств массовой информации, вызывая беспокойство и озабоченность в обществе относительно безопасности и перспектив будущего развития. Именно по этой причине необходимо определить наиболее содержательное правовое определение данного понятия и подходы к его содержанию в научной литературе современной России. Этимологическим источником данного термина является латинское слово “terror”, что дословно обозначает «ужас», «страх», и отражает социально-эмотивное восприятие феномена терроризма. Обращаясь к традиционному толкованию понятия «терроризм» из толкового словаря С.И. Ожегова, необходимо отметить его сущностную характеристику – насильственную направленность: «Терроризм – это физическое насилие по отношению к политическим противникам, вплоть до физического уничтожения» [4].
В Уголовном кодексе Российской Федерации закреплено понятие «террористический акт», под которым понимается: «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность или приводящих к гибели человека, устрашение население, причинение значительного имущественного вреда или наступление иных тяжких последствий. Совершение террористического акта чаще всего преследует цель – оказание воздействия на органы власти, международные сообщества. В этих же целях может иметь место угроза террористического акта» [6].
Однако в этой связи более содержательным и в то же время лаконичным представляется определение, сформулированное в государственном департаменте Соединенных Штатов Америки: «Терроризм – это заранее обдуманное и политически мотивированное насилие в отношении лиц, непосредственно не участвующих в военных действиях, организованное подпольными государственными группами или субнациональными агентами» [2].
В научной литературе выделяется несколько направлений определения терроризма. В частности, с точки зрения материализма, терроризм рассматривают как акты насильственных действий, направленных на достижение определенных конкретно-политических целей. В этом смысле деяние будет квалифицироваться как террористический акт, если материальной стороной этого акта будет захват заложников или убийство. Прочие компоненты терроризма позволяют квалифицировать это преступление как «террористический акт:
- совершение вооруженного насилия над невинными, безоружными людьми, мирными жителями;
- необычное по своей тяжести и охвату жертв вооруженное насилие;
- наличие у данного преступления признаков организованности, проявляемых в методах его подготовки и реализации;
- осознанная преступная направленность на создание атмосферы паники, хаоса и страха;
- скрытность, внезапность, незаконность противоправного акта» [1].
Определяя терроризм, Л.В. Пащенко и Р. Пащенко акцентируют внимание на его целевой направленности, и выделяют следующие «признаки преступления:
- особая опасность, обусловленная совершением действий особо опасного характера или угроз совершения таких действий;
- публичный характер массового деяния;
- преднамеренное создание обстановки паники и страха;
- дуалистический характер террористического акта: психологическое воздействие на одних лиц, а массовое реальное опасное воздействие, сказывающееся на других» [5].
В настоящее время, в силу особой опасности и распространения данного феномена, он приобретает все большую международно-правовую криминализацию, что вызывает идеологическую полемику, в частности, в области классификации терроризма. В частности, «наиболее общепринятой классификацией терроризма является деление терроризма на:
- этнический терроризм;
- социально дифференцированный (классовый) терроризм;
- государственный терроризм;
- религиозный терроризм» [3].
Однако для полного исследования наиболее целесообразно представляется классификация терроризма на внутригосударственный и международный.
Принципиальные отличия внутреннего и международного терроризма очевидны, однако внутригосударственный терроризм несет не только угрозу определенному конкретному государству и населению конкретной страны, но и безопасности всего мирового сообщества. Единодушие в понимании сущности терроризма и его классификационных началах позволяет выработать методы борьбы с ним и эффективно противостоять террористическим вызовам.
Также эмпирическое наблюдение за проявлениями терроризма во всем мире позволяет говорить о развитии наиболее сложных и изощренных методов террористов, условно эти методы можно разделить на следующие группы:
- методы физического насилия, направленные на устранение конкретных целей (субъектов, объектов материальной, живой природы, зданий, сооружений и т.д.);
- методы воздействия на ресурсы различной природы, в том числе на информационные и экономические ресурсы, от которых зависит жизнедеятельность большого количества людей;
- оказание морально-психологического воздействия на социум;
- организационные методы вербования и подготовки членов террористических организаций.
Таким образом, рассмотрение терроризма и попытки его классификации по субъекту позволяет разграничить деятельность террористических организаций от преступной деятельности других организованных групп. Вместе с тем, ни одно определение и ни один классифицирующий подход нельзя считать исчерпывающим и однозначным, и лишь помогающим понять сущность данного явления.