Введение. Современный человек находится под влиянием возрастающего количества стрессовых факторов, оказывающих негативное воздействие на функциональное состояние организма. Одним из методов, способствующих повышению работоспособности и влияющих на самочувствие в целом, является Sand-art терапия. При помощи этой методики происходит активизация правого полушария и синхронизация работы обоих полушарий головного мозга, что дает возможность человеку не только проявить свой творческий потенциал, но и существенно улучшить общее состояние. Применение песка особого качества оказывает непосредственное влияние на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики и координации движений, также это оказывает расслабляющий эффект и способствует нормализации некоторых параметров сердечно-сосудистой системы. Помимо этого, воздействие света и тени способствует развитию ассоциативного мышления, что в совокупности с другими механизмами оказывает положительное влияние на организм. Проведено комплексное исследование физиологических и психологических показателей 22 участников. Анализ изучаемых параметров производился до Sand-art терапевтического сеанса и после него. С целью оценки психологического статуса проводился тест Люшера и определялась простая сенсомоторная реакция до проведения Sand-art терапии и после неё. По результатам проведённого исследования были выявлены изменения результатов тестирования простой сенсомоторной реакции и теста Люшера. Полученные результаты свидетельствуют о существенном влиянии Sand-art терапевтического сеанса на функциональное состояние человека.
Объекты и методы исследования. Проведено комплексное исследование физиологических и психологических показателей 22 участников (9 юношей и 13 девушек), средний возраст 20±1,2 лет. Критериями включения в группу являлось отсутствие заболеваний сердечно-сосудистой системы и дефектов цветовосприятия. От каждого из участников было получено информированное согласие. Анализ изучаемых параметров производился до Sand-art терапевтического сеанса и после него. Рисование песком специальной фракции производилось на специальном столе, оборудованном подсветкой, создающей фон для процесса, длительность сеанса 20-40 минут. Испытуемым был предложена анкета, которая состояла из вопросов, позволяющих оценить своё состояние до проведения Sand-art терапии и после неё. С целью оценки психологического статуса проводился тест Люшера, используемый для диагностики внутреннего состояния человека, а именно психофизиологического состояния, стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей, наличия и причин психологического стресса. С помощью теста определялся цвет, устанавливаемый в качестве фона во время Sand-Art терапии. Испытуемый по одной карточке выбирал 4 цвета, дважды до и после сеанса. Первый совпавший, в процессе обоих выборов цвет, устанавливался в качестве фонового цвета для Sand-Art терапии. Цвета разделяются на основные: синий, зеленый, красный и желтый и дополнительные: черный и серый – ахроматические, фиолетовый и коричневый – смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические потребности, поэтому они в норме и при полной уравновешенности должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностей сфере. Синий цвет характеризует спокойствие и удовлетворенность. Зеленый - уверенность, настойчивость и упрямство. Красный цвет символизирует силу волевого усилия, агрессивность, возбуждение. Желтый характеризует активность, стремление к общению, веселость. Также был проведен анализ первых и последних рисунков испытуемых, которые изображались в ходе Sand-art терапевтического сеанса, с помощью типологии рисунков по Г. Риду. Данная методика подразумевает под собой разделение рисунков на 8 основных типов, для каждого из которых характерен ряд признаков. Также существует смешанный тип рисунка, при котором имеются элементы сразу нескольких типов. При эмфатическом типе рисунка предпочтение отдается передаче атмосферы, непосредственному выражению ощущений, впечатлений. При гаптическом типе рисунка предпочтение отдается изображению внутренних ощущений, часто болезненных, свидетельствующих о наличии каких-либо проблем. При ритмическом типе рисунка предпочтение отдается изображению движения. Структурный тип рисунка подразумевает изображение структуры целого. В органическом типе рисунка преобладают органически естественные и простые формы. Перечисляющий тип рисунка подразумевает наличие различных изображенных объектов, которые трудно объединить какой-либо связью. Декоративный тип рисунка, как правило, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения. Имажинарный тип рисунка содержит какой-либо сюжет, который может быть, как заимствованным из различных источников, так и быть плодом фантазии испытуемого. Кроме того, определялась простая сенсомоторная реакция до проведения Sand-art терапии и после неё. Кардиоритм был определён с помощью ВНС-микро фирмы Нейрософт. Статистическая обработка выполнена с помощью программ Excel и IBM SSPS Statistics 26.
Результаты и их обсуждение. В ходе Sand-Art терапии с помощью теста Люшера были выявлены изменения психического состояния участников. До проведения терапевтического сеанса 77% испытуемых отдавали предпочтение основным цветам теста. После проведения этот процент остался прежним, однако соотношение цветов изменилось. Изменения в результатах теста до и после сеанса Sand-Art терапии наблюдались в 33% случаев и из этого количества в 57% наблюдались изменения основного цвета на другой основной цвет. Преобладающим цветом до проведения сеанса являлся желтый, он был выбран в 29% случаев. После проведения сеанса Sand-Art терапии преобладающий цвет изменился на синий, который составлял 29%. Наиболее изменчивым цветов теста являлся зеленый, в 50% случаев он изменялся на синий, в остальных случаях цвет сохранялся. Стоит отметить, что замена доминирующего зеленого цвета в тестах на синий не отражалась на субъективной оценке самоуверенности испытуемого, но отражалась на показателях уровня стресса, которые свидетельствовали о его уменьшении. Необходимо отметить, что при наличии доминирующего желтого цвета до проведения сеанса не происходило снижение уровня стресса или наблюдался его рост при субъективной оценке испытуемым. Красный цвет остался доминирующим в 75% и в 25% изменялся на другой основной цвет. Синий цвет сохранялся в 75% случаев, однако в 25% случаев изменялся на дополнительный цвет, при этом уровень счастья, настроения и уверенности при субъективной оценке уменьшился. При наличии доминирующего синего цвета после проведения сеанса Sand-Art терапии или при его сохранении наблюдалось значительное снижение уровня стресса при его субъективной оценке испытуемыми. Необходимо отметить, что у испытуемых, активно использовавших мелкую моторику в детстве, наблюдалось изменение доминирующего цвета после сеанса лишь в 20% случаев. У испытуемых, испытывающих недостаток сна или же имеющих нерегулярный режим сна, составлявшие 23% от всех испытуемых, не менялся доминирующий цвет в тестах до и после в 60% случаев, а также отсутствовал желтый цвет как до, так и после проведения сеанса Sand-Art терапии. У испытуемых, ведущих малоактивный образ жизни и также испытывающих недостаток сна или же имеющих нерегулярный режим сна, составлявшие 23% от всех испытуемых, отсутствовал доминирующий синий цвет в тестах как до, так и после проведения сеанса. Испытуемые, имеющие вредные привычки, а именно курение на постоянной основе, в качестве доминирующего цвета в тестах до и после сеанса Sand-Art терапии выбирали дополнительные цвета.
В ходе анализа первых и последних рисунков испытуемых, которые изображались в ходе Sand-art терапевтического сеанса, был выявлен ряд закономерностей. Первый рисунок, изображенный в ходе сеанса, в 77% случаев представлял собой простой рисунок. Из данных рисунков 59% являлись органическими, 24% имажинарными, 12% декоративными и 6% ритмическими. В 33% первыми рисунками являлись смешанные, в которых преобладали органические элементы в 80% смешанных рисунков. Также имелись эмфатические элементы, в 60%, декоративные, в 40% имелись элементы перечисляющих и ритмических рисунков в 20%. Первые рисунки являлись наиболее простыми, так как отмечено преобладание органических простых рисунков и органических элементов в смешанных. Последним рисунком, который изображали испытуемые, в 59% являлся простой рисунок и в 41% – смешанный, что указывает на усложнение рисунков в процессе сеанса. В простых последних рисунках отмечалось наличие всех типов рисунков, в отличие от первых, и в 31% случаев преобладающим типом являлся органический. Из данных рисунков 23% составляли имажинарные, 23% эмфатические и 15% ритмические. Гаптические рисунки имелись в 8% случаев, что указывало на наличие внутренних проблем испытуемого. Также отмечалось появление гаптических элементов в 13% смешанных рисунков. Преобладающими элементами смешанных рисунков являлись в 88% изображений- декоративные и 75% – органические. В 25% рисунков имелись перечисляющие элементы.
Частота изменений первого простого рисунка на последний смешанный составляла 32%. Частота сохранения простого рисунка как в начале сеанса, так и по его окончании составляла 45%. Частота упрощения рисунка в ходе сеанса, когда первым рисунком являлся простой, а последний смешанным составляла 18%. Сохранение смешанного рисунка как до, так и после проведения сеанса было отмечено в 5% случаев, и встречалось у лиц, отдавших предпочтение дополнительным цветам в тесте Люшера, как до проведения сеанса, так и после.
По результатам проведённого исследования было выявлено изменение времени простой сенсомоторной реакции (СМР) и процент ошибочности (ПО) у испытуемых до и после арт-терапевтического сеанса. В исследовании простой сенсомоторной реакции были использованы разные фигуры (1- квадрат, 2-круг, 3- ромб, 4- треугольник), и результаты СМР и ПО по каждой из них отличались. Так, в ответ на появление красного квадрата время реакции до Sand-art терапии у девушек составило в среднем 423,48±1,993 мс, что практически не отличалось от времени после, которое составило 423,46±1,789 мс. У исследуемых мужского пола среднее время реакции на эту фигуру до сеанса составило 448,96±3,716 мс, а после – 429,81±3,994 мс. Говоря о времени реакции на круг до Sand-art терапевтического сеанса, как у девушек, так и у представителей мужского пола можно отметить уменьшение СМР. У девушек до – 434,73±1,586 мс, а после – 427,1±2,237 мс. У юношей до – 459,82±3,209 мс, после – 438,16±3,918 мс. Время реакции при появлении ромба у представительниц женского пола до терапии в среднем составляло 415,41±1,433 мс, а после уменьшалось и составляло 405,59±2,016 мс. У представителей мужского пола до терапии оно равнялось 435,78±3,333 мс, после – 426, 19±4,111 мс. В ответ на появление красного треугольника, время реакции у девушек до рисования на песке составляло 439,57±2,298 мс, после – 413,94±1,921 мс. У юношей время реакции на эту фигуру в среднем до сеанса составляло 451,88±3,929 мс, а после прохождения терапии – 436, 67±4,230 мс.
У девушек до сеанса Sand-art терапии ПО на первую фигуру (красный квадрат) составил в среднем 0,07±0,0086, после – 0,08±0,0056. У юношей ошибочность до рисования на песке составила в среднем 0,17±0,0057, а после – 0,14±0,007. У девушек ПО на круг до терапевтического сеанса составила в среднем 0,1±0,0069, а после – 0,096±0,0058. У юношей: до – 0,16±0,0067, а после – 0,15±0,0076. До Sand-art терапии цифры ошибочности при появлении ромба у девушек равнялись в среднем 0,085±0,007, после же – 0,07±0,006. У юношей: показатели до составили 0,15±0,0069, после – 0,13±0,007. Тенденция ошибочности при исследовании реакции на треугольник у юношей и девушек неоднозначна. У девушек ошибочность в среднем уменьшалась с 0,095±0,0088 до 0,075±0,0064, что нельзя сказать о результатах юношей: средняя ошибочность изначально равнялась 0,13±0,0041, а затем после сеанса рисования песком увеличилась до 0,15±0,0093.
В результате анализа индекса вегетативного равновесия, который отражает соотношение между активностью симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы, и вегетативного показателя ритма сердца (ВПР), который позволяет судить о влиянии парасимпатической системы выявлено, что у ваготоников повысилась роль симпатической нервной системы в регуляции кардиоритма пациентов. У симпатотоников же, наоборот, увеличилось влияние парасимпатической нервной системы.
Также при анализе кардиоритма проведен спектральный анализ. Оценены: высокочастотный волновой диапазон (High Frequency – HF) или быстрые волны – это преимущественно дыхательные волны с дыхательными движениями, являются отражением активности парасимпатического отдела автономной нервной системы; низкочастотный волновой диапазон (Low Frequency – LF) или медленные волны 1-го порядка имеют смешанное происхождение и связаны, преимущественно, с активностью симпатического отдела автономной нервной системы; очень низкочастотный диапазон (Very Low Frequency – VLF) или медленные волны 2-го порядка отражают влияние ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, концентрации катехоламинов в плазме, системы терморегуляции и других факторов (центральный и гуморально-электролитный контуры регуляции).
В нашем исследовании выявлено, что у ваготоников мощность дыхательных волн, медленных волны 1-го порядка, медленных волны 2-го порядка после воздействия «песочного» стола снизилась. Соответственно, понизилось воздействие парасимпатической нервной системы и центрального контура регуляции, но при этом лидирующим установилось влияние симпатического отдела автономной нервной системы (на что указывает уменьшение мощности HF). У второй группы студентов (нормотоники) низкочастотный и очень низкочастотный диапазоны увеличиваются, а высокочастотный диапазон несколько уменьшается после проведения Sand-art-сеанса, что говорит о смещении баланса в сторону симпатической нервной системы. У испытуемых третьей группы (симпатотоники), как и у предыдущей, наблюдалось повышение VLF и LF, но HF не изменился, что может свидетельствовать об увеличении тонуса сосудов из-за повышения действия симпатической нервной системы.
У 100% испытуемых время прохождения простой сенсомоторной реакции имеет тенденцию к уменьшению, а значит, скорость их реакции возрастает. Анализ показателей до Sand-art терапевтического сеанса и после выявил, что как у девушек, так и у юношей ПО реакции на три фигуры из четырёх уменьшился. По результатам теста Люшера было выявлено, что наиболее стабильным цветом являлся желтый, который остался доминирующим в тестах до и после сеанса Sand-Art терапии и сохранялся в 80% случаев. Наиболее изменчивым цветом теста был выявлен зеленый. Исследование также показало, что образ жизни и качество сна оказывали влияние на выбор цвета. При проведении оценки изображений испытуемых в процессе Sand-art терапии следует отметить, что для рисунков девушек характерно усложнение, а у юношей – упрощение. Первыми рисунками девушек в 85% случаев являлись простые рисунки тогда, как после сеанса их процент составлял 46%. Первыми рисунками юношей в 67% случаев являлись простые рисунки, тогда как после сеанса их процент составлял 89%.
Выводы. На основании полученных данных можно сказать, что активность автономного контура регуляции увеличивается у ваготоников и уменьшается у нормо- и симпатотоников. Уровень центральной регуляции сердечнососудистой системы снижается у ваго- и симпатотоников. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о существенном положительном влиянии Sand-art терапии на психологическое состояние человека, в частности, улучшалось самочувствие, настроение, увеличивалась работоспособность и коэффициент полезного действия, кроме того, уменьшался уровень стресса. Основываясь на этом, можно утверждать, что Sand-art терапевтический сеанс является действенным методом к уменьшению пагубного влияния факторов стресса на функциональное состояние организма современного человека.