Одним из наиболее эффективных механизмов региональной политики и государственного регулирования в современном Казахстане является разработка и реализация прогнозов территориального развития. Прогнозы воплощают в себе общий замысел, взгляд в будущее и основные направления развития страны и её регионов. Развитие территорий формируется на системно-диалектической основе и приобретает сложную структуру, охватывающую все сферы регионального развития территории.
В Казахстане организация прогнозирования и планирования и их порядок устанавливаются и регулируются законодательными документами, постановления правительства. Прогнозирование дает возможность заблаговременно подготовиться к будущим изменениям, рассчитать возможные последствия действий, предпринимаемых в настоящем, будучи основой для разработки стратегических планов, целевых комплексных и функционально-структурированных программ. Работы по прогнозированию развития регионов образуют комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию. Главная роль прогнозирования в развитии территорий – это создание научных предпосылок, включая альтернативное предвидение распределения земельных и других ресурсов города и района, оценку и обоснование возможных последствий, в том числе негативных.
Эффективность решений, принимаемых на государственном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в регионах. В этой связи возрастает значение региональных прогнозов развития Республики Казахстан, учитывающих как влияние государственной социально-экономической политики, так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий.
Социально-экономическое положение регионов Казахстана различно, что предопределено их дифференциацией по географическому положению, имеющимися возможностями для наращивания экономического потенциала, обеспечения комфортной среды обитания для жителей [1]. Разработка комплексного прогноза развития экономической и социальной сфер региона как целостного образования является наиболее сложной проблемой ввиду необходимости учета специфики природно-ресурсных (в первую очередь климатические особенности), социально-демографических (демографические, социальные и трудовые характеристики населения), экономических (развитие транспорта и кредитно-финансовой сферы региона, покупательские способности населения и др.) условий каждого региона, которая определяет его собственные социально-экономические интересы, интегрирующие социально-экономические интересы проживающего на данной территории населения.
В отличие от республиканских государственных прогнозов региональные прогнозы социально-экономического развития обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, минимальными объемами работ и затратами ресурсов, конкретным лимитированием времени реализации и связаны как с общегосударственной концепцией регионального развития, так и с региональной политикой страны.
Нормативно-правовая база разработки программ социально-экономического развития на региональном уровне представлена нормативно-правовыми актами, которые определяют общие направления политики и устанавливающими правила взаимодействия различных институтов.
Непосредственной разработкой и реализацией региональных прогнозов в соответствии с Конституцией РК и Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 января 2015 года № 9 «Об утверждении Правил и сроков разработки прогноза социально-экономического развития» занимаются исполнительные и законодательные органы власти регионов РК, которые, опираясь на принципы и направления региональной политики, формируют основные векторы региональной политики региона [2].
Прогноз социально-экономического развития, разрабатываемый на уровне области состоит из следующих разделов:
- тенденции, приоритеты, целевые индикаторы и показатели социально-экономического развития области;
- прогноз показателей социально-экономического развития области на пятилетний период;
- прогноз бюджетных параметров области на плановый период, включающий прогноз поступлений и расходов бюджета области (в разрезе районов (городов областного значения), города районного значения, сел, поселков, сельских округов);
- новые инициативы расходов, направленные на реализацию приоритетов социально-экономического развития области;
- перечень приоритетных бюджетных инвестиций на плановый период в разрезе приоритетных направлений области.
Разработка прогноза социально-экономического развития области осуществляется уполномоченным органом по государственному планированию области в два этапа.
На первом этапе осуществляются разработка проекта прогноза социально-экономического развития области, а на втором этапе осуществляются уточнение прогноза показателей и актуализация разделов проекта прогноза социально-экономического развития области.
Органы исполнительной власти области отвечают за разработку концепции и стратегического плана развития региона. Они вырабатывают основные направления региональной политики. Профильные министерства и комиссии при исполнительных органах власти (Министерство Национальной экономики РК) занимаются оценкой разработанных программ и выносят свои рекомендации о целесообразности принятия программ. Непосредственно глава региона на основании представленной концепции областной программы с учетом заключения профильных министерств и комиссий принимает решение о целесообразности разработки соответствующей областной программы.
Исполнителями региональной программы могут являться органы исполнительной власти (государственные органы) органы местного самоуправления, организации, на которые возложена ответственность за реализацию мероприятий областной программы, а также юридические и физические лица, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РК и законодательством РК о размещении заказов для государственных и региональных нужд [3].
Прогнозирование регионального развития – это предвидение социально-экономической ситуации в Западно-Казахстанской области на перспективу с учетом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих» воздействий. В отличие от прогнозирования планирование регионального развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на нее посредством принятия и реализации соответствующих управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния. Таким образом, планирование развития регионов – это моделирование будущего социально-экономического состояния регионов с учетом как независящих от субъектов управления внешних факторов, так и принимаемых ими управленческих решений.
Прогнозирование и планирование развития регионов является важной формой государственного регулирования экономического развития региона. К инструментам такого регулирования относятся методы ориентирующего характера и активного воздействия.
Для преодоления проблем, снижающих эффективность реализации программ социально-экономического развития на региональном уровне требуется комплексная и последовательная модернизация уже сложившейся системы управления региональным развитием, внесение в нее по мере необходимости определенных корректировок. Можно выделить следующие приоритетные направления совершенствования регионального планирования социально-экономического развития:
Создание эффективной системы инструментов оценивания и совершенствования социальных и экономических показателей региона:
- отражение при анализе ситуации в регионе не только рядовых показателей (уровень рождаемости, численность населения и т.д.), но и социальных приоритетов региона, что позволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться на основных социальных проблемах, создать организационные, налоговые и законодательные стимулы их разрешения;
- разработка социальных нормативов, которые создадут условия для планирования социального развития региона, оптимального использования отчислений в бюджет при заключении тендерных соглашений.