Главная
Конференции
Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации
Особенности системного и несистемного музыкального образования

Особенности системного и несистемного музыкального образования

Автор(-ы):

Попова Нина Евгеньевна

Смирнова Наталья Андреевна

Букминов Антон Арнольдович

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

системное образование в музыкальных школах
системное музыкальное образование в центрах дополнительного образования

Аннотация статьи

В статье поднимается вопрос о преимуществах и недостатках системного музыкального образования в государственных образовательных организациях. Преимуществом является выдача документов государственного образца об образовании, но это не всегда является мотивом для дальнейшего музыкального образования. Рассматриваются особенности музыкального образования в центрах дополнительного образования. Преимущество музыкального образования в центрах дополнительного образования в том, что туда приходят обучающие по собственной инициативе и готовые к самосовершенствованию. Недостатком является отсутствие документа, подтверждающего наработанный профессионализм, что не дает права для получения дальнейшего музыкального образования.

Текст статьи

К организациям, воспитывающим учащихся и предоставляющим услуги по обучению и овладению базовыми техническими навыками игры на музыкальном инструменте и развитию вокальных навыков, можно отнести:

  1. детские музыкальные школы (ДМШ);
  2. детские школы искусств (ДШИ);
  3. творческие формирования в рамках домов культуры, культурно-досуговых центров и центров культуры;
  4. частные организации (музыкальные школы, творческие студии, студийные кружки).

Безусловно, получение государственного музыкального образования имеет ряд преимуществ.

В первую очередь, современная социокультурная ситуация порождает новые тенденции развития образования: уменьшение роли формального образования и увеличение роли образовательного воздействия жизненного окружения [2], поэтому для обучающихся важно определить окружение. Оно может быть положительным и отрицательным [1]. Именно музыкальные школы призваны создавать для обучающихся определенный настрой, эстетику, эргономику, стать положительным импульсом в освоении музыкальной грамоты.

Системное музыкальное образование позволяет выпускнику получить государственного образца документ, подтверждающий знания и навыки, полученные в процессе обучения. Данный документ позволит продолжить дальнейшее обучение. Например, документ об окончании музыкальной школы позволяет поступить в музыкальное училище. Диплом музыкального училища, в свою очередь, дает право поступить в консерваторию (за исключением вокального отделения).

Музыкальные компетенции выпускников формируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, поэтому перед обучением потенциальный обучающийся или его родители (законные представители) могут ознакомиться с образовательными программами и заранее узнать, какие знания и навыки будут получены в процессе обучения. В целом программы музыкальных школ нацелены на то, чтобы выпускник продолжил дальнейшее музыкальное образование. Однако не у всех обучающихся есть желание и возможности связать свою жизнь с музыкой, и они выбирают совершенно другие профессии.

Минус системного музыкального образования еще и в том, что оно носит объективный характер. Например, подросток, чтобы самореализоваться и понравиться окружающим, идет в музыкальную школу, чтобы научиться играть на гитаре. Его цель – исполнять преимущественно аккомпанемент и петь. Однако программа музыкальной школы не предусматривает этого и дает подростку не те знания и навыки, за которыми он пришел.

Следовательно, системное музыкальное образование может давать обучающимся совершенно не те знания и навыки, которыми они хотят обладать.

Может ли быть выход из создавшейся ситуации?

Выход видится в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование является всеохватывающей системой и требует многогранного подхода. Мы же остановимся на таком важном компоненте дополнительного образования как обучение музыкальному искусству. В него, соответственно, входит обучение игре на инструментах, обучение вокалу, игра в ансамбле или оркестре и др. Задача дополнительного музыкального образования заключается в выработке у учащихся технических навыков, необходимых для игры на определенном инструменте, а также развитию слуха. Известно, что человек получает до 90% информации через зрительное восприятие, и лишь около 7% посредством слуха [3]. Однако самые волнующие и эмоциональные переживания человек получает именно через аудиальный канал восприятия.

Что касается плюсов несистемного дополнительного образования, то тут можно говорить о том, что оно носит субъективный характер. Оно не регламентируется какими-либо нормативно-правовыми документами. Однако учебная программа составляется с учетом индивидуальных потребностей обучающегося и превращает его из обучаемого в обучающегося, который помимо тех знаний и навыков, что дает педагог, осваивает многое самостоятельно.

Дополнительное образование дает человеку именно те знания и умения, которые ему необходимы. Педагог, чтобы составить индивидуальную программу ученику, использует беседу, в ходе которой выявляет интересы, предпочтения ученика, его возможности. Так рождается индивидуальная программа обучения, направленная на интересы обучающегося с учетом его первоначальных навыков. В ходе индивидуального обучения обучающийся получает знания по сольфеджио, которые позволяют профессионально работать с музыкой, изучать музыкальную грамоту, а образование, в целом, нацеливает на процесс обучения в течение жизни.

Учащийся в системе дополнительного музыкального образования может достигнуть высокого уровня техники, достаточного для поступления в музыкальное училище, однако он лишен права получения документа об образовании и у него нет возможности поступить в музыкальное училище, связать свою жизнь с музыкой и получить профессию музыканта.

Отсюда вытекает актуальный вопрос: почему система дополнительного образования не имеет права выдавать документы государственного образца, чтобы выпускник системы дополнительного образования смог продолжать обучение в системе государственного образования, так как национальная доктрина образования направлена на осуществление образования человека в течение всей жизни.

Ученые и практикующие специалисты много дискутируют на тему преимуществ системного и несистемного образования. Личный опыт авторов статьи говорит о том, что выбор той или иной формы образования зависит от интересов, индивидуальных желаний учащихся, возможностей их родителей (законных представителей). Поэтому, прежде чем отдать ребенка в образовательное музыкальное учреждение или кружок, следует проанализировать, что именно нужно ребенку, и в каком центре он получит то, что ему нужно в полной мере. Лишь после подробного объективного и субъективного анализа следует выбирать нужное ребенку учреждение.

Отсюда встает актуальный вопрос для научного сообщества: система дополнительного образования нуждается в государственных образовательных стандартах и, как следствие, выдачи после окончания документов государственного образца, чтобы человек смог беспрепятственно обучаться в течение всей жизни.

Список литературы

  1. Букминов А. А. К вопросу о самоорганизации досуга детей через систему дополнительного образования [Текст] / А. А. Букминов, Н. Е. Попова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: сб. статей. – Ульяновск, 2019. – С. 235-238.
  2. Даутова О. Б. Социокультурная обусловленность современной учебно-познавательной деятельности [Текст] / О.Б. Даутова // Человек и образование. – СПб, 2009. – №3(20). – С. 47-50.
  3. Шебалина А. Н. Звук как фактор искусства [Текст] / А. Н. Шебалина // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2009. – №5(34). – С. 71-72.

Поделиться

1383

Попова Н. Е., Смирнова Н. А., Букминов А. А. Особенности системного и несистемного музыкального образования // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 161-164. URL: https://apni.ru/article/407-osobennosti-sistemnogo-i-nesistemnogo-muz

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля