В современном обществе в настоящее время наблюдается снижение интереса к чтению младших школьников, так как вместо чтения, учащиеся предпочитают просмотр телепрограмм и видеороликов, компьютерных игр, по этой причине уровень их грамотности снижается.
Изучение литературных произведений с использованием современных интерактивных средств, несомненно, только способствует активизации читательского интереса младших школьников.
Для формирования читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения, нами была разработана экспериментальная программа
Цель программы: формирование интереса к чтению у младших школьников в процессе интерактивного обучения различным видам чтения.
Задачи программы:
- использовать интерактивное обучение с учащимися начальной школы на практике, чтобы вызвать интерес у читателей;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) путем использования различных форм с помощью интерактивных занятий;
- развивать мировоззрение читателя учащихся посредством организации литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации с использованием интерактивных форм обучения;
- стимулировать творческие способности младших школьников, развивать творческие способности в интерактивном обучении различным видам чтения;
- развивать навыки работы с различными художественными материалами [3].
При организации занятий по формированию читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения учитывалась динамика работоспособности младших школьников:
- 3-5 минут – тренировка;
- 5-10 минут – оптимальный, период наивысшей эффективности;
- 2-3 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо скорректировать нагрузку, расслабиться (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, утомлению организма);
- 5-10 минут – период средней успеваемости (остальное время урока – период непродуктивной работы, проявляется усталость).
С целью коррекции и повышения уровня сформированности читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения необходимо создать следующие педагогические условия:
- создание творческой атмосферы, способствующей свободному проявлению творческого мышления учащихся;
- формирование дружеских отношений между всеми членами группы при совместной работе;
- использование в содержании занятий по формированию читательского интереса интерактивного обучения (доска, презентации и т.д.);
- разработка и внедрение тематических интерактивных занятий по литературному чтению, направленных на формирование читательского интереса учащихся.
Программа формирования читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения предполагает реализацию следующих этапов [2]:
- Исследовательский этап: изучение начального уровня формирования читательского интереса младших школьников;
- Этап деятельности: реализация программы по формированию читательского интереса у младших школьников в ходе интерактивного обучения различным видам чтения, тренинг по совершенствованию: накопление информации;
- Этап внедрения: внедрение полученных результатов на практике.
Эта программа рассчитана на 1 учебный месяц (10 уроков по 1 часу), 2-3 урока в неделю.
Тематическое планирование:
1. Произведение: С. Есенин «Черемуха».
Задачи:
- развитие интереса к чтению с помощью изобразительных средств (иллюстрации к стихотворению, макет черемухи и портрет С. Есенина);
- повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
- улучшение речи и обогащение словарного запаса младших школьников при пересказе и ответе на вопросы.
Методы и приемы: демонстрация иллюстраций и макета черемухи и портрета С. Есенина.
2. Тема: «А Куприн «Слон»».
Задачи:
- развитие интереса к чтению с помощью изобразительных средств (иллюстрации диафильма, внезапная демонстрация персонажа – слона);
- повышение уровня знаний в процессе знакомства с автором;
- улучшение речи и обогащение словарного запаса младших школьников при пересказе и ответе на вопросы.
Методы и приемы: просмотр диафильма.
3. Тема: «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»».
Задачи:
- познакомить детей с жизненным и творческим путем писателя, продолжить работу над совершенствованием техники чтения;
- развитие интереса к чтению с помощью наглядных пособий (иллюстрации к диафильмам, фигурка лебедя);
- повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
- улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы [1].
Методы и приемы: просмотр диафильма и демонстрация фигурки лебедя.
4. Тема: «А.Н. Афанасьев «Белая уточка»».
Задачи:
- развитие интереса к чтению с помощью наглядных пособий (иллюстрации слайдов диафильма, демонстрация сказочных предметов – утки);
- повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
- улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.
Методы и приемы: просмотр диафильма, демонстрация сказочных предметов (утка), анимационные картинки.
5. Тема: «Великие русские писатели».
Задачи:
- развитие интереса к чтению стихотворений писателей с помощью визуальных средств (иллюстрации портретов с подписями и стихотворениями);
- повышение уровня знаний в процессе ознакомления с произведениями;
- улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.
Методы и приемы: Демонстрация портретов русских писателей и иллюстраций к их произведениям.
6. Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»».
Задачи:
- развитие интереса к чтению наглядными средствами (иллюстрации слайдов диафильма);
- повышение уровня знаний в процессе ознакомления с произведением;
- совершенствование речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответах на вопросы.
Методы и приемы: демонстрация блок-схемы, иллюстраций сказочных героев
7. Тема: «М.М. Пришвин «Выскочка»».
Задачи:
- развитие интереса к чтению с помощью визуальных средств (демонстрация блок-схемы);
- повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
- улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.
Методы и приемы: просмотр презентации.
8. Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Задачи:
- развитие интереса к чтению с помощью визуальных средств (иллюстрация сказки, демонстрация сказочных персонажей);
- повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
- улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.
Методы и приемы: демонстрация иллюстраций из сказки, сказочных героев.
9. Тема: «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Задачи:
- развитие интереса к чтению с помощью наглядных средств (книжные иллюстрации, демонстрация сказочного предмета - корзинки с шишками);
- повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
- улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы [4].
Методы и приемы: демонстрация иллюстраций на сказочную тему.
10. Тема: «Закрепление полученных знаний».
Задачи:
- развитие интереса к игре в кукольную инсценировку;
- повышение уровня знаний в процессе чтения;
- улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.
Методы и приемы: кукольная инсценировка. Рефлексия.
Таким образом, нами была разработана программа формирования читательского интереса у младших школьников в ходе интерактивного обучения различным видам чтения. Данная программа содержит условия, этапы и тематическое планирование по ее реализации.