Главная
АИ #18 (97)
Статьи журнала АИ #18 (97)
Формирование читательского интереса у младших школьников при интерактивном обуче...

Формирование читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения

Авторы:

Прудникова Юлия Владимировна

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

программа
читательские интересы
этапы
педагогические условия
динамика работоспособности
тематическое планирование

Аннотация статьи

В статье раскрыта программа формирования читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения, рассмотрены цели, задачи, условия, этапы реализации программы, а также тематическое планирование.

Текст статьи

В современном обществе в настоящее время наблюдается снижение интереса к чтению младших школьников, так как вместо чтения, учащиеся предпочитают просмотр телепрограмм и видеороликов, компьютерных игр, по этой причине уровень их грамотности снижается.

Изучение литературных произведений с использованием современных интерактивных средств, несомненно, только способствует активизации читательского интереса младших школьников.

Для формирования читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения, нами была разработана экспериментальная программа

Цель программы: формирование интереса к чтению у младших школьников в процессе интерактивного обучения различным видам чтения.

Задачи программы:

  • использовать интерактивное обучение с учащимися начальной школы на практике, чтобы вызвать интерес у читателей;
  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) путем использования различных форм с помощью интерактивных занятий;
  • развивать мировоззрение читателя учащихся посредством организации литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации с использованием интерактивных форм обучения;
  • стимулировать творческие способности младших школьников, развивать творческие способности в интерактивном обучении различным видам чтения;
  • развивать навыки работы с различными художественными материалами [3].

При организации занятий по формированию читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения учитывалась динамика работоспособности младших школьников:

  • 3-5 минут – тренировка;
  • 5-10 минут – оптимальный, период наивысшей эффективности;
  • 2-3 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо скорректировать нагрузку, расслабиться (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, утомлению организма);
  • 5-10 минут – период средней успеваемости (остальное время урока – период непродуктивной работы, проявляется усталость).

С целью коррекции и повышения уровня сформированности читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения необходимо создать следующие педагогические условия:

  • создание творческой атмосферы, способствующей свободному проявлению творческого мышления учащихся;
  • формирование дружеских отношений между всеми членами группы при совместной работе;
  • использование в содержании занятий по формированию читательского интереса интерактивного обучения (доска, презентации и т.д.);
  • разработка и внедрение тематических интерактивных занятий по литературному чтению, направленных на формирование читательского интереса учащихся.

Программа формирования читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения предполагает реализацию следующих этапов [2]:

  1. Исследовательский этап: изучение начального уровня формирования читательского интереса младших школьников;
  2. Этап деятельности: реализация программы по формированию читательского интереса у младших школьников в ходе интерактивного обучения различным видам чтения, тренинг по совершенствованию: накопление информации;
  3. Этап внедрения: внедрение полученных результатов на практике.

Эта программа рассчитана на 1 учебный месяц (10 уроков по 1 часу), 2-3 урока в неделю.

Тематическое планирование:

1. Произведение: С. Есенин «Черемуха».

Задачи:

  • развитие интереса к чтению с помощью изобразительных средств (иллюстрации к стихотворению, макет черемухи и портрет С. Есенина);
  • повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
  • улучшение речи и обогащение словарного запаса младших школьников при пересказе и ответе на вопросы.

Методы и приемы: демонстрация иллюстраций и макета черемухи и портрета С. Есенина.

2. Тема: «А Куприн «Слон»».

Задачи:

  • развитие интереса к чтению с помощью изобразительных средств (иллюстрации диафильма, внезапная демонстрация персонажа – слона);
  • повышение уровня знаний в процессе знакомства с автором;
  • улучшение речи и обогащение словарного запаса младших школьников при пересказе и ответе на вопросы.

Методы и приемы: просмотр диафильма.

3. Тема: «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»».

Задачи:

  • познакомить детей с жизненным и творческим путем писателя, продолжить работу над совершенствованием техники чтения;
  • развитие интереса к чтению с помощью наглядных пособий (иллюстрации к диафильмам, фигурка лебедя);
  • повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
  • улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы [1].

Методы и приемы: просмотр диафильма и демонстрация фигурки лебедя.

4. Тема: «А.Н. Афанасьев «Белая уточка»».

Задачи:

  • развитие интереса к чтению с помощью наглядных пособий (иллюстрации слайдов диафильма, демонстрация сказочных предметов – утки);
  • повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
  • улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.

Методы и приемы: просмотр диафильма, демонстрация сказочных предметов (утка), анимационные картинки.

5. Тема: «Великие русские писатели».

Задачи:

  • развитие интереса к чтению стихотворений писателей с помощью визуальных средств (иллюстрации портретов с подписями и стихотворениями);
  • повышение уровня знаний в процессе ознакомления с произведениями;
  • улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.

Методы и приемы: Демонстрация портретов русских писателей и иллюстраций к их произведениям.

6. Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»».

Задачи:

  • развитие интереса к чтению наглядными средствами (иллюстрации слайдов диафильма);
  • повышение уровня знаний в процессе ознакомления с произведением;
  • совершенствование речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответах на вопросы.

Методы и приемы: демонстрация блок-схемы, иллюстраций сказочных героев

7. Тема: «М.М. Пришвин «Выскочка»».

Задачи:

  • развитие интереса к чтению с помощью визуальных средств (демонстрация блок-схемы);
  • повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
  • улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.

Методы и приемы: просмотр презентации.

8. Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Задачи:

  • развитие интереса к чтению с помощью визуальных средств (иллюстрация сказки, демонстрация сказочных персонажей);
  • повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
  • улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.

Методы и приемы: демонстрация иллюстраций из сказки, сказочных героев.

9. Тема: «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Задачи:

  • развитие интереса к чтению с помощью наглядных средств (книжные иллюстрации, демонстрация сказочного предмета - корзинки с шишками);
  • повышение уровня знаний в процессе ознакомления с работой;
  • улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы [4].

Методы и приемы: демонстрация иллюстраций на сказочную тему.

10. Тема: «Закрепление полученных знаний».

Задачи:

  • развитие интереса к игре в кукольную инсценировку;
  • повышение уровня знаний в процессе чтения;
  • улучшение речи и обогащение словарного запаса детей при пересказе и ответе на вопросы.

Методы и приемы: кукольная инсценировка. Рефлексия.

Таким образом, нами была разработана программа формирования читательского интереса у младших школьников в ходе интерактивного обучения различным видам чтения. Данная программа содержит условия, этапы и тематическое планирование по ее реализации.

Список литературы

  1. Батакова Е.Л. Использование интерактивных технологий обучения на уроках: учебное пособие / под.ред.Е. Л. Батакова, Е. В. Соболева. – К.: Радуга ПРЕСС, 2018. – 126 с.
  2. Журина Т.В. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Т.В. Журина, Н.И. Захарова. – М.: Начальная школа, 2016. - С. 25-30.
  3. Колганова Н. Е. Формирование читательских умений и навыков: 61 работа с книгой // Начальная школа, 2018. – 342 с.
  4. Мусатова М.А. Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Теория и практика образования в современном мире. - СПб.: Заневская площадь, 2014. – 313 с.

Поделиться

951

Прудникова Ю. В. Формирование читательского интереса у младших школьников при интерактивном обучении различным видам чтения // Актуальные исследования. 2022. №18 (97). С. 108-110. URL: https://apni.ru/article/4071-formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-mladsh

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая