Более тысячи лет прошло с тех времён, когда была заложена основа в появление Русского государства. С тех пор, за всю многовековую историю, Россия пережила достаточно много исторических событий, повлиявших на судьбы миллионов людей. Хлебнула горя она сполна, но выстояла, не сломалась. Сегодня Россия вступила в новое тысячелетие, вступила надо сказать с большим стремлением к созданию наиболее мощного, рационального и демократического государства, в котором не будет места для людского ужаса и страха за свою жизнь, за жизнь своих детей. Любовь к своему народу, к своей Отчизне – вот тот нравственный ориентир, который должен быть заложен в политическом фундаменте Современной России.
Казалось бы, с таким направлением не должно быть преград для дальнейшего прогресса в инфраструктуре, экономике, в увеличении социального благосостояния населения в стране. Но как показывает статистика и социальные опросы, проведенные среди населения, значительная часть рабочего класса до сих пор проживают за чертой бедности. Главным звеном в финансовом обнищание российского общества выступает коррумпированная составляющая, которая проникла и закрепилась в законодательных, судебных, исполнительных органах государственной власти и во всех сферах общественных правоотношений.
Понятие коррупция, как и методы борьбы с этим нарицательным явлением существовали на всём протяжении человеческой эпохи. Термин коррупция в переводе с латинского «curruptio», трактуется как подкуп, порча, искажение, растление должностным лицом своих властных полномочий с целью личной выгоды. Одним из характерных признаков коррупции является конфликт, вызванный действиями должностного, выборного лица с интересами общества. По субъективным и объективным признакам в части состава преступления действия коррупционного характера аналогичны мошенничеству и относятся к категории преступлений против государственной власти.
В Российской Федерации понятие коррупция закреплено в федеральном законе «О противодействии коррупции». В нём закреплены главные антикоррупционные меры по борьбе, предупреждении и выявление такого рода общественно опасного деяния. Отечественное уголовное законодательство выделяет следующие виды коррупционных правонарушений: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285УК.РФ); получение и дача взятки (ст.290 и 291УК.РФ); коммерческий подкуп (ст.304УК.РФ); служебный подлог (ст.292УК.РФ); подкуп свидетеля, эксперта, потерпевшего, переводчика (ч.1 ст.309 УК.РФ).
За последние десятилетия коррупция претерпела значительные изменения, приобрела сложную устойчивую форму, с более изощрённой и алчной кастой неприкосновенных. Теперь это социальный институт изучением, которого занимаются не только органы, направленные на борьбу с ней, но и большинство учёных, историков, авторов публицистов, юристов практиков с целью разработать меры по снижению её к максимально низкому порогу распространения.
В широком распространении коррупции в России убеждено большинство граждан страны, о чем свидетельствуют все без исключения социологические опросы по данной проблеме. В повседневной жизни некоторая категория людей, при решении каких-либо житейский вопросов, считают это явление привычным делом, без которого решить тот или иной вопрос просто не реально либо придется потратить большее количество времени и нервов. Поэтому им проще преступить свои принципы и приспособиться к этому непорочному злу. Отсюда следует, что развитию коррупции способствует общее снижение духовно-нравственного потенциала общества, правовой нигилизм и неверие в неотвратимость наказания, избыточное государственное администрирование и несовершенство законодательства. При этом люди привыкли требовать от государства пресекать коррупционные схемы и действия тех или иных органов, не задумываясь о том, что, выступая одной из сторон такой сделки, гражданское общество вместо того, чтобы повлиять на ситуацию сами же и порождают коррупцию на местах.
В 1999 году бывший Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка в одном из своих выступлений заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. По нашему мнению, этому явлению способствовало становление нового государства после развала СССР, проводимая внутренняя политика, нестабильное время более известное в народных массах, как лихие 90-е, где у чиновников и других органов власти денежная единица заняла первое место в их жизненном цикле, а нравственные, сугубо-моральные и деловые качества отошли далеко назад, за их шикарные особняки и автомобили премиум класса. Никто не говорит, что стремится к обогащению это - чуждо, но многие должностные лица часто выходят за границы дозволенного, которые устанавливаются нашим законодательство, а именно за рамки УК. РФ.
Российское уголовное законодательство предусматривает штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок. Конфискация- как мера уголовно-правового характера позволяет изъять у коррупционера незаконные деньги либо имущество купленное или врученное в качестве взятки другим лицом. Прокуратура РФ имеет право инициировать проведение проверок за достоверностью и полнотой сведений о доходах и расходах чиновников, соответствием доходов чиновников их расходам.
На протяжении последних лет в России принят целый ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией. В частности, в соответствии со статьей 13.3. Федерального закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры, в том числе «разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации». Тем не менее, на практике отсутствует перечень документов, описание стандартов и процедур, необходимых для соблюдения данного Закона.
Контроль гражданского общества, будет возможен и весьма эффективен, если исходить из принципов прозрачности, доступа к информации, нетерпимости в отношении коррупции и повышения знаний в обществе о коррупции и борьбы с ней.
Особое внимание следует уделять антикоррупционному воспитанию в образовательных организациях, начиная со школьной скамьи, тем самым задачей государства является выработка в обществе политики нетерпимости к коррупционным правонарушениям.
Данная политика должна, прежде всего, включать такие мероприятия как лекции, семинары, разработка и внедрение в общество раздаточных материалов, публичность судебных процессов по коррупционных правонарушениям, внедрение в политику судов назначения реальных сроков наказания за коррупционные преступления, назначение значительных штрафов, политика порицания, изъятие в пользу государства имущества коррупционера.
Отечественное антикоррупционное законодательство помимо указанных законов имеет значительные возможности уголовно-правового порядка.
Исчерпывающий перечень коррупционных преступлений весьма важен, поскольку любая неопределенность в решении этой проблемы открывает возможности, как для политических спекуляций, так и для шельмования неугодных чиновников, от которых в условиях системной коррупции нередко избавляются посредством провокации взяток и фальсифицированных доносов.
Тем самым как нам представляется коррупционная политика в большей степени направлена на защиту государственного аппарата от проявлений коррупции в сравнении с коммерческой стороной экономики и жизни общества.
Это можно объяснить тем, что именно в полномочиях государственных органов аккумулированы основные механизмы государственной власти, которыми в свою очередь и обращаются коммерческие структуры.
Важнейшим внутригосударственным направлением в борьбе с коррупцией является разработка механизмов в борьбе с коррупционными преступлениями сотрудников полиции. Принято считать, что для эффективности борьбы с коррупцией в органах внутренних дел первое, что необходимо создать это эффективную систему социальной защиты сотрудников МВД, в частности повышение денежного довольствия, обеспечение жилыми помещениями и многое другое в плане социальных выплат и гарантий.
Другим направлением эффективной борьбы с коррупцией как в органах внутренних дел, так и в принципе в системе государственной службы является совершенствование кадровой политики при приеме на государственную службу.
При этом на государственную службу должны приниматься лица только с высшим образованием, имеющие безупречную репутацию как в быту, так и в служебной деятельности.
В нашем понимание, перспективными мерами для борьбы с коррупцией также является применение дисциплинарных мер в отношении государственных служащих.
Российская Федерация является участницей четырех антикоррупционных конвенций, но российское законодательство далеко от совершенства, так как необходимо ввести уголовную ответственность за предмет взятки если он представляет собой благ неимущественного характера, а также ввести уголовную ответственность за обещание и предложение взятки.
Международное сотрудничество по борьбе с коррупцией регламентировано значительным числом нормативных правовых актов, данная ситуация обусловлена прежде всего многоплановостью такого явления как коррупция, определенными сложностями в поисках единого подхода, который бы удовлетворял все государства, а также многоаспектностью взятых на себя государствами обязательств.
Следует сделать ряд выводов о работе российских властей в области международного антикоррупционного взаимодействия.
а) Международное сотрудничество становится для России все более весомым вектором в деле борьбы с коррупцией. Открытое обсуждение с зарубежными партнерами широкого спектра вопросов антикоррупционной тематики позволяет российской стороне последовательно и поэтапно, с учетом международных требований выстраивать действенную национальную систему противодействия коррупции.
б) Российские власти склонны придерживаться прагматического подхода к международному аспекту антикоррупционной борьбы, ориентируясь на взвешенную оценку зарубежных наработок и их избирательное использование.
в) Курс российских властей на активное взаимодействие с антикоррупционными национальными и региональными службами и с профильными структурами ООН и Евросоюза будет содействовать практическому решению следующих приоритетных для России на данном этапе проблем:
- выработка объективной характеристики состояния коррупции в системах государственной службы;
- анализ эффективности существующей системы мер по предупреждению коррупции;
- разработка предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы антикоррупционного мониторинга.
г) в конечном итоге практические шаги руководства РФ по предметному сравнению своей антикоррупционной практики с зарубежным опытом и расширению масштабов совместных программ закладывают солидную основу как для коррекции национальной антикоррупционной стратегии, так и для ее успешного перевода в плоскость практической реализации.
Смоленская область является родиной известных, выдающихся личностей, таких как Твардовский, Юрий Гагарин, Исаковский, Беляев и т.д. Смоленская область имеет огромный запас земель сельскохозяйственного назначения. Не зря соседние регионы называют Смоленщину землями мастеров, хлебопашцев. Да недавнего времени она славилась производством и заготовкой льна, как для внутренней торговли, так и для внешней. Но с приходом коррумпированных чиновников к власти всё изменилось. Земли стали зарастать лесными массивами, сельское хозяйство ушло в бытие и забвение. Деревенские жители начинают вести антисоциальный образ жизни из-за нехватки работы. Русская деревня начинает вымирать. А про дороги в области лучше не говорить. Смоленск - город ключ для всей России. Это именно тот город, перед которым восхвалялся сам Наполеон. Это Смоляне сидели в окопах, понимая, что фашистов уже не сдержать, но не сдали дорогу на Москву. Она восстала из пепла, но не сломалась. Но, к сожалению, коррупционные действия чиновников в 90-х начале 2000-х изменили былое величие Смоленщины...
Подводя определённую черту отмечаем, что коррупция в настоящее время приобрела системный характер, проникла во все сферы жизнедеятельности человека, распространилась во всех структурах государственных органах. Коррупционные действия наносят вред всем субъектам РФ без исключения, подрывая финансовую, политическую, духовно-нравственную силу и возможности страны. Антикоррупционная политика государства должна быть направлена на вовлечение любой категории граждан, вне зависимости от их социального статуса в обществе в процесс противодействия коррупции. Для достижения такого результата необходимо постоянно совершенствовать механизм общественного контроля, тесно взаимодействовать гражданскому обществу с государством, координировать усилия структур, участвующих в борьбе с коррупцией. Большая трагедия в будущем может ждать поколение новых Россиян, если сегодня народ не включится в активную фазу противодействия коррумпированности, начиная в первую очередь с самих себя. Важно правильно понимать, что коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам.
Россия великая страна, не нужно повторять ошибок прошлого столетия. Только вместе, воедино народ и президент смогут искоренить коррупцию.