научный журнал «Актуальные исследования» #18 (97), май '22

Вокально-хоровые трудности. Слаборазвитое чувство ритма

В данной статье рассматриваются трудности, с которыми чаще всего сталкиваются в вокально-хоровых коллективах. Это проблема слаборазвитого чувства ритма. В статье рассматриваются различные способы и подходы к устранению этой проблеме, практическое применения различных упражнений для учащихся с такими трудностями. Также рассматриваются разные варианты проявления этих трудностей, с разной степенью выраженности. В статье рассматривается проблема слабовыраженного чувства ритма, методы устранения этой проблемы. Также рассмотрена разница проявления этой проблемы в разновозрастных коллективах, приведены сравнения вокально-хоровых ансамблей разного профессионального уровня.

Аннотация статьи
чувство ритма
интонационность
вокальные коллективы
вокально-хоровые трудности
Ключевые слова

Чувство ритма само по себе очень важный навык при занятии и обучении музыкой. Этот навык бывает хорошо развитым, еще при рождении ребенка. В таком случае, начиная заниматься музыкой, такой ученик быстрее своих сверстников справится с различными ритмическими фигурами, новыми знаниями в этой области, будет увереннее держать темп, метр и ритм при исполнении любого произведения.

Ученики, которые не наделены врожденным хорошим чувством ритма сталкиваются зачастую с трудностями на начальном этапе обучения. Им тяжело даются различные ритмические упражнения, изучения новых темпов и ритмических рисунков.

Но существует огромное количество различных методик, с помощью которых можно улучшить внутреннее чувство ритма. В детских музыкальных учреждениях это различные игровые формы обучения, с использованием шумовых инструментов, собственных ног и ладошек. Дети разучивают новые ритмические рисунки, связки, запоминают ритмические последовательности и таким образом развивается чувство ритма.

В вокально-хоровом ансамбле отсутствие чувства ритма может очень сильно помешать развитию. В хоре присутствует множество разных голосов, разных участников, это может быть большой хор, малый хор или просто вокальный ансамбль. В большом составе слаборазвитое чувство ритма у нескольких участников возможно будет не так заметно, потому что дети смогут ориентироваться на общее звучание и исполнение и скрывать свои ритмические погрешности за голосами других исполнителей [3].

В коллективе малой формы или в вокальном ансамбле слабое чувство ритма заметно у каждого участника. В таком коллективе более ярко можно слышать каждый голос, каждую партию, а следовательно, и каждого участника с его исполнительскими данными и любыми погрешностями.

Слаборазвитое чувство ритма в данной ситуации может сбивать общее звучание ансамбля, выделять одного участника среди всех остальных. Да, безусловно, с любым вокальным коллективом работает дирижер, он задает темп произведения, контролирует все исполняемые партии, корректирует исполнение каждого голоса и именно на дирижера, как правило, ориентируются исполнители в любом коллективе, не только в вокально-хоровом. Но тем не менее дирижер не может полностью устранить все погрешности, если у исполнителя имеются трудности с чувством ритма. Дирижер лишь задает метр и темп, а внутри этого метра исполнителям необходимо озвучивать свои партии в определенном ритме, с определенной ритмической последовательностью [4].

Иногда встречаются такие ситуации, когда исполнитель со слаборазвитым чувством ритма начинает звучать не в темпе и не в ритме, но при этом обладает сильным мощным голосом и уверенно ведет партию. В таком случае остальной коллектив может ритмически последовать именно за этим исполнителем и начать звучать совсем не в том метре и темпе, который был изначально. В таких ситуациях следует больше внимания уделить индивидуальным занятиям с этим учеником, постараться различными упражнениями улучшить его чувство ритма, но не погасить уверенное звучание голоса.

Зачастую встречаются ситуации обратные, когда исполнитель со слабым чувством ритма следует за всем ансамблем или хором. Он при этом не обладает ярким голосом, еще пока не умеет вести уверенно свою партию и поддается на более уверенное звучание всего коллектива. В таком случае это не критично, потому что ритмические погрешности слышны минимально, у одного музыканта и очень быстро исправляются, так как этот музыкант подхватывает общую волну звучания и идет за ней. С таким учеником также важно заниматься индивидуально и развивать чувство ритма, потому что, если не уделять этому внимания, то такому ученику невозможно будет давать какие-либо сольные фрагменты общего вокального произведения, а это в свою очередь может сказаться на неполноценном развитии музыканта в вокально-хоровом коллективе.

Среди более старших возрастов – старшие школьные коллективы, хоры и ансамбли музыкальных колледжей, вузов – такая проблема встречается намного реже, так как трудность с чувством ритма обычно устраняют на начальном этапе обучения юного музыканта. Либо это чувство ритма развивается и усиливается, либо музыкант прекращает обучение, в силу отсутствия интереса и мотивации и, соответственно, не идет далее по музыкальным этапам образования.

Но тем не менее иногда можно встретить на этапе высшего музыкального образования такую проблему. Если у студента слаборазвитое чувство ритма, то любая ансамблевая деятельность осуществляется лишь в малых составах, для устранения этой проблемы, либо в больших оркестрах или хорах для того, чтобы музыкант мог следовать за общим звучанием всего коллектива, подхватывать ритм. Партии такого исполнителя всегда продублированы, поэтому он всегда может в звучании опереться на музыкального партнера.

Таким образом может очень быстро решиться проблема слаборазвитого чувства ритма.

В целом ощущение и восприятие ритма, его развитие у всего вокально-хорового коллектива необходимо. Поэтому иногда на репетициях стоит включать метроном, чтобы ученики могли автоматически под него подстраиваться, корректировать свое звучание, свои ритмические партии и слушать темп произведения, уметь исполнять музыкальную композицию под метроном.

Текст статьи
  1. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1961. Вып. 1.
  2. Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей. – М., 1953.
  3. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М.,2011. - 337 с.
  4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 2004. - 120 с.
  5. Ломпшеp И., Гулаш Р. Развитие способностей // Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М., 1981. 180 с.
Список литературы